научная статья по теме ИЗ «БИОГРАФИИ УЧИТЕЛЯ КАНА НАНЬХАЙСКОГО». ПЕРЕВОД И ПРИМЕЧАНИЯ Д.Е. МАРТЫНОВА Философия

Текст научной статьи на тему «ИЗ «БИОГРАФИИ УЧИТЕЛЯ КАНА НАНЬХАЙСКОГО». ПЕРЕВОД И ПРИМЕЧАНИЯ Д.Е. МАРТЫНОВА»

Из "Биографии учителя Кана Наньхайского"*

ЛЯН ЦИ-ЧАО

Глава 7. Философия Кана Наньхайского

Учитель - философ от природы. [Он] не понимал западной письменности, не разбирался в западных учениях и не читал западных книг. Только благодаря собственным талантам он создал свою систему мысли, каждодневно трудясь над нею. [Его учение] не основывалось на каком-либо ещё, не было заимствовано, он создал оригинальную философскую школу, а многочисленные совпадения [между его учением] и западными философами - чистейшая случайность1. Нельзя не признать, что учитель принадлежит к гениям.

Услышанное от него ныне и в недавнем прошлом, можно вкратце изложить так:

1. Философия учителя - философия равной ко всем любви (бо ай)2. Исходной категорией (цзун чжи) в рассуждениях (лунь ли) учителя было понятие жэнь-гуманности, он полагал, что это - основа Вселенной, порождающая всё живое (цзун шэн). [На принципе жэнь] основаны семья и государство, [из жэнь] возникли этикет и должная справедливость. Ничто не является корнем-основой (бэнь), кроме жэнь. Если бы не было силы любви (ай ли), тогда Небо и Земля, Инь и Ян3 не откликались бы в положенные сроки и бытие прекратилось бы. Поскольку знак жэнь означает косточку плода (семя), без жэнь невозможно никакое действие: корень (гэнь) не сможет дать побега, на ветвях не будет листьев, не распустятся почки. Отсутствие жэнь (бу жэнь) созвучно понятию "паралич", когда немеют конечности. Всё сущее следует этому закону, это подобно тому, как у здорового тела четыре конечности. Люди не могут сойтись без взаимной любви, [в противном случае] это называется "отсутствием жэнь". В субстанциальном смысле это подобно параличу. Только жэнь является основой коллектива (туань ти), из мелких коллективов образуются большие, а из больших - ещё большие. Это является всеобщим законом, без которого невозможно [существование общества]. Поэтому жэнь является высшим критерием оценки всего в Поднебесной: религий, моральных принципов, политики, учений, и даже мыслей и поступков каждого человека. Тот, кто соответствует данному критерию, является достойным человеком, кто не соответствует, является злодеем. Исходя из этого, Три учения (сань цзяо) можно свести к одному. Учения конфуцианства, буддизма и христианства не совпадают в частностях, однако едины в следовании жэнь. Они одинаково учат равной ко всем любви, тому, что все люди - единоутробные братья, тем более - жители одной страны, тем более - родственники. Поэтому учитель в своих статьях и наставлениях говорил,

* Перевод выполнен по изданию [Лян Ци-чао 2007, 429-437]. © Мартынов Д.Е. (перевод, примечания), 2015 г.

что все люди обладают не переносящим чужих страданий сердцем (бу жэнь жэнь чжи синь). Каждый человек, обладая не переносящим чужих страданий сердцем, стремится спасти государство и всю Поднебесную, хотя бы и не был к этому способен. Если у человека затекла левая рука, он будет растирать её правой рукой, чтобы она не онемела и не омертвела. В этом и заключается основа основ философии [учителя].

2. Философия учителя - философия радости. Все, обладающие жэнь, обязательно испытывают взаимную любовь. Все, испытывающие взаимную любовь, стремятся донести её до каждого человека и притом избежать зла. Почему же люди желают этого? Потому что это доставляет им радость! Учитель считает, что конечной целью жизни всего живого является радость, и все, кто радуется, и тем более те, кто испытывает страдания, - все неустанно стремятся к радости. Христиане шли на гибель, проливали кровь, принимали наивысшее страдание потому, что стремились к радости пребывания в Царстве Небесном. Буддисты предавались аскезе, порывали с мирской жизнью, [принимали то], что можно назвать наивысшим страданием, стремясь к радости нирваны. Даже те, кто не стремится в Царствие Небесное и не любят нирваны, не радуются любви ко всему живому, — и те стремятся к продолжительной радости. Конфуцианцы рассуждают о Великом единении и Великом равновесии, считая, что это даст радость всему роду человеческому. Об этом и рассуждать нечего! Те, чей дух радостен, следуют доброй религии и замечательному учению, но это же относится и к злодеям! Если народ во всём государстве радуется, это означает, что управление хорошо, но так бывает и в дурных государствах. Получает народ много счастья или мало, тут речь идёт только о масштабах, и разница очень невелика. Дело в том, что системы управления в разных государствах имеют тысячи отличий и десять тысяч различий, и даже в самых лучших из них множество нерешённых проблем. Мо-цзы отрицал радость, поэтому он не стал основателем религии. Если не стремиться изгнать страдания и доставить людям радость, незачем основывать новую религию.

Учитель рассуждал о радости совершенно по-другому, нежели западные философы-утилитаристы, ныне предложившие это учение. [Утилитаристы] говорят, что каждый человек стремится к достижению личной выгоды. Учитель же говорил, что обыкновенный человек радуется обыденным радостям, тогда как великий человек не может не радоваться возвышенным радостям. Если бы все люди испытывали только обыденную радость, тогда во всей Вселенной великая радость, которая есть истинная радость, исчезла бы. Что же такое возвышенная радость? Это постоянные собственные страдания, претерпеваемые ради того, чтобы радовались другие. Поэтому тот, кто сам себя направляет и воспитывает, руководствуется принципом: "Радоваться Небу, понимать судьбу". Осмелюсь сказать: все совершенномудрые и герои, взявшиеся за дело спасения мира, не всегда способны к делу спасения, но стремятся к нему; этого довольно. Стремясь к спасению мира, они иногда совершают неблаговидные поступки, однако потомки будут искренне им благодарны. Такого человека можно назвать героем.

Такова суть4 философии учителя. Он не рассуждал о законоуложениях для общества и личности и различал мир человека и мир иной5. Всё это в конечном счёте приведёт к главной цели, в которой начало и конец будут идеально соответствовать друг другу.

3. Философия учителя - философия эволюционной школы. Многие тысячи лет основой китайской философии6 был консерватизм (бао шоу чжу и), утверждавший, что [расцвет] мировой культуры и цивилизации остался в прошлом, с каждым днём [они] клонятся к упадку. Учитель в одиночку открыл принцип Трёх эр в летописи "Вёсен и осеней" и полагает, что процветание мировой цивилизации настанет в будущем. Учения и идеи в Китае развиваются, и этот процесс [подобен] полёту стрелы. Учитель, глубоко проникнув в историю Китая, извлёк множество уроков и [выяснил], что эволюция - постоянный принцип истории. Он полагал, что китайская история начинается от Сяского Юя (2205 г. до н.э.) и именно его деяния стали известны как "цивилизация Яо и Шуня". Вместе с Конфуцием они сделали ясным [понятие] должной справедливости (и). Он полагал, что в эру Великого спокойствия будет достигнуто высшее благо, [а ныне мы имеем] лишь его тень. Ещё он считал, что мир развивается прогрессивно, и потому не может соответствовать принципу регресса. Если время от времени внешние силы создают пре-

пятствия и останавливают прогресс, это не может возвратить его к началу7. По этому поводу у Мэн-цзы сказано: "Со времени появления людей в Поднебесной эпохи спокойствия сменялись эпохами смут"8, имея в виду циклический процесс. В "Вёснах и осенях" говорится об [эпохах] Хаоса и упадка, Поднимающегося равновесия и Великого равновесия, имея в виду эволюционный процесс. Эти две доктрины прямо противостоят друг другу. Учитель говорит, что только одна из них истинна. Ещё он говорит, что хотя в Китае на протяжении нескольких тысяч лет политика не эволюционировала, зато развивалось общество. Поскольку политика не развивалась, основной формой политического строя было самодержавие (чжуань чжи). Общество эволюционировало, [поскольку] правительство мало вмешивалось в его дела, и народ сам добился высокой степени свободы. Учитель, таким образом, развил эволюционное [учение], считая, что оно в будущем приведёт всю Землю к миру наивысшего блаженства (цзи лэ ши цзе). Согласно его идее, достижение наивысшего [блаженства] связано с распространением учения о Великом Единении.

4. Философия учителя - философия школы социализма. Западный социализм берёт начало в Элладе (Сила) от Платона (Болату), рассуждавшего [также] о коммунизме. В XVIII в.9 его широко пропагандировали ученики Сен-Симона (Саншимэн) и Канта (Кандэ). Их организации сформировались постепенно и скрытно сделались единой силой в политике. [Учитель] никогда не читал их книг, но его идеалы имеют с ними чрезвычайно много совпадений, хотя это и совпадения. Его аргументы основывались на тексте "Дай Цзи Ли юнь"10, главе, содержание которой Конфуций сообщил [своему ученику] Цзы Ю. Там сказано: "Когда действовало Великое Дао, Поднебесная была общим достоянием. Избирали добродетельных и способных, учили верности, совершенствовали в дружелюбии. Тогда родными были не только [кровные] родственники, а детьми - не только [родные] дети, старцы имели место упокоения, зрелые люди имели применение, дети имели возможность расти, бобыли, вдовы, сироты, одинокие, калеки и больные - все они имели содержание; мужчины имели свои наделы, женщины - прибежище. Нетерпимым было бросать добро, но и не должно было таить его для себя; нетерпимым было не давать силам выхода, но и не должно было [работать только] на себя. Поэтому недолжных планов не учиняли, не грабили, не воровали, поэтому, уходя, дверей не запирали. Это можно назвать Великим Единением".

Учитель отталкивался именно от этого идеала, создавая так называемое учение о Великом Единении. Свои идеи он держал в тайне; изложенные последовательно, они чрезвычайно сложны, по этой причине я излагаю лишь ничтожную их часть, и не могу полностью раскрыть его тайную истину.

1. Основные принципы

Программной основой философии учителя является то, что всё человечество от мала до велика стремится достичь наивысшей радости (цзуй да куай лэ). Чтобы достичь радости, прежде всего следует отбросить страдание; желая отбросить страдание, следует прежде отыскать источник его возникновения. Т

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком