научная статья по теме ИСТОРИК И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: «РИМСКАЯ ИСТОРИЯ» ДИОНА КАССИЯ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ III В. Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИК И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: «РИМСКАЯ ИСТОРИЯ» ДИОНА КАССИЯ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ III В. Н.Э»



© 2008 г.

А. В. Махлаюк, К. В. Марков

ИСТОРИК И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: «РИМСКАЯ ИСТОРИЯ» ДИОНА КАССИЯ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ III в. н.э.*

Написанная на греческом языке в конце II - первые десятилетия III в. н.э. высокопоставленным римским сенатором восточного происхождения Кассием Дионом1 «Римская история» в 80-ти книгах ('Рюцагкп iaxopia

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «"Римская история" Диона Кассия как памятник исторической и политической мысли эпохи позднего принципата: перевод с древнегреческого, научный комментарий, исследования», проект № 07-01-00047а. Aвторы выражают искреннюю признательность A^. Смышляеву за его неизменное внимание к нашей работе, дружескую поддержку и исключительно ценные замечания, высказанные при обсуждении различных аспектов перевода и изучения «Римской истории» Диона Кассия. Важным фактором для выполнения данной работы стала исследовательская стажировка A.B. Махлаюка в Институте классического антиковедения при Университете им. Мартина Лютера в Галле-Виттенберге в сентябре 2007 г., которая состоялась благодаря любезному приглашению и всесторонней помощи профессора Aндреаcа Меля. Ему и другим сотрудникам института, прежде всего T. Брюгеману и X. Миле-те, мы также выражаем сердечную благодарность.

1 Полное имя историка, скорее всего, было Луций Клавдий Кассий Дион Коккейан. Наименование Клавдий Кассий Дион устанавливается на основе найденной в Македонии надписи -,AE. 1971. 430. См. о ней: Touratsoglou J.P. Aúo véai erciypa^iKai |iap-Tupiai nepî toU koivoû xrâv MaKeSovœv Kaxa xov xpíxov lexaxpioxioKov aîrâva II Ancient Macedonia. I. Thessaloniki, 1970. P. 280-290. Pl. LXXVII. Цит. по статье: Gowing A.M. Dio's Name II CPh. 1990. 85. 1. P. 49-54). Aгномен KoKKiavoç или KoKKniavoç фигурирует только у византийских авторов (Phot. Bibl. 71; Suidas. s.v. Aiœç; s.v. KoKKiavoç). A. Гоуинг стремится показать, что agnomen Диона Cocceianus был ошибочно приписан историку в результате совмещения его с известным оратором II в. н.э. Дионом Христо-стомом, который был земляком Диона и, как считали раньше (например, Peter H. Die geschichtliche Literatur uber römische Kaiserzeit. Bd I. Lpz, 1897. S. 431), возможно, приходился ему дедом. Впрочем, Ф. Миллар допускал, что имя Диона действительно появилось в результате брачных связей между Кассиями из Никеи и семейством, к которому принадлежал Дион Коккейан из Прусы (Millar F. A Study of Cassius Dio. Oxf., 1964. Р. 11-12). Личное имя Луций фигурирует в одном военном дипломе 229 г. н.э. (Roxan M. Roman Military Diplomas 1978-1984. L., 1985. № 133). Принятое в русскоязычной литературе и встречающееся иногда в старых зарубежных работах наименование Дион Кассий, строго говоря, не соответствует правилам римской номинации, но имеет право на существование, так как именно такой порядок был обычным в греческом употреблении: Aiœv o Kaooioç (Cary E. Introduction II Dio's Roman History I With an English Translation by E. Cary on the Basis of the Version of H.B. Foster. In Nine Volumes. Vol. I. Cambr. (Mass.), 1914. P. IX).

Родиной Диона была Никея (совр. Isnik) в Вифинии (Dio. LXXV. 15. 3). Об имени и родине Диона см. также Millar. A Study... Р. 7 ff.; Ameling W. Cassius Dio und Bithynien II Epigraphica Anatolica. Zeitschrift für Epigraphik und historische Geographie Anatoliens.

или 'РюцшКa) не только представляет собой своеобразный образчик исторической мысли и историографического жанра, ценный источник фактических сведений по различным эпохам истории Рима, но и является весьма примечательным памятником политической мысли, отразившим важные контроверзы и проблемы того смутного периода, который начался после «золотого века» Ан-тонинов и со второй трети III столетия вылился во всеобъемлющий кризис Римской державы.

От большей части этого труда, написанного в анналистическом жанре и охватывающего более чем тысячелетний период (от прибытия в Италию Энея и основания Рима до конца 229 г. н.э.), мы располагаем сравнительно немногими полностью сохранившимися частями, отдельными более или менее крупными фрагментами, а также пересказами и эксцерптами в сочинениях византийских авторов X-XII вв. В достаточно полном виде до нас дошли только книги с XXXVI по LX, охватывающие период с 68 г. до н.э. по 57 г. н.э. и частично книги LXXVIII и LXXIX (или LXXIX и LXXX по делению У. Буассевэна) о событиях 217-220 годов, т.е. в общей сложности около 1/3 всего сочинения. Для книг с I по XXI и, в меньшей степени, для XLIV-LXVII важна эпитома, составленная в начале XII в. Иоанном Зонарой, секретарем императора Алексея I, позже монахом Афонского монастыря. Содержание книг, начиная с LXI, известно главным образом благодаря эпитомам, выполненным византийским монахом XI в. Иоанном Ксифилином по распоряжению императора Михаила VII Дуки (1071-1078).

Всю историю Рима Дион делит на три больших периода (LII. 1. 1; LIII. 19; LXXI. 36. 4; LXXII. 4. 2): первый охватывает время от начала Рима до конца Республики; второй - от основания принципата до смерти Марка Аврелия; и третий - современную Диону эпоху. Композиционно 80 книг «Римской истории», скорее всего, подразделялись на декады. При этом описание событий, связанных с падением республики и установлением принципата, занимает в ней особое место по полноте и детальности передаваемой информации2, и, кроме того, именно эта часть труда (прежде всего книги LI-LVI, посвященные первому принцепсу), в наибольшей степени несет печать личности автора3. Вероятно, будучи свидетелем гражданских войн конца II в. н.э. (и последующих переворотов), Дион мог проводить параллели с той эпохой, тем более что такие аналогии

1984. 4. S. 123-138; Leunissen P.M.M. Konsuln und Konsulare in der Zeit von Kommodus bis Severus Alexander (180-235 n. Chr.). Prosopographische Untersuchungen zur senatorischen Elite im römischen Kaiserreich. Amsterdam, 1989. S. 163. Anm. 147; Martinelli G. L'ultimo secolo di studi su Cassio Dione. Genova, 1999. P. 13-17. Принимая во внимание карьеру отца Диона, Кассия Апрониана, который был сенатором, достиг консулата и управлял провинциями Ликия-Памфилия, Киликия и Далмация, а также учитывая то обстоятельство, что его семья могла находиться вместе с ним в Риме, М. Хозе допускает, что будущий историк родился не в Вифинии, а в столице империи (Hose M. Erneuerung der Vergangenheit. Die Historiker im Imperium Romanum von Florus bis Cassius Dio. Stuttgart, 1994. S. 359-360).

2 Об этом свидетельствует среднестатистическое количество лет, которые охватывает одна книга: 13,3 для книг III-XXXV (509-70 гг. до н.э.); 16,4 для книг LIII-LXXX (28 г. до н.э. - 229 г. н.э.), но только 3,3 для книг XXXVI-LII (69-29 гг. до н.э.). См. Rich J.W. Cassius Dio. The Augustan Settlement (Roman history 53-55. 9). Warminster, 1990. P. 13. На сознательную концентрацию внимания на этом периоде указывает и тот факт, что книги XXXVII-LVI, освещающие время с 65 г. до н.э. по 14 г. н.э., составляют 1/4 всего труда, тогда как сам этот период - менее 1/10 излагаемой истории (Kemezis A.M. The Roman Past in the Age of the Severans: Cassius Dio, Philostratus and Herodian. PhD Diss. University of Michigan, 2006. P. 104).

3 Reinhold M. From Republic to Principate. A Historical Commentary on Cassius Dio Roman history Books 49-52 (36-29 B.C.). Atlanta, 1988. P. 9. Cp. Millar. A Study... Р. 83.

присутствовали в политической пропаганде самого Септимия Севера, который стремился представить себя вторым Августом4.

Таким образом, Дион - единственный из известных нам5 римских историков после Ливия, взявшийся за столь масштабный проект, как подробное изложение в анналистическом жанре всей истории Рима от его основания и до времени самого автораб. Ничего подобного не появилось на латинском или на греческом языках ни в предшествующее столетие, казалось бы, несравненно более благоприятное для неспешного вдумчивого занятия историописанием, чем бурная эпоха Северов, ни тем более в последующем. Но сам разительный контраст двух эпох - «золотого» времени Антонинов и его превращения после смерти Марка Аврелия в «царство железа и ржавчины» (Dio. LXXI. 3б. 4: ano %puar| ç ßaai^eiaQ eç aiônpôcv Kai Kaxiœ^évnv), насыщенность и динамичность того исторического времени, в какое выпало Диону жить, делать карьеру и трудиться над своим сочинением, когда политический ландшафт менялся с калейдоскопической быстротой и все явственнее обнаруживались тревожные кризисные тенденции, создававшие угрозу самому существованию старой сенаторской элиты, -все это, безусловно, стимулировало интерес к истории7, причем к истории в ее самом непосредственном соотнесении с проблематичным настоящим и смутным, непредсказуемым будущим. Прошлое было важно для Диона постольку, поскольку оно сохранялось в настоящем8, и его «Римская история», несомненно, должна рассматриваться как ответ на вызовы эпохи9.

C точки зрения своего происхождения, биографии, социального статуса и реального политического опыта Дион занимает совершенно особое место среди римских историков эпохи Империи. Достаточно сказать, что за время его жизни (1б3 или 1б4 г. - после 230 г. н.э.10) на императорском троне побывало 12 прави-

4 Schettino M.T. L'opposizione politica all'ascesa di Settimio Severo // L'opposizione nel mondo antico / A cura di M. Sordi. Milano, 2000. P. 270; Gorrie Ch. Julia Domna's Building Patronage, Imperial Family Roles and the Severan Revival of Moral Legislation // Historia. 2004. 53. 1. P. б9-70. Подробнее см. Rubin Z. Civil-War Propaganda and Historiography. Bruxelles, 1980. Passim; Slavich C. Р0ЛЕМ01 KAI ГГА^ЕЕ. 'Propaganda Severiana' nell'opera di Cassio Dione // Studi classici e orientali. 2001 (2004). 47. 5. P. 131-1бб.

5 Сочинение сенатора Азиния Квадрата, современника Диона, представлявшее собой написанную на ионийском диалекте историю Рима от основания Города до Александра Севера в 15 книгах (Suida. s.v. kospôtoç; FGH. 97), не сохранилось, и, скорее всего, именно пример Диона побудил Квадрата предпринять подобный труд. См. Rich J.W. Dio on August

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком