научная статья по теме КАРТИНА МИРА ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАРТИНА МИРА ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА»



© 2012 г.

Е. В. Илюшечкина КАРТИНА МИРА ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА

В статье речь идет о картине мира Дионисия Периэгета, нашедшей отражение в его дидактической поэме «Описание ойкумены» (II в. н.э.). В схематичном описании ойкумены в форме пращи, окруженной Океаном и разделенной на три материка - Ливию, Европу и Азию, Дионисий использует традиционные сравнения очертаний географических объектов с геометрическими фигурами. Однако при детальном описании тех же областей Дионисий описывает пространство с точки зрения воображаемого путешественника, т.е. годологически («по путям»). Тем самым Дионисий Периэгет успешно совмещает в своей картине мира протокартографические и периэгетические элементы.

Ключевые слова: Дионисий Периэгет, античная география, картина мира, ментальная география.

В данной статье речь пойдет о географических представлениях Дионисия Периэгета и особенностях его картины мира, отраженных в дидактической поэме «Описание ойкумены» (первая треть II в.). Несмотря на то что поэма Дионисия содержит компилятивные сведения из разновременных трудов предшественников1, структура картины мира Периэгета по своему оригинальна и заслуживает подробного рассмотрения. Дионисий знакомит читателя со схематической моделью мира: обитаемая земля, словно остров, расположена посреди мирового Океана, который образует в суше четыре крупных залива. Внешними очертаниями ойкумена подобна праще и условно разделена на три материка: Ливию, Европу и Азию. Дионисий подробно рассматривает ойкумену то как бы «с высоты птичьего полета», то используя традиционные способы восприятия географического пространства - описание «путей» с указанием маркирующих пунктов, сторон света и направлений ветров, расположения небесных тел, а также понятий правый-левый с точки зрения воображаемого наблюдателя.

МИРОВОЙ ОКЕАН

В начале поэмы Дионисий сообщает, что прежде чем начать воспевать сушу, моря, реки, города и многочисленные народы он упомянет «глубокотекущий Океан» (Йкеауою Рабирроои, ст. 3), которым окружена вся земля наподобие бескрай-

Илюшечкина Екатерина Викторовна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 В тексте поэмы нет прямых указаний на использованные источники и можно найти лишь косвенные подтверждения привлекаемых Дионисием свидетельств античных географов, прежде всего Эратосфена Киренского (276-194 гг. до н.э.), Посидония Родосского (ок. 135-51/50 гг. до н.э.) и Страбона (64/3 до н.э.-ок. 25 г. н.э.). К вопросу о степени зависимости текста Дионисия от произведения Страбона см. Илюшечкина 2011; ПушЬесЬкша 2011.

него острова (ст. 1-4). Таким образом, уже с первых стихов Дионисий вступает в литературную игру с читателем, сочетая географические сведения с поэтической традицией. В описании Океана и расположения обитаемой земли поэт следует раннеионийской традиции, в соответствии с которой Океан представляется мировым морем, несущим сушу, словно остров2. При этом Дионисий украшает сугубо географический объект гомеровским формульным эпитетом Рабйроод - «глубокотекущий» (ст. 3)3 и тем самым раскрывает перед читателем собственный замысел -облечь реальные географические сведения в традиционную эпическую форму.

Образ окружающего сушу Океана4 как мирового моря, или мировой реки, восходит к мифопоэтической традиции. Упоминание Океана в первых строках географической поэмы Дионисия в обрамлении гимнической формулы архоцеуод - цу^аоцаь (80. Йкеауою Рабирроои) - «начиная... упомяну» (ст. 1-3) некоторые исследователи связывают с традиционным призывом к божеству и идентифицируют Океан Дионисия с древнеегипетским богом Нуном5. Однако эта гипотеза представляется недостаточно обоснованной: у Дионисия Океан выступает в качестве географического объекта и представляет собой одну из заявленных автором тем поэмы - наряду с сушей, морем, реками, городами и народами (ст. 1-4)6. Своим рассказом об Океане Дионисий подготавливает читателя к дальнейшему описанию ойкумены (рис. 1).

В составе Океана Периэгет называет четыре части, или моря, двигаясь мысленно с запада по часовой стрелке (ст. 27-42)7. Моря Океана Дионисий располагает в соответствии с четырьмя сторонами света: на западе (Гесперийское море, или Западный Атлант), на севере (Замерзшее, Мертвое или Кронийское море)8,

2 По поводу раннеионийской географической традиции см., например: Gisinger 1937, 2320.

3 Этот эпитет у Гомера: Il. VII. 422; XIV. 311; Od. XI. 13; XIX. 434. Употребление данной гомеровской формулы в середине стиха см. также: Hom. Hymn. IV. 185; Hesiod. Theog. 265 ('ßKeavoto ßaOuppeirno); Quint. Smyrn. Posthom. I. 148; X. 197.

4 Убедительной этимологии гидронима «Океан» пока не существует (см. Chаntrаine 1983-1984, 1299); параллельные формы слова подтверждают гипотезу о древневосточном происхождении названия «Океан»: 'yrçv 'Keavôç, 'yevíSar 'KeavíSai (Hesych. s.v.), 'yévoç (Lyc. Alex. 231), 'y^vôç (Pherec. F 2 D.-K. = Clem. Alex. Strom. VI. 2. 9) (West 1997, 146-147; Иванчик 2005, 68).

5 См. Dionisio 2005, 144-148.

6 См. перечень тем в эпилоге поэмы: û^eîç S' f|neipoí те каь e'iv áM, xaípeTe v^ooi / "üSaTá т' 'KeavoLo каь Lepa %еицата tcóvtou / каь лотацоь Kp^vaí те каь ovpea ßnaaлevтa - «Славьтесь вовек, материки и острова в глубоком море, воды Океана и священные морские потоки, реки, источники и покрытые лесами горы» (ст. 1181-1183). Здесь и ниже цитаты из поэмы Дионисия Периэгета даются в переводе автора статьи.

7 oOévoç 'KeavoLo / elç ^èv éróv, noXX^oi S' énrovu^í^oiv àpnpéç - «.. .поток Океана; и хотя он един, он имеет множество названий» (ст. 27-28). В этой формулировке можно предположить намек Дионисия на стихи Арата (III в. до н. э.): в периэгезе Океан - в своем роде исключение и наделен множеством имен подобно Зевсу в «Явлениях» Арата, которого «смертные никогда не оставляют ненареченным» (Phаen. 1-2 sq.; пер. А.А. Россиуса); см. также Effe 1977, 193.

8 Те же самые три названия Океана встречаются в ранневизантийском анонимном произведении Geographiae expositio compendiaria (45), что, по всей видимости, может указывать либо на общий источник обоих авторов (ср. Göthe 1875, 11), либо на зависимость безымянного автора от текста Дионисия (ср. Anhut 1888, 21-22). Ср. также описание Дионисием всей северной части Океана: SkuOvkolo ßaOw nópov 'Keavoto - «глубокое течение Скифского Океана» (ст. 587).

Рис. 1. Схематическое изображение Океана и суши по данным Дионисия Периэгета

на востоке (Восточное, или Индийское море) и на юге (Эритрейское, или Эфиопское море)9.

Использование нескольких названий для обозначения отдельных частей Океана косвенно указывает на то, что эти имена заимствованы из разных источников (ср. выражение Дионисия aXXoL ô' - «другие [sc. авторы]» при упоминании одной и той же части Океана, ст. 33). Больше всего названий у северной части Океана: Замерзшее, Мертвое или ^онийское море, что позволяет восстановить предполагаемые источники Дионисия для данного отрывка. Так, Пифей из Массалии (IV в. до н.э.), чьи данные сохранились в передаче Страбона, называет северную часть Океана «Замершим морем» (nen^yuta QáXaTxa, Pyth. F 8а Bianchetti = Strabo. I. 4. 2 C 63). Жронийское море» упоминается у Аполлония Родосского (Kpovi^ aXç, Apoll. Rhod. IV. 327, 507-510: имеется в виду, однако, северная часть Адриатики) и в орфической «Аргонавтике» (IV в.) (ёцлеае (sc. Арую) ô' 'QKeavrn, Kpóviov ôé екькХ^акоиаь / nóvTov 'YnepPópeoi, ^époneç, veKp^v те QáXXaaaav, Orph. Arg. 1081-1082). То же «Kpонийскоe море» находим у географа Филемона - автора произведения о морях и островах Северной Европы, датируемого ок. I века, отрывок из которого дошел до нас в передаче Плиния Старшего (Plin. NH. IV. 95: mare Cronium). На мой взгляд, использование Дионисием столь позднего по времени источника маловероятно, поскольку Периэгет привлекал по преимуществу свидетельства авторов эллинистического и более раннего периода. В естественнонаучном сочинении «О лике, видимом в диске Луны» Плутарх связывает происхождение гидронима «Kpонийскоe море» (Kpóviog néXayoç) с мифом, согласно которому Зевс поместил Доноса на острове в море, названном его именем и находившемся в нескольких днях плавания к западу от Британии (Plut. De facie in orbe lunae 941a). В схолиях, как и в комментарии Евстафия Солунского (XII в.) к рассматриваемому отрывку Дионисия, приводится только параллель из Аполлония Родосского (IV. 327). Между тем контекст пассажа Дионисия напоминает скорее приведенный выше отрывок из орфической «Аргонав-тики», в котором говорится не только о ^онийском, но и о Мертвом море. Название «Мертвое море» (с описанием характерного для северных областей сурового климата) встречаем вновь у Пифея (F 16 Bianchetti = Plin. NH. IV. 95: mortuum mare)10.

9 Начиная с Геродота юго-восточная часть Океана именуется EpuOpafov nôvxoç или EpuOpà OaXaooa (Herod. II. 11, ср. II. 8; ср. Eratosth. F B 48 Berger = StraЬо. XVI. 4. 2 C 767-768; Agathem. III. 14; Strabо. XVI. 3. 1 C 765; Ptol. Geogr. VI. 7. 8); это название носит также современное Аравийское (а не Красное) море; ср. Pind. Pyth. IV. 251; Aesch. F 192. 1 Radt. Об особенностях цветообозначения в греческом языке (например, в отношении гидронима «Красное море») см. Irwin 1974, 3-30; Dürbeck 1977, 1-58. К истолкованию названия «Эритрейское море» см. Черняк 2001, 156-163; Korenjak 2002, 220-221 (с примерами из римской поэзии времен Октавиана Августа и Ранней империи).

10 Ср. Diog. Oenoand. F. 21 Smith, который, как и Плиний Старший, имеет в виду Северный Океан или совр. Балтийское море, а не палестинское Мертвое море; подробнее см. Kappeler 1990, 7-18.

Разделение водного пространства на четыре части необычно для раннегрече-ской и эллинистической географической традиции. В более отчетливой форме этот принцип разделения находит выражение лишь в позднеримское время в «Космографии» Юлия Гонория (1У-У вв.). Разделив ойкумену на четыре части по Океанам и в соответствии со сторонами света, Гонорий перечисляет затем географические объекты в каждой из частей11. Деление ойкумены на четыре сектора по Океанам предполагает по меньшей мере две диагона

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком