научная статья по теме КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.А. СТЕПУНА Философия

Текст научной статьи на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.А. СТЕПУНА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Конференция по творчеству Ф.А. Степуна

В мае 2013 г. в Национальном исследовательском университете - "Высшая школа экономики" прошла конференция, посвящённая творчеству "русского немца" и "немецкого русского" Ф.А. Степуна. Конференция была организована В.К. Кантором, автором целого ряда работ о Ф.А. Степуне и издателем его наследия. К слову, все немецкие участники конференции в подарок получили последнюю книгу В.К. Кантора "Фёдор Степун: Письма". В организационный комитет конференции входили: А.М. Руткевич, В.К. Кантор, А.В. Ястребцева, Е.В. Бессчетнова.

Конференция стала одним из знаковых событий года, посвящённых проблемам русской философии. Она собрала более десятка исследователей как из России, так и из Германии. Более того, некоторые из участников конференции были знакомы со Степу-ном лично, что отнюдь не часто встречается на конференциях не только российского, но и международного масштаба. Всё это оставило по окончании конференции сильное впечатление.

Многие из слушателей и участников конференции отмечали высокий уровень её организации. Так, по словам Владимира Янцена (Германия), выступавшего с докладом "Персональные параллели как метод истории русской мысли: по материалам личных архивов Д.И. Чижевского и Ф.А. Степуна" он "ни разу еще не видел столь образцово организованной и проведенной конференции".

Открыл конференцию В.К. Кантор. Он показал необычность жизни и судьбы Степуна, явившегося, как его называют, мостом между русской и немецкой культурой. Родившийся в России, учившийся в Гейдельберге у Виндельбанда и Риккерта, он потом организовал в России знаменитый журнал по философии культуры "Логос", ставший своего рода выразителем единства русской и европейской культур. Во время Первой мировой войны Степун сражался на германском фронте как прапорщик артиллерии. Затем в Февральскую революцию стал начальником политуправления военного министерства во Временном правительстве. Позднее, в 1922 г. он попал в группу высланных Лениным философов. В Германии он долго был профессором в Дрездене, пока не был уволен нацистами. После войны стал профессором в Мюнхене. Если в России он писал о Германии, то в Германии он стал самым крупным исследователем России.

Доклад Хольгера Куссе (Германия) "Мистика и рациональность у Ф.А. Степу-на" был посвящён анализу категории мистического и божественного в философии Ф.А. Степуна. Докладчик отмечает, что, согласно Степуну, в каждом мистическом переживании живёт Бог, и посредством него сам человек тоже приобщается к Богу. В этом контексте очень важно различие между Степуном и Бердяевым. Сам Степун отмечает, что субъективное переживание может быть универсальным и даже объективным познанием реальности. Согласно же Бердяеву, субъективное переживание хоть и имеет универсальную природу, но уже не является объективным. Данная мысль при-

сутствует только в немецком варианте "Воспоминаний..." Степуна, в русском же переводе она отсутствует. Именно в процессе воспоминания человек структурирует внутри самого себя уже накопленный им опыт и приводит его в соответствие с субъективной реальностью. Более того, с точки зрения Степуна, в воспоминаниях человека открывается как дух той эпохи, в которую он живёт, так и время как таковое.

После этого доклада была продолжительная дискуссия, в ходе которой обсуждались параллели между различными русскими мыслителями в понимании мистического. Так, отмечалось, что Степун, для которого мистика есть, прежде всего, единство с Богом, очень близок к Д.И. Чижевскому, который понимал мистическое как "слияние с Богом и приобщение к его благодати". Кроме того, некоторые параллели в понимании мистического обнаруживаются и между Степуном и Григорием Сковородой. Так, доподлинно известно, что Степун подробно изучал философию Сковороды, и потому последний мог вполне оказать существенное влияние на Степуна, что объясняет их схожесть в понимании мистического.

По словам Хольгера Куссе, отвечавшего на вопросы, Степун начинал свой философский путь как рациональный мыслитель кантианского толка, но впоследствии проникся мистицизмом и стал рассматривать религию как "мистический проект". Однако Степун никогда не был мистиком в полном смысле этого слова. Так, единение с Богом необходимо для познания объективной реальности этого мира, однако этот опыт также необходимо и осмысливать с помощью разума. Без этого акта саморефлексии мистический опыт становится бесполезным. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что для Степуна вера и разум имеют равную ценность.

Интересен был доклад А.А. Кара-Мурзы "Степун в Москве, или Москва Федора Степуна". Докладчик давно занимается так называемым философским краеведением. Сейчас в Институте Философии РАН осуществляется проект "Локальные идентичности как фактор развития русской философско-политической мысли". Федор Августович Степун - в значительной степени москвич; он родился и крестился в Москве, дважды женился в Москве и был выслан в эмиграцию из Москвы. Также он человек кондровс-кий и калужский. Докладчик предложил слушателям взглянуть на философию Степуна сквозь призму его московских адресов, где он жил и бывал до начала Первой мировой войны. Показывая вплетение топонимики в тексты Степуна, докладчик отмечает ее важность для философского наследия. «Степун полемизирует с концепцией "Москва - третий Рим", говоря, что больше не надо: сначала Москва - третий Рим, а потом -столица Третьего Интернационала. Этого больше не надо. А что надо?». Метафизика Москвы Федора Степуна в том смысле, что это было для русской культуры, выражена в двух его статьях: "Память Андрея Белого" 1934 г. и "Памяти Вячеслава Иванова". Доклад вызвал большой интерес, много реплик и вопросов.

Доклад Райнера Гольдта (Германия) "Размышления Ф.А. Степуна о смерти и терроре в свете исторического опыта XX и XXI вв." был посвящён столь актуальной и острой этической проблеме, что вызвал много вопросов и реплик, их обсуждение.

Кристиан Хуфен (Германия) - один из ведущих "степуноведов" Германии, выступил с докладом "Степун в Мюнхене: трудные моменты его творчества в 1946-1965 гг." Он хорошо дополнял доклад А.А. Кара-Мурзы о московском периоде жизни и творчества Ф.А. Степуна. При совмещении материалов этих докладов непроизвольно возникало понимание того, что Степун действительно является духовным мостом между Россией и Германией.

Конференция продолжилась докладом А.В. Михайловского "Федор Степун и Эрнст Юнгер: интеллектуалы на войне", который в контексте столетия с начала Первой мировой войны является весьма актуальным. В ХХ в. появился новый тип войны и вместе с ним новый тип мобилизованного интеллектуала. Тотальная мобилизация не оставила в стороне интеллектуалов. Степун, принимавший непосредственное участие в боевых действиях, находясь в госпиталях, написал и издал под псевдонимом Лугин свой эпистолярный роман. Книга окопного офицера Степуна - редкое для русской литературы философское осмысление фронтового опыта. Доклад А.В. Михайловского был постро-

ен как сопоставление двух опытов войны - позитивного и негативного. Степун утверждает невозможность понимания войны. "Я всегда утверждал, что понимание есть по существу отождествление. Война есть безумие, смерть, разрушение, потому она может быть окончательно понятна лишь окончательно разрушенным душевно и телесно, сумасшедшим и мертвецам". Для Степуна мистическое слияние с таким предметом, как война, невозможно. Докладчик полагает, что эти строки выражают не только бессилие мистики, но и коллапс философа-идеалиста, возросшего на религиозной метафизике Владимира Соловьева и неокантианской гносеологии. "Негативный опыт войны у Степуна - это опыт надлома между жизнью и идеей", - отметил докладчик. Задав вопрос "зачем?", попытавшись трансцендировать войну, увидеть ее смысл в чем-то другом, Степун закономерно приходит к ее абсолютной непонятности: "В последнее время со мной все чаще случается, что я... вырываюсь из этой гипнотизирующей имманентности, и тогда все кругом становится тем, что оно действительно есть - сплошным ужасом и безумием".

Позитивный момент книги Юнгера, искавшего свободы духовного маневра в стенах армейской казармы, - это ницшеанский пафос дистанции, который заключается в умении удерживать различие между здоровьем и болезнью, жизнью и смертью. Юнгер стремится понять бессмысленное войны как обратную сторону жизни, отмечая, что "жизнь... неразрушима". В предисловии к немецкому изданию "Писем." в 1963 г. Степун пишет: "Мои военные письма никаким образом не литература. В книгу их превратил лишь красный карандаш, которым я вычеркнул все слишком личное. Издавать их в виде книги я сначала не думал, потому что война отделила меня от писателя во мне". А.В. Михайловский считает, что исследователю следует избегать соблазна сводить противоположность между Юнгером и Степуном к всего лишь оппозиции двух художественных и тем более мировоззренческих установок. В религиозной перспективе Степуна война как бы расслаивается на ад, соответствующий эмпирической реальности военной жизни, и метафизическую твердь, то, что превышает жизнь и способно наделить ее смыслом.

Людгер Удольф (Германия) свой доклад "Русская литература в оценке Ф.А. Степуна" посвятил вопросам интерпретации произведений русских писателей и философов Ф.А. Степуном. Истолковывая то или иное произведение с точки зрения своего мироощущения, Степун был крайне оригинален, и даже самые привычные произведения порой играли совершенно новыми красками. Доклад вызвал весьма оживлённое обсуждение.

Тема связи Ф.А. Степуна с другими русскими мыслителями была продолжена Е.В. Бессчетновой в докладе "Владимир Соловьев как духовный предшественник Федора Степуна". Образ Соловьева сопровождал Степуна всю его жизнь. В 1930-е гг. в Дрездене существовало общество Владимира Соловьева, сначала возглавляемое князем Оболенским, а впоследствии и Степуном. Портрет Соловьева, единственного из русских философов, висел в кабинете Степуна вплоть до его смерти. Владимир Соловьев, как отметил Степун, жил на пороге двух миров, он стал родоначальником русского Возрождения, рус

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком