научная статья по теме К ПРЕДЫСТОРИИ СКИФО-СИНДСКИХ ОТНОШЕНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ПРЕДЫСТОРИИ СКИФО-СИНДСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

© 2014 г.

А. М. Новичихин

К ПРЕДЫСТОРИИ СКИФО-СИНДСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Анализ античной литературной традиции, повествующей о войне скифов с рабами или потомками «слепых рабов», дает основания сопоставить это событие с произошедшим в позднем бронзовом веке конфликтом между населением Северного Причерноморья и предками или предшественниками синдов, одного из племен СевероЗападного Кавказа.

Ключевые слова: скифы, синды, потомки «слепых рабов», боспорские оборонительные валы, поздний бронзовый век, Кавказ.

Наиболее известным свидетельством античной литературной традиции о взаимоотношениях двух древних народов Восточной Европы - скифов и синдов - является рассказ Геродота (IV. 28) о зимних походах скифов в земли синдов1.

Гораздо меньше внимания обращается на сообщения двух авторов римского времени - Аммиана Марцеллина и Валерия Флакка, содержащих указания на ранний этап или даже предысторию скифо-синдских отношений. Аммиану Марцеллину, автору «Римской истории» (XXII. 8. 41), синды известны «только тем, что после несчастий, постигших их господ в Азии, они овладели их женами и имуществом» (пер. Ю.А. Кулаковского). В «Аргонавтике» Валерия Флакка (VI. 86) упоминаются «выродившиеся синды... еще ныне боящиеся ударов бичей вследствие преступления предков» (пер. В.В. Латышева).

Указанные свидетельства явственно перекликаются с известной по рассказам Геродота (IV. 2-4), Полиена (VII. 44. 2) и Помпея Трога (III. 5) легендой о борьбе скифов с рабами или же их потомками, причем указывают на синдов как на непосредственных участников этих событий. А.И. Иванчик обратил внимание на различие в изложении данного сюжета у Геродота и авторов римского времени. «Отец истории» рассказывает о борьбе вернувшихся из переднеази-атских походов скифов с сыновьями, рожденными их женами от скифских рабов. Полиен и Помпей Трог указывают на то, что скифам пришлось воевать непосредственно со своими рабами, вступившими в связь с оставленными на время походов женами2.

Фольклорный сюжет о войне скифов с рабами (или же их сыновьями) неоднократно становился объектом исследования антиковедов и скифологов3, однако, за

Новичихин Андрей Михайлович - научный сотрудник Анапского археологического музея.

1 Новичихин 2009а, 13-17.

2 Иванчик 2005, 225.

3 Ростовцев 1918, 33; Блаватский 1954, 34; Смирнов 1966, 142-145; Тереножкин 1966, 40; 1977, 18, 19; Граков 1971, 36; Шелов 1972, 73, 74; Хазанов 1972, 161, 162; 1975, 133, 229; Артамонов 1974, 71; Ельницкий 1977, 186, 187; Грантовский 1980, 148-150; Мурзин 1990, 53-65; Алексеев 1992, 92; 2003, 153, 154.

исключением О.Н. Трубачева4 и А.И. Иванчика5, на возможную связь этих событий с синдами внимания никто не обращал. Сообщения Аммиана Марцеллина и Валерия Флакка не привлекались также исследователями, занимавшимися изучением истории Синдики.

В рассказе Геродота (IV. 1. 3) повествование о борьбе скифов с потомками слепых рабов выглядит следующим образом:

«Скифов, которые отсутствовали двадцать восемь лет и по истечении столь долгого времени возвратились в собственную страну, ожидали трудности не меньшие, чем [война] с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско: дело в том, что жены скифов, когда их мужья долгое время отсутствовали, вступили в связь с рабами... И вот дети, родившиеся от этих их рабов и жен, достигли юношеского возраста. Узнав об обстоятельствах своего рождения, они задумали воспротивиться тем, кто возвращался из страны мидийцев. И прежде всего отрезали страну, вырыв широкий ров, растянувшийся от Таврских гор до Меотийского озера, в том именно месте, где оно шире всего. Затем они, расположившись против пытавшихся вторгнуться скифов, вступили с ними в сражение. Так как скифы не могли добиться превосходства на поле в многократных битвах, один из них сказал следующее: "Что же мы делаем, мужи-скифы? Сражаясь с нашими рабами, мы и сами, погибая, становимся малочисленнее, и убивая их, мы впредь будем властвовать над меньшим их числом. Теперь, мне кажется, нужно отбросить копья и луки, и, взяв каждый по конскому кнуту, подойти к ним. Пока они видели нас с оружием в руках, они считали себя подобными нам и равного с нами происхождения. Когда же они увидят у нас кнуты вместо оружия, они поймут, что они наши рабы, и, признав это, не устоят". Выслушав, скифы приступили к исполнению этого. Те же, ошеломленные случившимся, забыли о битве и обратились в бегство» (пер. И.А. Шишовой)6. Ров, сооруженный сыновьями слепых, «отец истории» упоминает еще раз при описании Скифии, указывая, что область скифов царских простирается на восток «до рва, выкопанного потомками слепых рабов» (Herod. VI. 20).

Помпей Трог (II. 5) в пересказе Юстина несколько иначе представляет развитие событий: «После третьего своего похода в Азию, когда скифы были в разлуке со своими женами и детьми в течение восьми лет, им пришлось у себя на родине вести войну с рабами. Дело в том, что жены их, устав ждать своих мужей в течение столь долгого времени и решив, что не война их задерживает, а что они погибли, повыходили замуж за рабов, оставленных для охраны стад. Рабы эти, когда господа их с победой возвратились домой, вооружились и не хотели впускать их в пределы страны, словно чужестранцев. После того как победа неоднократно переходила от одной стороны к другой, кто-то дал скифам совет переменить способ войны, памятуя, что им ведь приходится сражаться не со [свободными] врагами, а с [собственными] рабами; их надо попытаться победить не по праву войны, а по праву господ; нужно расстаться с мечами и заготовить розги, плети и прочие оружия наказания, которые внушают страх рабам. Решение это было одобрено. Снаряженные так, как было указано, скифы, подступив к врагам, стали грозить им поркой, чего те вовсе не ожидали, и настолько смутили этим рабов, что угрозой порки добились той победы, которой не могли добиться при помощи меча. Рабы обратились в бегство не как побежденные противники, а как беглые рабы. Те из них, кого удалось захва-

4 Трубачев 1977, 25; 1999, 55, 295.

5 Иванчик 2005, 225.

6 Доватур, Каллистов, Шишова 1982, 99, 101.

4*

99

тить, были распяты на крестах. Также и женщины, знавшие за собой вину, сами закололись или повесились» (пер. А.А. Деконского и М.И. Рижского).

Та же версия, но в более кратком изложении, приведена Полиеном (VII. 44. 2): «Скифы опустошали набегами Азию. Скифянки от рабов родили детей. Рабы возвратившихся хозяев не приняли. Началась война. Рабы, вооружившись, отрядами выступили навстречу. Один скиф, опасаясь отчаянного боя, посоветовал оружие и луки отбросить, а, угрожая плетьми, идти на рабов. Они, угрожая плетьми, напали, те же, не перенеся способ обращения, свойственный рабству, тотчас быстро убежали» (пер. И.В. Косинцевой).

Таким образом, видно, что в античной литературной традиции существовали две версии «рабской войны» скифов: по одной (версия Геродота), скифам пришлось воевать с потомками рабов, по другой (версия Трога-Полиена) - сражаться с самими восставшими против хозяев рабами. Отметим, что Геродот также сообщает о том, что всех рабов скифы ослепляют (IV. 2). Это обстоятельство делает рабов неспособными сопротивляться скифам и дает необходимость вывести на поле брани их сыновей, старшим из которых это вполне по силам. Следует указать, что ослепление рабов скифами не нашло сколь-либо правдоподобного объяснения: не исключено, что термин, обозначающий рабов, был неверно воспринят Геродотом7: очень возможно, что это был этноним одного из подвластных скифам племен8. Скифологи неоднократно высказывали предположение, что за переданным Геродотом рассказом в действительности кроется борьба скифов не с рабами как социальной группой скифского общества, а подчинение скифами царскими какого-то скифского или нескифского племени9.

Л.А. Ельницкий предположил, что слепые (ТифАоГ) - это искаженная передача известного из Страбона (VII. 3. 19) этнонима тафрии, образованного от греческого тафрод - «ров»10. Примечательно, что тафрии, по данным Страбона, жили близ Перекопа, неподалеку от Ахиллова Бега (Тендровской косы), т.е. по существу там, где Аммиан Марцеллин (XXII. 8. 41) помещал синдов. Складывается впечатление, что синды и тафрии - один и тот же народ, только второй термин - не этноним, а некое прозвище, связывающее синдов с каким-то рвом. Каким - становится понятно при сопоставлении сообщения Марцеллина с данными Геродота, - тем, который потомки слепых (?) рабов вырыли для защиты от скифов. Более того. Стефан Византийский со ссылкой на несохранившийся труд Домития Каллистрата сообщает, что «страну» Тафры «окружили рвами рабы, вступившие в связь со своими госпожами во время долговременной войны у скифов, когда господа их воевали с фракийцами или живущими по эту сторону Истра». Позднеантичный грамматик, в сущности, повторил уже известную из Геродота, Плиния и Помпея Трога легенду, правда, без упоминания войны между скифами и их рабами.

«Страна» Тафры уверенно локализуется в районе Перекопа: помимо свидетельств античных авторов в этом убеждает наличие к югу от Перекопского перешейка системы оборонительных рвов и валов. Связывать какой-либо из них с сооруженным сыновьями скифских рабов не представляется возможным - ана-

7 По образному замечанию И.М. Дьяконова (1994, 116), информацию о Скифии Геродот получал «через грекоязычных базарных переводчиков».

8 Доватур, Каллистов, Шишова 1982, 203, 204.

9 Ростовцев 1918, 33; Граков 1971, 36; Хазанов 1972, 162; Артамонов 1974, 70, 71; Яцен-ко 1959, 109, 110.

10 Ельницкий 1977, 141, 186.

лиз свидетельств письменных источников об этих оборонительных конструкциях убеждает в том, что они были сооружены не ранее рубежа III-II вв. до н.э.11 То же, что Стефан Византийский вслед за Каллистратом поместил вырытый скифскими рабами ров в Северном Крыму, объясняется, по мнению исследователей, тем, что эта легендарная история, «будучи раз связанной с одним из рвов... могла быть перенесена и на другие»12. Отметим, что в немалой степени этому могло способствовать существовавшее в античной географической литературе представление о наличии в районе Перекопа синдск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком