научная статья по теме ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ В. ТОМ 5 М.: ИМЛИ РАН, 2009. 991 С Языкознание

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ В. ТОМ 5 М.: ИМЛИ РАН, 2009. 991 С»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2012, том 71, № 1, с. 65-67

= РЕЦЕНЗИИ ==

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ в. ТОМ 5

М.: ИМЛИ РАН, 2009. 991 с.

Последние годы отмечены появлением целого ряда изданий, посвященных литературной истории США. Это и "История американской литературы ХХ столетия" Т.Н. Денисовой (Киев: "Днип-ро", 2002), и "История американской литературы ХХ века" в двух томах под ред. проф. Агнешки Сальской (Краков: издательство "Университас", 2003), и "Новая литературная история Америки" под ред. Грейла Маркуса и Вернера Соллорса (Кембридж, Массачусетс-Лондон: издательство Гарвардского университета, 2009). Выход 5-го тома академической "Истории литературы США" (редакционная коллегия: Е.А. Стеценко - отв. редактор и М.М. Коренева) стал заметным явлением не только в российском литературоведении. Пожалуй, это единственная история американской литературы за пределами США, столь значительная по своему объему. Сейчас ведется работа над 6-м томом. Хотелось бы надеяться также, что свет увидит и 7-й том. Тем самым исследование будет доведено до сегодняшнего дня.

Рецензируемый том освещает один из важнейших периодов в литературе США - 1900-1920-е годы. И хотя его авторы принадлежат к разным поколениям американистов, разным исследовательским направлениям, он отличается внутренней цельностью, близостью аналитических подходов. Сохраняя индивидуальность каждого участника, исследование тем не менее не распадается на разрозненные главы, а имеет сквозной стержень, что и позволяет составить целостное представление о характере развития американской литературы начала ХХ века. В этом - безусловная заслуга редактора издания, доктора филологических наук М.М. Кореневой.

Ключом к пониманию концепции литературного процесса США в рассматриваемый период служат Введение (Я.Н. Засурский) и обзорная вступительная статья (Е.А. Стеценко), в которых обосновывается тезис, что именно в первые десятилетия ХХ века закладывается основа последующего бурного развития литературы США.

Вопрос периодизации американской литературы был четко обозначен в первом томе "Истории литературы США". Начало ХХ века оказалось весьма существенным для формирования американского литературного канона. Именно к этому

времени относится расцвет творчества Уиллы Кэзер, Эллен Глазгоу, Эптона Синклера, Теодора Драйзера, появление таких знаковых для литературы США произведений, как "Пробуждение" Кейт Шопен, "Сестра Керри" Теодора Драйзера, "Джунгли" Эптона Синклера, "Железная пята" Джека Лондона. О творчестве крупнейших американских писателей начала ХХ века написаны многочисленные монографии, книги, статьи, диссертации в разных странах мира. Понятна поэтому скрупулезность, с которой подошли к анализу явлений литературной жизни США авторы данного тома. Достаточно сказать, что библиографический список к каждой главе насчитывает до пятидесяти названий работ крупнейших отечественных и зарубежных ученых, включая новейшие исследования.

Создавая представление о развитии литературы США начала прошлого века, книга позволяет почувствовать дух того времени, понять направление художественной мысли, общественные ориентиры, которые оказывали свое влияние на творчество таких разных авторов, как Генри Джеймс, Эдит Уортон, Джек Лондон, Эдгар Ли Мастерс, Теодор Драйзер, Уильям Дюбуа.

Одно из главных достоинств нового труда -органическое сочетание огромного фактологического материала с постановкой и обсуждением серьезных методологических проблем, опора на новейшие теоретические исследования в процессе рассмотрения исторического развития американской литературы первых десятилетий ХХ столетия.

Представление историко-литературного контекста, в который включаются характеристики творчества основных фигур данного периода, отличается глубиной и тщательностью, вниманием к мельчайшим деталям, что помогает понять сам характер и своеобразие литературного процесса. Всё это позволяет выделить те тенденции, которые оказались плодотворными для американской литературы и определили ее дальнейшее развитие. Одновременно прочерчиваются связи творчества крупнейших писателей с их предшественниками, что дает возможность проследить формирование и развитие литературной традиции.

66

СТУЛОВ

Несомненным достоинством книги является междисциплинарный подход к исследуемым явлениям, благодаря чему история литературы США представлена во взаимосвязях с различными аспектами жизни страны, оказавшими серьезное воздействие на литературный процесс в целом и становление отдельных писателей. Издание вполне обоснованно затрагивает как общие проблемы литературы, так и вопросы эпистемологии, философии, эстетики, истории, общественной мысли. Оно не только воспроизводит устоявшиеся оценки различных явлений и авторов, но и пересматривает те из них, которые не выдержали испытания временем. Такой новый, свежий взгляд позволяет более объективно судить о сложных процессах, происходивших в американской литературе рассматриваемого периода. Об этом свидетельствуют, например, главы "Литература социалистических идей" Я.Н. Засурского, "Джек Лондон" Т.Н. Денисовой, "Развитие американской новеллы" П.В. Балдицына.

Важнейшей для участников рецензируемого труда стала проблема канона, от решения которой зависит отбор материала, персоналий и конкретных произведений. В результате список канонических авторов и произведений оказался расширен за счет включения писателей различного этнического происхождения и писателей-женщин, которые начинают играть всё большую роль в литературном процессе. (Между тем обычно данная тема затрагивается в связи с характеристикой более позднего этапа литературного развития.) Тем самым восстанавливаются или вводятся имена писателей, которые внесли существенный вклад в развитие американской литературы, но оказались на периферии литературной истории США в силу целого ряда причин. Во многом по-новому представлено творчество писательниц, до недавнего времени остававшихся в тени своих прославленных современников-мужчин: Эдит Уортон (М.П. Кизима), Эллен Глазгоу (М.М. Коренева) и Уиллы Кэзер (А.В. Ващенко).

Обращает на себя внимание интересная подача материала, точность формулировок, умение прочертить далеко идущие связи между литературными явлениями.

Немаловажным достоинством издания является и то, что авторам удалось решить труднейшую задачу - сочетание широкого охвата рассматриваемых явлений и глубокого анализа творчества не только крупнейших писателей США, но и авторов "второго ряда", которые играют существенную роль в формировании литературного пространства. Это особенно заметно проявилось

в главе "Драматургия" (М.М. Коренева), которая позволяет понять, как создавались условия, подготовившие появление Ю. О'Нила и рождение американской драмы.

Именно в начале ХХ века становится очевидным поликультурный и полиэтнический характер американской литературы. Представленная в это время на мировой арене в основном именами белых писателей англо-саксонского происхождения, она, тем не менее, уже демонстрирует свой мощный поликультурный потенциал. Понятно поэтому внимание авторов к становлению литературной традиции коренного населения Америки - индейцев, творчество которых детально рассматривается в главе "Индейская литература" (А.В. Ващенко). Тем самым признается значение этого оригинального пласта американской литературы. К тому же следует учитывать, что произведения авторов-индейцев написаны не только на английском, но и на языках индейцев, и введение большого объема материала, мало или почти не известного отечественному читателю, чрезвычайно ценно, так как позволяет понять истоки необыкновенной динамичности американской литературы, столь сильно проявившейся в ХХ веке.

Достаточно информативна и глава, раскрывающая особенности развития старейшего этнического пласта американской литературы - ее афро-американской ветви (О.Ю. Панова).

Весьма интересной представляется глава об иммигрантской литературе, создававшейся не на английском языке. Ее автор - норвежский исследователь О. Оверланд, и, вероятно, поэтому основное внимание уделено литературе выходцев из Норвегии, хотя уже в этот период начинают складываться традиции итало-американской, немецко-американской, русско-американской и других иммигрантских литератур. Можно надеяться, что в следующих томах этой теме будет уделено большее внимание, поскольку во второй половине ХХ века среди иммигрантов окажутся и будущие обладатели престижных литературных премий, в том числе Пулитцеровской и Нобелевской (И. Бродский, Ч. Милош, Е. Косински, Н. Круз и др.).

В целом же можно констатировать, что появление этих глав - не дань моде и тенденциям новейшего литературоведения, а поиск наиболее адекватного отражения реальной ситуации в американской литературе этого периода.

Принципиально важным представляется стремление авторов труда придать изложению объемность и перспективу, включив в него главы о тех литературных явлениях, которые воспринимаются

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США

67

как специфически американские, а в то же время, как правило, отсутствуют в академической литературе. Речь идет о вестерне с его неоднородной природой (А.В. Ващенко) и массовой литературе с ее опорой на коллективные мифы и стереотипы (М.В. Тлостанова).

Отрадно и стремление авторского коллектива отразить развитие американской критики и литературоведения (Е.А. Цурганова), которое весьма показательно для понимания специфики литературного процесса в США и его оценки со стороны профессионалов. Тем более, что оно стало основой последующего взлета американского литературоведения, мощно заявившего о себе в 1930-е годы.

Особо следует выделить главу, посвященную русско-американским литературным связям (Э.Ф. Осипова). Она обнаруживает глубинные взаимопересечения в творчестве русских и американских писателей и выявляет роль, которую сыграли выдающиеся русские писатели Х1Х-на-чала XX века в формировании художественного мира Г. Джеймса, Ш. Андерсона, Т. Драйзера, Дж. Лондона, что немало способствовало расцвету американской литературы в ХХ столетии.

Тщательно составлен "Указатель имен и названий" (Е.Н. Счен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком