научная статья по теме ГЛИНЯНЫЕ МОДЕЛИ СОСУДОВ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЛИНЯНЫЕ МОДЕЛИ СОСУДОВ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

JUTUTJTuimjiJTJTumj^

© 2008 г.

С. Е. Малых

ГЛИНЯНЫЕ МОДЕЛИ СОСУДОВ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ПОМИНАЛЬНОМ КУЛЬТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

В Древнем Египте с конца I династии1 появляется обычай сооружать в наземной части гробниц-мастаб (как царских, так и частных) небольшие культовые помещения, за которыми закрепилось условное название поминальных (или заупокойных) часовен. Позднее (начиная со времени царя III династии Джосера, при котором архитектурная структура царской мастабы была преобразована в пирамиду) эти часовни развились, с одной стороны, в огромные царские припирамидные комплексы (состоявшие из двух храмов - верхнего и нижнего, «долинного»), с другой - в часовни знати со многими помещениями.

Как только художественное оформление наземной части гробницы было завершено, в ней начинал отправляться поминальный культ кЗ хозяина гробницы2. Важное место в нем занимал ритуал кормления kj, имевший как вещественное, так и невещественное (изобразительное) проявление. С одной стороны, жрецы доставляли в часовни знати или царские поминальные храмы сосуды с пищей, питьем и др., с другой, эти действия с начала IV династии дублировались на стенах часовни текстуально и изобразительно - особой

жертвенной формулой, имевшей магическое значение, а также перечнями

" 3

жертвенных даров и сценами жертвоприношений.

Долгое время считалось, что материальным воплощением поминального культа всегда были реальные предметы, в том числе бытовые сосуды с пищей и питьем. Однако археологические изыскания конца XIX-XX в. в так называемой «пирамидной зоне» (некрополях столицы Египта Мемфиса) выявили огромный пласт миниатюрных (до 10 см высотой) грубо сделанных глиняных сосудиков, которые (учитывая их предполагаемое предназначение) сначала называли «model offering vessels»4. В настоящее время для их обозначения упо-

1 Первое помещение для отправления поминального культа археологически зафиксировано в Саккаре, в гробнице № 3505, приписываемой последнему царю I династии Каа. См. Emery W.B. Excavations at Saqqara. Great Tombs of the First Dynasty. T. III. L., 1958. P. 13.

2 Большаков A.O. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001. C. 131, 140.

3 Barta W. Opferformel // LÄ. IV. S. 584. Отметим, что сцены жертвоприношений и списки жертв появились уже в Раннем царстве. См. Kaplony P. Die Inschriften der ägyptischen Frühzeit. Bd III. Wiesbaden, 1964. Taf. 138-140 (Abb. 833-839), 147 (Abb. 853).

4 Fisher C.S. The Minor Cemetery at Giza. Philadelphia, 1924. P. 168.

требляется несколько терминов: Scheingefäße5, Scheinopfergefäße6, Modelkrüge7, Votivschalen, Opferschälchen8, pottery models9, miniature vases10, céramique miniature votive11. Автор данной статьи использует термины «вотивные модели» и «вотивная керамика» как наиболее емкие и характеризующие сущность этих предметов.

Несмотря на распространенность, вотивная керамика не стала темой специального исследования ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Цель данной статьи - установить место глиняных вотивных моделей в поминальных культах царей и знати эпохи Древнего царства.

ВОТИВНЫЕ МОДЕЛИ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Миниатюрные модели сконцентрированы в столичных некрополях Древнего царства (в Абу-Роаше, Гизе, Абусире, Саккаре, Хелуане, Дахшуре и Мейду-ме), но отсутствуют в провинциальных некрополях указанного периода. Они обнаружены как в царских пирамидных комплексах, так и в гробницах частных лиц, расположенных вокруг пирамид. Вотивная керамика в своей массе имеет датировку IV-VI династиями, пик ее применения приходится на вторую половину iV и V династии. Гигантские сосредоточения миниатюрной вотивной керамики (до 50 тысяч штук на одном памятнике) были выявлены в семи пирамидных комплексах царей IV-V династий: Снофру (Мейдум12 и Дахшур, у так называемой «ломаной» и красной пирамид13), Джедефра (Абу-Роаш14), Менкаура (Гиза15), Шепсескафа (южная Саккара16), Неферефра (Абусир17), а также в солнечном храме Усеркафа (северный Абусир18).

Обращает на себя внимание закономерность расположения основных скоплений вотивной керамики - не внутри поминальных храмов (где ее находят в значительно меньших количествах19), а за пределами оград святилищ, обычно

5 Junker H. Giza I. Wien-Leipzig, 1929. S. 126.

6 Faltings D. Die Keramik aus den Grabungen an der nördlichen Pyramide des Snofru in Dahchur. Arbeitsbericht über die Kampagnen 1983-1986 // MDAIK. 1989. 45. S. 137, 142.

7 Kaiser W. Die Tongefäße // Ricke H. Das Sonnenheiligtum des Königs Userkaf. II. Die Funde // BÄBA. 1969. 8. S. 56, 75.

8 Kromer K. Nezlet Batran. Eine Mastaba aus dem Alten Reich bei Giseh (Ägypten). Österreichische Ausgrabungen 1981-1983. Wien, 1991. S. 66.

9 Reisner G.A. Mycerinus. The Temples of the Third Pyramid at Giza. Cambr., 1931. P. 228.

10 Charvat P. The Mastaba of Ptahshepses. The Pottery. Praha, 1981. P. 145; Barta M. Pottery Inventory and the Beginning of the IV-th Dynasty // GM. 1995. 149. P. 15-18; idem. Abusir V. The Cemeteries at Abusir South I. Praha, 2001. P. 185; Mysliwiec K. Saqqara I. The Tomb of Merefnebef. Varsovie, 2004. P. 196. Pl. CVI.

11 Jéquier G. Fouilles à Saqqara. Le Mastabat Faraoun. Le Caire, 1928. P. 24; Marchand S., Baud M. La céramique miniature d'Abou Rawash. Un dépôt à l'entrée des enclos orientaux // BIFAO. 1996. 96. P. 272, 274-275.

12 el-Khouli A. Meidum // ACE. Reports 3. 1991. P. 13. Pl. 6.

13 Fakhry A. The Monuments of Snefru at Dahshur. Vol. II. The Valley Temple. Pt II: The Finds. Cairo, 1961. P. 106; Faltings. Die Keramik aus den Grabungen... S. 137, 142. Abb. 1.

14 Marchand, Baud. La céramique miniature d'Abou Rawash. P. 263-264, 267. Fig. 2.

15 Reisner. Mycerinus. P. 13-14, 25.

16 Jéquier. Le Mastabat Faraoun. P. 24.

17 Barta. Pottery Inventory. P. 17; Verner M. Abusir IX. The Pyramid Complex of Raneferef. The Archaeology. Praha, 2006. P. 293, 299, 312-313. Pl. XII, XLVIII.

18 Ricke. Das Sonnenheiligtum des Königs Userkaf. II. S. 49, 56, 75.

19 Для сравнения: в помещениях верхнего храма Менкаура в Гизе найдено около 150 моделей, а за его стенами - «несколько тысяч». Reisner. Mycerinus. P. 13-15, 1718, 25. Fig. 3, 4, 5. Pl. 20 f.

по одну или обе стороны дороги, ведущей к храмам (табл. I). М. Бо и С. Мар-шан, публикуя керамику из поминального храма царя Джедефра в Абу-Роаше, сделали логичное предположение, что жрецы, выходя из храма после совершения поминальных ритуалов, выбрасывали использованную посуду поблизости на не занятые постройками территории, устраивая своеобразные керами-20

ческие свалки .

Отсутствие сведений об аналогичных скоплениях у пирамидных комплексов Хуфу и Хафра в Гизе, Сахура, Нефериркара и Ниусерра в Абусире вполне объяснимо методикой раскопок XIX - начала XX в., когда керамика не учитывалась21. Например, Ф. Питри лишь отмечал, что скопления миниатюрных сосудов, наподобие найденных в Мейдуме, есть у пирамид Гизы22.

Раскопки первой половины XX в. выявили многотысячные группы глиняных моделей на Центральном плато Гизы: в частности, в заполнении мастаб вельмож V династии Ни-кау-хатхора и Сешем-нефера, а также в тесте сырцовых кирпичей, из которых была сложена окружная стена припирамидного города царицы Хенткаус I (V-VI династии)23. Все эти постройки примыкали с южной стороны к проходу из верхнего храма Хафра (IV династия) в его долинный храм. Вероятно, при строительстве более поздних сооружений скопление вотивных моделей из храмов Хафра было перемещено и попало в засыпку мастаб, а некоторая часть была переиспользована для замеса теста сырцовых кирпичей. Можно предположить, что изначально это скопление находилось с южной стороны от прохода из припирамидного храма Хафра в его долинный храм, как в Мейдуме (в комплексе Снофру) или в Гизе (в комплексе Менкаура, табл. 1).

Заметим, что речь в данном случае идет не о «перезахоронении» сакральных предметов, но именно о вторичном использовании ненужных и выброшенных за ненадобностью сосудов, которые на момент сооружения новых построек в Гизе уже не рассматривались мастерами, изготовлявшими сырцовые кирпичи, как сакральные предметы. Точно так же (в качестве твердой составляющей теста сырцовых кирпичей), но в значительно большей степени использовалась и битая бытовая посуда - черепки грубых пивных кувшинов, тарелок и даже качественной столовой утвари (краснолощеных мейдумских чаш и подставок). Поскольку крупные фрагменты керамики при этом дробились, для добавки в сырцовое тесто было удобнее (из-за небольших размеров) ис-

24

пользовать именно вотивную керамику .

Значительно меньшие скопления вотивных моделей зафиксированы в некрополях знати в Гизе, Абусире, Саккаре, Дахшуре и Мейдуме. Если в ранних погребениях (Мейдум, Гиза, начало IV династии) немногочисленные глиняные модели сосудов входили в состав погребального инвентаря и помещались в по-

20 Marchand, Baud. La céramique miniature d'Abou Rawash... P. 267.

21 Например, в публикациях У. Хольшера и Л. Борхардта керамика не учтена вовсе. Hölscher U. Das Grabdenkmal des Königs Chephren. Lpz, 1912; Borchardt L. Das Grabdenkmal des Königs Sahu-Re. Bd I-II. Lpz., 1910-1913; idem. Das Grabdenkmal des Königs Nefer-ir-ke-Re. Lpz, 1909; idem. Das Grabdenkmal des Königs Ne-user-Re. Lpz, 1907.

22 Petrie WMF. Medum. L., 1892. P. 19, 35.

23 Hassan S. Excavations at Giza. Vol. VI. Pt II. Cairo, 1948. P. 36.

24 Наблюдение основывается на исследовании автором стен гизехской поминальной часовни 24, раскопанной РАЭГ (рис. 1): помимо черепков бытовой керамики, в тесте сырцовых кирпичей обнаружены крупные фрагменты глиняных моделей сосудов.

Таблица I. Пирамидные комплексы царей. Места обнаружения вотивных моделей

Мейдум. Пирамидный комплекс, приписываемый Снофру (IV династия)

N

N.

0 100 м

1_I

Дахшур, долинный храм «ломаной» пирамиды Снофру (IV династия)

N

0 100 м

1_I

Дахшур. Пирамидный комплекс красной пирамиды Снофру (IV династия)

N

200 м

_I

Саккара. Поминальный комплекс Шепсескафа (IV династия)

N

50 м

Гиза. Пирамидный комплекс Менкаура (IV династия)

N

0 100 м

1_I

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком