научная статья по теме ХЕБ-СЕДНЫЙ БЕГ ВОКРУГ ЗНАКОВ DNBW И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ «БЕЛЫХ СТЕН» МЕМФИСА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХЕБ-СЕДНЫЙ БЕГ ВОКРУГ ЗНАКОВ DNBW И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ «БЕЛЫХ СТЕН» МЕМФИСА»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

© 2008 г.

А. А. Крол

ХЕБ-СЕДНЫЙ БЕГ ВОКРУГ ЗНАКОВ DNBW И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ «БЕЛЫХ СТЕН» МЕМФИСА

В современной египтологической литературе праздник сед (хеб-сед) принято рассматривать как праздник омоложения, возобновления витальных сил правящего фараона и подтверждения его божественного происхождения, а тем самым его прав на египетский престол. Также считается, что хеб-сед был церемонией, которая заменила бытовавший в додинастический период ритуал убийства правителя по достижении им определенного возраста, когда его магическая сила, отождествлявшаяся с производящими силами природы, якобы начинала угасать1. Считается, что празднование хеб-седа происходило впервые на 30-м году царствования фараона, а затем повторялось каждые три-четыре года. Именно поэтому в египтологической литературе хеб-сед также часто именуется юбилеем.

Такое понимание хеб-седа было разработано в трудах Ф. Питри, М. Мюрей, А. Морэ, В. Хелька, М.Э. Матье, В. Барта, Э. Апхилла, Э. Хорнунга и Э. Штее-лин и др2. Однако эта «витальная», как ее можно было бы назвать, теория, объясняющая истоки и ритуальный смысл хеб-седа, не была безоговорочно принята всем египтологическим сообществом. Согласно альтернативной точке зрения, основное содержание ритуалов праздника сводилось к подтверждению единства двух частей страны. Приверженцами такой интерпретации были К. Зете, В. Кеес, Я. Черни, Б.Б. Пиотровский и др.3

1 Jiménez S.A. Royal Festivals in the Late Predynastic Period and the First Dynasty. Oxf., 2GG2 (BAR International Series. 1076). P. 43.

2 Petrie W.M.F. Researches in Sinai. L., 1906. P. 3SG; Murray M. Evidence for the Killing the King in Ancient Egypt // Man. 1914. 14. № 2, 18; Moret A. Du caractère religieux de la royauté pharaonique. Le Caire, 1902. P. 189; Helck W. Untersuhungen zur Thinitenzeit // ÄA. 1987. 45. S. 10; Barta W. Untersuchungen zur Göttlichkeit des regierenden Königs // MAS. 1975. 32. S. 62-73; idem. Der Dramatische Ramesseumpapyrus als Festrolle beim Hebsed -Ritual // SAK. 1976. 4. S. 31-43; idem. Die Sedfest-Darstellung Osorkons II. im Tempel von Bubastis // SAK. 1978. 6. S. 25-42; Uphill E.P. The Sed-Festival Rites // JNES. 1965. XXIV. 4. S. 365-383; Hornung E, Staehelin E. Studien zum Sedfest // AH. 1974. I.

3 Sethe K. Beiträge zur ältesten Geschichte Ägyptens. Lpz, 1905. S. 133; Bissing W.F. von, Kees H. Untersuchungen zu den Reliefs aus dem Re-Heiligtum des Rathures// ABAW. 1922. XXII/1. S. 159; Kees H. Dreißigjahrfest // Bonnet H. Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. B., 1952. S. 158-160; Cerny J. Ancient Egyptian Religion. L., 1957. P. 122; Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // ВНАП. 1976. 20. С. 112.

В своем понимании хеб-седа мы стоим ближе ко второй точке зрения, поскольку витальная теория не принимает во внимание возможность изменения смысла ритуалов праздника с течением времени. Представляется, что хеб-сед стал циклическим праздником возрождения жизненных сил фараона не ранее правления фараона Аменхетепа III, который отпраздновал три юбилея: на 30-х, 34-х и 37-х годах царствования4. В другой раз этот идеальный сценарий празднования хеб-седа имел место в правление Рамзеса II. В первый раз он отметил свой юбилей на 30-м году пребывания у власти, а затем повторял его 14 раз на протяжении 67 лет своего царствования5. Другими словами, существовали лишь два правителя, которые праздновали свои хеб-седы «по правилу».

Тщательный анализ источников приводит также к выводу о том, что не существовало никаких истоков хеб-седа в додинастическом периоде, как это считают сторонники витальной теории6. Праздник возник вместе с рождением государства в долине Нила и эволюционировал параллельно ходу политической истории страны. Первые хеб-седы были, по сути, военными праздниками, справлявшимися после очередного успешного подавления восстания в Дельте и воссоединения страны под властью единого правителя7.

Процесс создания двуединой структуры государства занял почти пять столетий и завершился лишь с воцарением III династии. Заупокойный комплекс фараона Нечерихета (Джосера) стал увековеченным в камне символом единства страны. В то же время значительная часть сооружений комплекса, расположенных в так называемых Большом и Хеб-седном дворах, свидетельствуют о том, что в период правления Джосера ритуал праздника сед был окончательно сфор-

о

мирован .

Хеб-седный бег фараона был центральным событием праздника (рис.1, 1-3)9. На хеб-седных памятниках фараон изображен осуществляющим ритуальный бег с инсигнией nhh в правой руке и футляром mks, в котором находились документы, подтверждающие его права на престол, - в левой10.

На всех хеб-седных изображениях, начиная с Тинитского времени и вплоть до Позднего периода11, ритуальный бег фараона происходит между знаками полукруглой, подковообразной формы, напоминающими литеру D. Эта идеограмма, по мнению английского египтолога А. Спенсера, служила детерминативом к слову dnbw, означающему территориальные ограничители, пограничные знаки12. Такой вывод исследователь сделал на основании двух записей из списка богов, начертанного в храме Сети I в Абидосе. Здесь жрецы воскуривают благовония обожествленным dnbw rsjwt (южным dnbw) и dnbw mhtjw (северным

4 Van Siclen III. C.C. The Accession Date of Amenhotep III and the Jubilee // JNES. 1973. 32. P. 290-294.

5 Habachi L. The Jubilees of Ramesses II and Amenophis III with Reference to Certain Aspects of their Celebration // ZÁS. 1971. 97. P. 64.

6 Крол A.A. Египет первых фараонов. Хеб сед и становление древнеегипетского государства. M., 2005. С. 120-121.

Ibid.

о Ibid.

9 Hornung, Staehelin. Op. cit. S. 43.

10 Barta W. Mekes / LÁ. II. 1980. Sp. 20-21.

11 Самое позднее изображение хеб-седного бега фараона относится к саисскому периоду и было обнаружено в ходе раскопок дворца правителя XXVI династии Ф. Питри в Мемфисе (см. ниже).

12 Spenser A.J. Two Enigmatic Hieroglyphs and their Relations to the Sed-Festival // JEA. 1978. 64. P. 52-55.

Рис. 1.1 - оттиск цилиндрической печати фараона Дена; 2 -табличка царя Дена из Абидоса. Эбеновое дерево; 3 - рельеф из Красного святилища царицы Хатшепсут в Карнаке. Фото А. Гарматюка

dnbw)13. Само слово dnbw, очевидно, происходит от глагола dnb - «поворачивать»14. Их архитектурным воплощением, вероятно, можно считать В-образные «кренделевидные» сооружения, раскопанные С. Фиртом в так называемом Большом дворе между Ступенчатой пирамидой и Южной гробницей в заупо-

13 Ibid. P. 52.

14 Wb. V. 576, 5.

Рис. 2. В-образные знаки из заупокойного комплекса Джосера в Саккаре. Фото автора

койном комплексе Джосера в Саккаре (рис. 2)15. Они расположены по оси север-юг на расстоянии 55.09 м друг от друга, что приблизительно равнялось 105 египетским локтям16. Назначение этих сооружений в течение долгого времени обсуждается в литературе. Большинство исследователей видит в них как раз те знаки, между которыми совершает свой ритуальный бег фараон на многочисленных изображениях празднования хеб-седа.

Подобная интерпретация, однако, наталкивается на одну серьезную проблему. На рельефах, украшавших ложные двери в подземных галереях как Ступенчатой пирамиды, так и Южной гробницы, хеб-седный бег фараона изображен, согласно «классической» схеме, между «подковообразными» знаками, расположенными по три с обеих сторон от бегущего, но в Большом дворе были раскопаны две В-образные конструкции. Этот казус получил несколько объяснений в египтологической литературе. По мнению В. Декера, число знаков dnbw, изображенных на рельефах, нужно рассматривать как показатель множественности; таким образом, бег между ними означал символическое овладение всеми странами, всей землей. Однако при строительстве площадки для бега, которая располагалась между верхне- и нижнеегипетским погребальными сооружениями, следуя идее двуединства, последовательно воплощенной во всем комплексе, количество знаков dnbw было сведено к двум17. По мнению исследователя, наряду с площадкой для бега, расположенной в Большом дворе, существовала другая площадка в Хеб-седном дворе. Она была в соответствии с классическими изоб-

15 Lauer J.-Ph. La pyramide a degrees. Vol. I. L'architecture. P., 1936. P. 145.

16 Idem. Les édicules en forme de D du complexe monumental de la pyramide a degrees // Hommages a Jean Leclant. IFAO. Bibliothegue d'etude. 1993. 106. 4. P. 183.

17 Decker W. Sportliche Element im altagyptischen Kronungsritual. Überlegungen zur Sphinx-Stele Amenophis' II // SAK. 1977. 5. S. 12-13.

4 Вестник древней истории, № 3

97

Рис. 3. Оттиски печатей с названиями египетских городов (Wilkinson TA.H. Early Dynastie Egypt. L., 2001. Рис. 4, 1)

ражениями ритуального бега ограничена знаками dnbw, расположенными по три с каждой стороны18.

Другое объяснение указанному противоречию было предложено В. Хельком. Ученый рассматривал четыре расположенные попарно каменные структуры как четыре стороны света19.

На наш взгляд, одним из интересных вопросов, связанных с темой хеб-седно-го бега, является интерпретация происхождения и изначального смысла знаков dnbw. Этой теме, насколько нам известно, за исключением В. Викентьева никто из египтологов внимания не уделял. Викентьев рассматривал знаки dnbw как символическое изображение оазисов Ливийской пустыни или как резервуаров для воды, колодцев20. К сожалению, автор не приводил никаких других доказательств своей гипотезы помимо внешнего сходства знаков dnbw с формой оазисов или сосудов для воды, изображавшихся в качестве детерминатива к слову оазис. Прототипами каменных знаков из Большого двора в комплексе Джосера, по мнению Викентьева, были колодцы21.

Нам представляется возможным иное толкование проблемы. Трехразовое повторение подковообразных знаков на изображениях хеб-седного бега, оче-

18 Idem. Sport und Spiel im Alten Ägypten. München, 1987. S. 38.

19 Helck W. Bemerkungen zum Ritual des Dramatisehen Ramesseumpapyrus // Orientalia. 1954. 23. S. 987.

20 Vikentiev V. Les rites de la réinvestiture royale en tant que ehamp de recherches sur la pé

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком