научная статья по теме ГОРЕ УМУ: “ГОРЕ ОТ УМА” В “МЕРТВЫХ ДУШАХ” Языкознание

Текст научной статьи на тему «ГОРЕ УМУ: “ГОРЕ ОТ УМА” В “МЕРТВЫХ ДУШАХ”»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2012, том 71, № 6, с. 59-65

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

ГОРЕ УМУ: "ГОРЕ ОТ УМА" В "МЕРТВЫХ ДУШАХ"

© 2012 г. В. Ш. Кривонос

В статье рассматривается интерпретация в "Мертвых душах" тематики и коллизий "Горя от ума". Специальное внимание уделяется трактовке темы ума в произведениях Гоголя и Грибоедова и в этой связи сопоставлению образа Чичикова с образами Молчалина и Чацкого. Раскрываются особенности осмысления Грибоедовым и Гоголем проблемы ума как экзистенциальной и онтологической.

The article looks at how the author of "Dead Souls" interprets the topics and collisions adopted from "Woe From Wit". Special attention is paid to Gogol's and Gribodov's treatment of "wit" and, by way of consequence, the comparison between the image of Chichikov and the images of Molchalin and Chatsky is offered. There are analyzed Griboyedov's and Gogol's approaches to the problematic of wit in its existential and ontological dimensions.

Ключевые слова: Грибоедов, Гоголь, творческие контакты, тема ума, горе от ума, горе уму. Key words: Griboedov, Gogol, creative contacts, the "wit" theme, woe from wit, woes of wit.

Образно-смысловые соприкосновения комедии Грибоедова и произведений Гоголя уже привлекали внимание исследователей, посвятивших специальные работы роли мотивов и образов "Горя от ума" в "Ревизоре" [1, с. 198-209] и генезису темы сумасшествия в "Записках сумасшедшего" [2, с. 193-198]. Отмечены были и отражения "Горя от ума" в "Мертвых душах"; отдельные замечания и наблюдения касались наследования Чичиковым потенциальных свойств Молчалина [3, с. 99-100], характерологической близости этих героев и объясняющих ее биографических и сюжетных параллелей [4, с. 182-183; 5, с. 231], а также мотива сплетни в комедии и в поэме [6, с. 80-83].

В предлагаемой статье речь пойдет о переосмыслении в "Мертвых душах" тематики и коллизий "Горя от ума", оказавшихся особенно значимыми для художественного замысла Гоголя. Подход, учитывающий, что "чужое художественное творчество" может служить и часто служит для писателя "отправной точкой собственных построений" [7, с. 210], представляется нам наиболее продуктивным для изучения проблемы творческих контактов в историко-литературном процессе.

"Высшее значение" комедии Грибоедова справедливо усматривается «в ее доминирующей теме, в теме "ума"» [8, с. 105]. В "Горе от ума" развиваются и сталкиваются разные представле-

ния об уме, его признаках, свойствах и функциях. Ср.: «..."ум" фамусовского общества - так называемый "практический ум"» [9, с. 56]. Говоря о Молчалине как о "человеке практическом", критик заметил, что он "умен умом его сферы" [10, с. 507]. Ум Молчалина, человека практического, тоже практический - и проявляется в следовании имеющим для него практическое значение заветам отца:

Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. [11, с. 127]

Чичиков, в ком рано обнаружился "большой ум. со стороны практической", усвоил, подобно Молчалину, заронившееся "глубоко ему в душу" отцовское «умное наставление: "больше всего угождай учителям и начальникам"» и "больше всего береги и копи копейку" [12, с. 225]. И тоже следует ему на практике. Угождает он не всем и уж точно не собаке дворника, отличаясь умением постигнуть "дух начальника" и сообразить, "в чем должно состоять поведение" [12, с. 227]. Было отмечено, что "молчалинство - лишь его молодость, русская жизнь вырабатывала в Чичикове новый тип" [4, с. 183]. Ср. также: "Трудно представить грибоедовского героя ринувшимся в аферу с мертвыми душами" [5, с. 231]. Молчалинство между

тем - это стиль поведения, свойственный Чичикову не только в его молодости; дело тут не в простой способности угождать, отнюдь не утраченной Чичиковым и позднее, а в умении каждый раз вновь приспособиться к новым обстоятельствам и извлечь из них для себя выгоду. В этом смысле афера с мертвыми душами молчалинскому стилю поведения не противоречит.

Доказано, что «"портретность" персонажей "Горя от ума"», представляющаяся очевидной, "весьма условна" [13, с. 63]. Условна и историческая локализация молчалинского типа, не замкнутого в строго определенных хронологических рамках. Кс. Полевой писал в 1833 г.: «Всякий век имеет своих Молчалиных, но в наше время они точно таковы, как Молчалин "Горя от ума". <...> Осмотритесь: вы окружены Молчалиными» [14, с. 479]. Молчалин, как подчеркивал П.А. Каратыгин в споре с театральными рецензентами1, "человек еще очень молодой" [15, с. 166]. Но и Чичиков был "юношей довольно заманчивой наружности" [12, с. 227] прежде, чем оказался таким, каким он показан в поэме, то есть господином "средних лет и осмотрительно-охлажденного характера" [12, с. 92-93]. "Мертвые души" и "Горе от ума" разделяет временная дистанция почти в двадцать лет, что, однако, не мешает Чичикову и Молчалину оставаться современниками - и не только потому, что изображенный Гоголем мир «с точки зрения реально-исторического времени "растянут" между 10-30-ми гг. XIX столетия» [16, с. 192]. Избранные грибоедовским и гоголевским героями способы самоутверждения обнажают их принадлежность по психологическому складу к слою людей 1820-1830-х годов, кто выбивался "из грязи в князи" и стремился стать частью так называемой "новой знати" [17, с. 152].

Указывая на молчалинское в Чичикове, важно обратить внимание и на чичиковское в Молчали-не. Чичиков, по авторскому определению, "хозяин, приобретатель" [12, с. 241]. Но и Молчалин в своем роде тоже приобретатель; предметом приобретения служат для него чины, связи, знакомства, словом, все то, что может помочь ему сделать чиновничью карьеру. Дела и поступки Чичикова, связанные с приобретением, которое "вина всего", автор относит к категории "не очень чистых" [12, с. 242], причем не только и даже не столько в юридическом, сколько в нравственном смысле. Поведение Молчалина также не отличается нравственной чистотой.

1 Речь идет о постановке в 1830 г. двух действий "Горя от ума".

Чацкий, пытаясь понять, не влюблена ли Софья в Молчалина, не хочет верить, что тот может быть ей мил:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?.. [11, с. 62]

И Молчалин оправдывает это предположение, когда жалеет и вразумляет Чацкого, которому "не дались чины", что надо "хоть раз бы съездить" к влиятельной московской даме, Татьяне Юрьевне:

Так: частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

[11, с. 72]

Секретарь Фамусова, как выясняется, действительно поумнел, но не в том смысле, какой вкладывает в это слово Чацкий. Если раньше, в юности, он и в самом деле выглядел глупым, запомнившись Чацкому пристрастием к списыванию новеньких песенок и бессловесностью [11, с. 27], то теперь, озабоченный карьерой, глупым он лишь прикидывается, но таковым себя вовсе не считает:

Молчалин

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Чацкий

Помилуйте, мы с вами не ребяты;

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин

Ведь надобно ж зависеть от других, ...

Чацкий

Зачем же надобно?

Молчалин

В чинах мы небольших. [11, с. 74]

Молчалину, как подсказывает ему его практический ум, выгодно казаться бессловесным, словно у него отсутствует собственный разум; ведь для него это прямой путь к степеням известным [11, с. 27]. Чацкий лишь "раз в жизни" [11, с. 64] притворяется, чтобы узнать, кого действительно любит Софья; для Молчалина притворная глупость - норма поведения и результат выбора. Такой же, как и роль "друга", застенчивого и робкого, потому что "в бедности рожден" [11, с. 15], роль, отвечающая ожиданиям сентиментально настроенной Софьи:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

[11, с. 127]

Молчалин принимает вид, "чтобы не быть отлученным от выгодного места, обеспечивающего

необходимые для дальнейшей карьеры связи." [8, с. 246]. Ср. с поведением Чичикова, притворившегося влюбленным в дочку старого повытчика, чтобы получить "открывшееся вакантное место", после чего "о свадьбе так дело и замялось, как будто вовсе ничего не происходило" [12, с. 230]. Чичиков, действуя "почти по-молчалински" [8, с. 248] в иной, чем фамусовская, среде, обходится без сентиментальных излишеств и просто надувает своего покровителя.

Фамусов, застав Молчалина в ранний час с Софьей, напоминает о благодеяниях, о которых тому не следует забывать:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин ассесора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери. [11, с. 14]

Молчалин понимает, что он чужой в мире, где все родня, но которым он рассчитывает "ловко овладеть со временем" [10, с. 507]. Полагаться же ему приходится исключительно на собственные таланты, служащие атрибутами его практического ума:

Умеренность и аккуратность. [11, с. 71]

Молчалинские умеренность и аккуратность и имел в виду Фамусов, объясняя Скалозубу, почему секретарем у него безродный:

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой. [11, с. 42]

Софья, когда берет "под защиту" Молчалина в разговоре с Чацким, считает, что оценивает его человеческие качества, однако речь идет о качествах деловых:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

[11, с. 66]

Отличающий Молчалина "ум" хоть и не "скор" и не "блестящ", как у Чацкого, но зато, убеждена Софья, "семейство осчастливит" [11, с. 67]. На характеристику Молчалина влияет его умение казаться таким, каким он видится Софье в ее сентиментальном по содержанию сновидении:

.и вкрадчив, и умен,

Но робок... [11, с. 15]

Чичиков не занимается самоуничижением, когда благодарит Манилова за "услугу", оказанную "человеку без племени и роду" [12, с. 36]. Не имея "протекции" и получив после училища "ничтожное" местечко, "решился он жарко заняться службою, всё победить и преодолеть", чтобы вести затем "жизнь во всех довольствах" [12, с. 228]. Ср. совет, который дает Чацкому

Молчалин, выдавая собственное сокровенное желание:

Ну, право, что б

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком