научная статья по теме ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Философия

Текст научной статьи на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

Глобализация и мировоззрение

А.А. ГЕЗАЛОВ

В отечественной литературе доминирует взгляд на глобализацию как на процесс гомогенизации культур и выравнивания исторического процесса. Действительно, подобные ожидания в некоторой мере подтверждаются тем, что в мире появились такие общие институциональные единицы как образование, туризм, спорт, мода, СМИ, миграция и пр. Глобализация экономически связывает весь мир. В глобальном масштабе ориентиром становятся и так называемые общечеловеческие ценности. Человек сегодня уже может в некоторой мере охватить в своем представлении сущность, содержание, взаимосвязи и системную целостность многих процессов, сознательно использовать их для удовлетворения потребностей и реализации своих интересов. Глобализация ныне проявляется и в растущей унификации представлений всех людей на Земле о нормах гуманности, нравственности, демократии, свободы и прав человека.

Человек отражает мир деятельно. Значительное место в структуре личности занимают потребности, являясь существенным моментом ее ведущих характеристик и свойств. С одной стороны, глобализация определяет новые детерминанты и новые закономерности в развитии современного человека. С другой стороны, осмысление проблемы бытия человека - это ключ к пониманию многих важных аспектов глобализации. Основная проблема, связанная с пониманием процессов глобализации, заключается в самом человеке. Здесь закладываются основы тех противоречий, которые сопровождают глобализацию:

- Охватывая весь мир, она по-разному осуществляется в различных обществах и приводит к различным следствиям. В основном, она успешна и результативна для западных стран и для ряда незападных стран, сумевших выйти на глобальный рынок. Примером может служить такой экономический лидер глобализации как Китай. В то же время из-за неравномерности развития многие страны не могут воспользоваться возможностями глобализации, теряют свои позиции.

- Объединяя и разъединяя людей экономически, глобализация делает это и в сфере культуры. Глобальному распространению подвергается преимущественно массовая и консьюмеристская культура, содержащие упрощенные представления о рациональности. Хотя глобализация возникла вместе с проникновением западного капитала, за пределами Запада она распространяет упрощенные схемы мировоззрения.

- Главный импульс глобализации - свободный обмен товарами, капиталами, манипуляция сознанием (пиар) для продвижения своих товаров на глобальный рынок -сталкивается с локальным сопротивлением отдельных культур, которые хотят сохранить свои архетипы, коды, традиции по вполне понятным причинам: невозможно без

© Гезалов А.А., 2012 г.

последствий для будущего сломать свою культуру и заменить ее другой. Поэтому принято описывать глобализацию как сложный процесс диалектики локального и глобального. Это закреплено в термине "глокализация", предложенном английским социологом Р. Робертсоном.

- Глобализация меняет мировоззрение в сторону более сложной комбинаторики глобального и локального, универсального и партикулярного.

- Глобализация ведет не только к нарастанию объема мировоззренческих ценностей, но в своем трансформирующем воздействии на духовные сферы общества, формирующие личность, расшатывает традиционные системы ценностей, создает кризис ценностей в ряде обществ, притязании на универсальные ценности в других, и опору на локальные, в том числе, на национальные, в-третьих..

Ценности, присущие мировоззрению - это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности; они явлены в культуре, где откристаллизовалась в множественность ценностей. Признание самостоятельного мира ценностей - это метафорически выраженное стремление понять, утвердить объективную природу ценностей, способ выражения их относительной независимости от деятельности субъекта, определяемой воспитанием, вкусом, привычками, доступностью информации и других факторов.

Трансформации, порождаемые глобализацией, существенно преображают морально-этический, психологический облик человека, а значит, и современное общество.

При всех положительных тенденциях влияния глобализации отмечаются и деструктивные изменения межкультурной напряженности и "цивилизационных столкновений" [Хантингтон 1996] , обретающего черты реальности.

Проблема изменения человека в результате глобализации мало изучена. В ней проявляется отмеченное упрощение западной рациональности при распространении продуктов культуры, сведение ее к упрощенным схемам потребления, к формированию вне Запада экономического человека. Эта абстракция некоторых направлений политэкономии еще более примитивизируется культом консьюмеризма в незападном мире. В глобализации проявляется такой момент понимания места человека в мире как активизм. Э. Фромм назвал его "земным градом прогресса". Исследователями выделяются две формы активизма -"социальный революционаризм" и "технократическую волю к переустройству человеком не только Земли, но и Космоса" [Гайденко 1997, 114]. Обе составляющие активистской парадигмы присутствуют в концепциях глобализации. Эти концепции можно сгруппировать в три модели - социальную, сциентистско-технократическую и экономическую. Здесь как объективно, так и субъективно не хватает гуманитарной модели.

Парадокс глобализации в том, что человек, вместо того чтобы реализовать свои творческие потенции, ослепленный могуществом науки и техники и возможностью производства и потребления всё большего количества вещей:

- разрушает среду своего обитания, варварски относясь к природе;

- накапливает ядерный и другой военный потенциал, применение которого в военных целях может привести к чудовищной катастрофе;

- пренебрегает ценностями культуры и гуманизма для достижения целей;

- потворствует росту напряженности на религиозной и национальной почве;

- беспечно разрушает сформировавшуюся Вестфальскую международную систему и т.д.

- становится продуктом массовой и консьюмеристской культуры и пр.

Порой кажется, что человечество совершенно не заботится об отдалённом будущем, которое может вообще не наступить, если разовьются современные тенденции экономического роста. По словам академика В.С. Стёпина, человек в системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной западной культуры рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира [Степин 2005, 21]. Перспективу преодоления этих недостатков Степин видит в изменении цивилизации, в ее переходе из техногенного состояния в антропоморфное и одновременно социально-культурное [Степин 2011].

Современное западное общество описывается при помощи термина "информационное общество", "общество знания". При переходе одного общества на более высокую экономическую ступень часто побеждает мотив жадности, из-за чего права и свобода, играющие важнейшую роль в жизни каждого человека, сдают свои позиции, утрачивая как своё традиционное рациональное основание и содержание, так и не создавая новых форм. Во всех сферах общественной жизни продолжают действовать неконтролируемые людьми силы.

В целом, несмотря на то что мировое сообщество в функциональном значении превращается в единый организм, человек выступает в роли протагониста. Общественная среда как социальная матрица, как система взаимоотношений, ценностных ориентаций, взглядов, идей, установок, стереотипов и человек, подчинившийся ей, вступают в противоречие, имеют разные интересы. Пожалуй, существует определенная константа, набор установок, цементирующих общественную среду, и существует набор переменных, которые нужны для развития человека. Справедливо ли говорить о пассивности, отчуждении человека, его неспособности противостоять кардинальным переменам, значительному изменению роли сознания.

Совместно с проблемой расширения и развития информационных технологий, учёные решают вопрос о развитии технологий, влияющих на сознание. Всё, что происходит в окружающем мире, воспринимается нами, а значит, уже "пропускается" через наше сознание. Изменения, которые возникают в сознании человека, в основном затрагивают сферу смыслов, ценностей и целей жизни человека. В условиях глобализации для большинства людей характерно восприятие реальности, во многом навязываемое извне СМИ.

Интернет, расширив возможности доступа к любым видам информации, в то же время создает проблему фильтров для этой информации. Прежде всего социально-культурных фильтров, сформированным в ходе воспитания ребенка, обучения подростка, трудовой средой, моральными взглядами окружения. Интернет открывает новую возможность преодоления провинциализма и разделённости. В то же время Интернет стимулирует создание виртуальных миров, чье соотнесение с внешним миром не задается самим Интернетом. Виртуальная экономика является частью глобальной экономики. Как и Интернет, она не налагает на бизнесменов моральных обязательств.

Глобализация способствует кристаллизации универсальных принципов, укладов нового миропорядка. Глобализация не устраняет и не может устранить многообразие культур, то есть унифицировать их на базе определенной социокультурной парадигмы. Но вместе с этим, не решая проблемы глобального, универсального в культуре, она страдает экономизмом, который является одной из причин не только финансового, но и гуманитарного кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

Гайденко 1997 - Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

Стёпин 2005 - Степин В.С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации // "ВЕСТНИК Российского философского общества". № 4(36). М.: 2005.

Степин 2011 - Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПб ГУП, 2011.

Хантингтон 1996 - Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ.: 1996.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком