научная статья по теме ИСТОЧНИКИ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЗНАНИЕ-СОСТОЯНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ 159 Философия

Текст научной статьи на тему «ИСТОЧНИКИ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЗНАНИЕ-СОСТОЯНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ 159»

Вопросы философии. 2015. № 8. С. 159-171

Источники сотериологического знания и знание-состояние в индуистском тантризме С.В. Пахомов

Статья продолжает тематику духовного знания в индуистском тантризме. Рассматриваются источники такого знания, исследуется знание как психофизическое состояние его носителя. Духовное знание обретается с помощью тех или иных средств. Среди них -непосредственное божественное откровение в виде особой силы (шактипата), изучение священных текстов, опыт духовного различения, контакт с наставником, йога, в некоторых случаях - ритуальная деятельность. По существу, все эти источники обретения знания равноценны. Знание тесно связано с определенным - необычным, трудноописуемым, "мистическим", "просветленным" - психофизическим состоянием, в котором индивид переживает глубинную связь со сферами более высокого порядка, чем обычная действительность. Для описания этого состояния тантрические тексты прибегают к различным терминам, среди них - "самадхи", "самата", "турия", которые анализируются в статье. Особой разновидностью знания-состояния является духовное узнавание индивидом своего истинного начала (пратьябхиджня).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сотериология, духовное знание, индуистский тантризм, освобождение, узнавание.

ПАХОМОВ Сергей Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ.

Цитирование: Пахомов С.В. Источники сотериологического знания и знание- состояние в индуистском тантризме // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 159-171

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 8. P. 159-171

Sources of the Soteriological Knowledge and the "Knowledge as State" in Hindu Tantrism Sergei V. Pakhomov

The article continues the theme of spiritual knowledge in Hindu Tantrism. The sources of such a knowledge and the knowledge as a specific condition are described in the article. Spiritual knowledge is acquired by various means. Among them are a direct divine revelation in the form of special power (shaktipata), the study of sacred texts, the experience of spiritual discernment, contact with the teacher, yoga, in some cases also a ritual activity. Essentially all of these sources of gaining knowledge are equivalent. Knowledge is closely connected with an unusual, that one hard to describe, "mystical", "enlightened" psycho-physical state in which the individual experiences a deep connection with the spheres of higher order than his ordinary reality. In order to describe this state, tantric texts use different terms, among them "samadhi", "samata", "turiya", which are analyzed in the article. A special kind of "knowledge as state" is the spiritual recognition by the individual of his true nature (pratyabhijna).

KEY WORDS: soteriology, spiritual knowledge, Hindu Tantrism, liberation, recognition.

PAKHOMOV Sergei V. - CSc (PhD) in Philosophy, Associate Professor at Department of Philosophy and Culture of the Orient, Institute of Philosophy of SPSU (St. Petersburg).

sarpa68@mail.ru

Citation: Pakhomov S.V. Sources of the soteriological knowledge and the "knowledge as state" in Hindu Tantrism // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 8. P. 159-171 (in Russian).

© Пахомов С.В., 2015 г.

Источники сотериологического знания и знание-состояние в индуистском

тантризме

С.В. ПАХОМОВ

В недавнем номере журнала "Вопросы философии" мы опубликовали статью, посвященную теме сотериологического знания в индуистском тантризме [Пахомов 2015]. Ниже следует продолжение этой темы в несколько иных ракурсах. Задачи настоящей статьи - анализ источников такого знания и исследование знания как конкретного психофизического состояния его носителя.

Источники обретения знания

Будучи важнейшим средством освобождения, а порой напрямую отождествляясь с ним, духовное знание в свою очередь является следствием применения тех или иных средств, которые связаны как с личными усилиями адепта, так и с внешними по отношению к нему, трансцендентными силами (парадоксальным образом, впрочем, коренящимися в глубинах его же собственного существа).

Пожалуй, самый главный источник знания, согласно тантрической традиции, - это божественное откровение. Божественное влияние в той или иной мере освящает всю тантрическую практику, является ее смыслом и движущей силой. Иными словами, у истоков тантрического пути к Богу стоит сам же Бог. Откровение может быть ниспослано подготовленному человеку напрямую от Бога или опосредованно, через другие существа, приобретающие божественный статус. Непосредственное откровение упоминается, например, в "Саундарья-лахари" (3), в которой поэт вдохновенно воспевает Дэви: "[ты есть] город-остров солнца, [прогоняющего] внутренний мрак неведения"1.

Примечательно, что божественная сила способна как даровать знание (видья), так и погрузить человека в тенета незнания (авидья). В "Шактананда-тарангини" Брахма-нанды Гири (I. 113) говорится, что "эта Махамайя двойственна - она и видья, и авидья. Когда Махамайя является источником освобождения, она - видья, а когда Махамайя есть источник связанности сансарой, она - авидья" [Brahmanandagirï 1987, 13]. Несомненно, подобная "двойственность" высшей силы является следствием ее неописуемой, парадоксальной природы, где нет привычных для нас разграничений на добро и зло, знание и незнание, где содержится поистине "всё", и это "всё", переходя на уровень эмпирического индивида, как бы отливается в ту форму, которую тот способен воспринять в соответствии со своим духовным уровнем; поэтому и получается, что у одного эта сила порождает знание, а у другого нет.

В какой мере откровение от Бога (Богини) коррелирует с личными усилиями адепта? Возможен ли самостоятельный "вызов" откровения? Б.Н. Пандит считает, что "такое откровение не может снизойти на людей лишь благодаря их личным усилиям. Человеческие усилия и цели людей по природе своей ограничены, поскольку они могут быть направлены только на то, что уже известно. <.. .> Как неведение, так и откровение ниспосылаются Богом. Это вдохновение божественного знания известно как его милость (anugraha), или нисхождение его силы (saktipata). Только те, кто получает божественную шактипату, проявляют интерес к пути истинного знания" [Pandit 1997, 81].

Шактипату нельзя получить по заказу или вызвать заклинанием, поскольку она "не зависит ни от какой иной причины, кроме милостивой и абсолютно свободной воли

Господа", полагает тот же автор [Ibid., 82]. Таким образом, шактипата обусловлена исключительно внутренней, сакральной причиной. "Шактипата Господа не [зависит от какой-либо внешней] причины", - утверждает кашмирский мыслитель Абхинавагупта (X-XI вв.) в "Малинивиджая-варттике" (I. 688) [Abhinava Gupta 1921].

Тема шактипаты, или ануграхи, была подробно исследована мыслителями кашмирского шиваизма, в частности, тем же Абхинавагуптой, который в 13-й главе трактата "Тантра-алока"2 разделяет шактипату на три вида - сильный (livra), средний (madhya) и слабый (manda), каждый из которых в свою очередь подразделяется на три подвида - быстрый, умеренный и медленный. В общей сложности философ выделяет 27 видов шактипаты3. В другом сочинении Абхинавагупта признаётся, что "практика авеши4 не будет успешной без сильнейшей шактипаты Бхагавана, а также без милости наставника, ниспосылаемой после очень длительного припадания к его стопам" ("Гитартха-санграха", XII. 9) [Abhinavagupta 1933]. Здесь благодатная божественная сила ставится в один ряд с духовной силой наставника, который также способен значительно повлиять на ученика, прежде всего потому, что он и сам представляет собой чистый канал шактипаты.

Помимо этого, основного, способа получения знания, в тантризме выделяется множество других. Например, к ним принадлежит внимательное изучение священных текстов. "Саундарья-лахари" (31) в обращении к великой богине заявляет, что "по твоему настоянию он (Пашупати, то есть Шива. - С.П.) низвел в этот мир твою тантру, которая, со своей стороны, [позволит] в единой устремленности [обретать] все цели человеческого существования". Понятно, что в подобных случаях речь идет в первую очередь о тантрических сочинениях как о наиболее эффективном средстве саморазвития. Но и веды, отношение к которым в тантризме далеко от однозначности и которые порой оцениваются весьма низко, могут в какой-то мере служить источником знания. Так, Абхинавагупта в "Гитартха-санграхе" (II. 46) отмечает, что "для тех, у кого исчезло желание результатов, веды - не препятствие. Для таких деятелей веды - высшее средство [достижения] истинного знания".

"Куларнава-тантра" же утверждает, что есть два источника знания - священные тексты (ägamottham) и опыт духовного различения (vivekottham). При этом "знание, [происходящее] из писаний, имеет форму Шабдабрахмана, а рожденное из духовного различения - Парабрахмана" (I. 109) [Kulärnava Tantra 1917]. Из контекста с очевидностью явствует, что второй вид знания оценивается выше, чем первый. Результатом изучения священных сочинений становится познание абсолютного начала в форме первозвука, из которого исходят все остальные звуки и слова; в то же время вивека, духовное различение, приводит к запредельному уровню, к Абсолюту как таковому.

Уже отмечалось выше, что знание нисходит к ученику и благодаря его контакту с учителем. По мнению У.Н. Брауна, делающего свои выкладки на основе "Саундарья-лахари", "можно обрести знание от тех, кто в последовательности традиции восходит к Дэви как высшей открывательнице истины" [Brown 1958, 7]; тем самым показывается, что вся значимость передачи знания обусловлена восхождением традиции к ее первоисточнику и что отдельные личности являются лишь звеньями общей цепи, а не обособленными фрагментами.

Упомянутые выше три способа получения знания (откровение, текст и наставник) подытоживаются в "Тантра-алоке" (IV. 77-78): "...ибо знание Бхайравы во всей полноте должно исходить из текстов, из внимательного исследования совместно с мудрым наставником, и прямо из себя". Выражение "из себя" подразумевает собственную природу Божества, которая состоит из знания.

Другую триаду средств выдвигает амери

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком