научная статья по теме КРЫШКА ЧЕРНОФИГУРНОЙ ЛЕКАНЫ ИЗ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРЫШКА ЧЕРНОФИГУРНОЙ ЛЕКАНЫ ИЗ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО»

ПУБЛИКАЦИИ

© 2014 г.

А.В. Шевченко

КРЫШКА ЧЕРНОФИГУРНОЙ ЛЕКАНЫ ИЗ ХЕРСОНЕСА

ТАВРИЧЕСКОГО

В статье публикуется очень редкая для Херсонеса находка - крышка леканы с чернофигурной росписью. Вопрос о датировке этой находки принципиально важен -на нем базируется идея удревнения даты основания Херсонеса. Но особенности росписи, форма крышки и сопутствующий этой находке материал не выходят за пределы V века до н.э.

Ключевые слова: крышка леканы, чернофигурная роспись, Херсонес Таврический.

В опрос о времени основания Херсонеса Таврического долгое время не вызывал сомнений, но в последние два десятилетия перешел в разряд дискуссионных. В ряде работ Ю.Г. Виноградова и М.И. Золотарева - со ссылкой на археологические материалы из раскопок жилых кварталов в северо-восточном районе Херсонеса - делается вывод о том, что «Херсонес был основан как полис не позже последней четверти VI века»1. «Из всего многообразия находок архаического времени из Херсонеса» - по определению М.И. Золотарева - особого внимания заслуживает фрагментированная крышка чернофигурной леканы (НЗХТ, инв. 738/3700; 77/37084), которую автор отнес к изделиям беотийских мастеров и датировал третьей четвертью VI в. до н.э.2

Фрагменты крышки леканы в количестве 24 единиц были обнаружены в «помещении с колодцем» в VI квартале3, в северо-восточной части городища. Еще четыре фрагмента этой же крышки (в том числе фрагмент с основанием ручки) были найдены при раскопках VI поперечной улицы4, соседствующей с VI кварталом. Из найденных 28 фрагментов удалось склеить 12, и эта частичная реставрация дала возможность определить диаметр крышки - 37 см; наибольшая высота сохранившейся части - 5,2 см (рис. 1). К этому следует добавить, что при работе в

Шевченко Антонина Викторовна - научный сотрудник Национального заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь, Украина).

1 См., например: Виноградов, Золотарев 1998, 36.

2 Золотарев 1995, 102.

3 Золотарев 1984, 12-13.

4 Рыжов 1977, 30-31, ил. 45. Сердечно благодарю автора раскопок С.Г. Рыжова за любезно предоставленную мне возможность получить для работы эти фрагменты крышки леканы.

|||||||||||||||||||||||^|||1||||||[|||||||||||||Г||||||||||||||||||||||Г1|||||||Г11||Г11Г|||||||||||||||||||||||||||||||||||||.1 |||||||||||||||||||||'"|'|||||||ц1т|||||||||||||«||

Рис. 1. Фрагменты крышки чернофигурной леканы

фондах заповедника с коллекцией расписных ваз из раскопок Р.Х. Лепера в 1908 г. в северо-восточной части городища в архиве НЗХТ был найден снимок чернофи-гурного черепка (п.о. 2459/08) с изображением «идущего влево кошачьего хищника и розетки»5. Сам фрагмент не сохранился, но предположение о том, что он принадлежал херсонесской лекане, вполне справедливо: об этом говорят как сама роспись и манера ее исполнения, так и место находки.

Крышка леканы выполнена из глины желтовато-коричневого тона с мельчайшими черными и белыми включениями, в изломе заметны редкие углубления с известковыми вкраплениями. По вертикальному краю крышки, ровно срезанному в основании и отогнутому наружу, выполнен черным лаком орнамент из округло-вытянутых вертикальных полос, сильно зауженных к основанию (стилизованные бутоны лотоса?). Внутри крышка покрыта жидким черным лаком (покрытие неровное, местами просвечивает фон глины, придавая белесость цвету лака). На внешней стороне крышки выполнена лаком роспись, состоящая из двух фри-

5 Вдовиченко, Жесткова 2006, 62-63, табл. 1, 12.

зов, разделенных двумя окружностями и широкой полосой ромбовидной сетки. Нижний фриз заполнен чередующимися фигурами пантер и лебедей (гусей), идущих друг за другом; на втором (верхнем) фризе изображены только лебеди. Все фигуры выполнены в силуэтной технике лаком различного тона: ближе к краю фигур лак жидкий, светлого коричневатого цвета. На мордах пантер, груди и животе, на крыльях птиц применена гравировка. Верх морды и шея животных, верх крыльев и грудка птиц обозначены коричневой краской, нанесенной поверх лака, который местами просвечивает через краску темными пятнами. По мнению М.И. Золотарева, «фигуры пантер и лебедей подчеркнуты гравировкой, белой краской и пурпуром»6. Гравировку, следы белой краски и пурпура отметил в своем отчете С.Г. Рыжов7. Иного мнения в отношении росписи придерживается А.А. Зедгенид-зе, отмечая замену пурпура разбавленным лаком8. В реставрационной мастерской НЗХТ роспись была исследована под микроскопом, но белая краска или ее следы обнаружены не были.

Некоторые элементы декора действительно заставляют вспомнить чернофигур-ную роспись ваз времени архаики: деление росписи на фризы, фигуры животных и птиц, заполнительный орнамент из розеток, ромбовидная сетка.

Фигуры животных выполнены в архаической манере (лапы, хвосты, поворот морды в фас), но их (фигуры) отличает пропорциональность построения - здесь отсутствуют удлиненность и несоразмерность отдельных частей фигуры, часто наблюдаемая в архаической чернофигурной росписи. Детали на мордах архаических пантер характеризуются тщательностью исполнения: гравировкой подчеркнуты лоб, глаза, длинный нос, усы, гравировкой также отделялась шея от морды9. Фигуры архаических пантер и их позы имеют сходство с изображением аналогичного хищника на херсонесской крышке, но тщательная прорисовка деталей на мордах отлична от херсонесского образца. В чернофигурной росписи эпохи архаики нос и лоб хищников иногда обозначались белой накладной краской, как на лекане первой половины VI в. до н.э. из Ольвии10. Ничего подобного в изображении пантер на крышке херсонесской леканы не наблюдается. Пропорциональность фигур животных уже отмечена выше, детали на мордах хотя и выполнены гравировкой, но сделано это крайне небрежно (у одной пантеры правый глаз «соскочил» с морды, у другой нос и глаза сведены к Т-образному прочерку).

Фигуры лебедей, помещенных на нижнем и верхнем фризах херсонесской ле-каны, также известны в чернофигурной росписи, но их исполнение отличается той же небрежностью (к примеру, хвосты птиц на нижнем фризе имеют разное окончание - от прямого до загнутого вверх). Создается впечатление, что вазописец хорошо знал всю схему архаической росписи, на ней и было сосредоточено его внимание, а детали изображения, похоже, мало его интересовали. Заполнитель-ный орнамент нижнего фриза составляют небрежно исполненные восьмилучевые розетки разной величины, помещенные по одной перед мордами пантер; на некоторых розетках прочерчены серединка и лучи. На верхнем фризе размещены два ряда крестообразных розеток, исполненных лаком без применения гравировки. Лучевые розетки на крышке херсонесской леканы берут начало, скорее всего, в

6 Золотарев 1984, 13.

7 Рыжов 1977, 31.

8 Зедгенидзе 1993, 52.

9 Сидорова 1984, рис. 7, а—б; ср. также изображение пантеры на аттических леканах первой - второй четвертей VI в. до н.э.: Moore, Philippides 1986, 1336, 1340, 1350.

10 Книпович 1922, табл. X.

коринфской ориентализирующей вазописи VI в. до н.э.11, но здесь они исполнены уже в иной манере - бегло, небрежно. В число заполнительного орнамента входит и ромбовидная сетка, выполненная разбавленным желтовато-коричневым светлым лаком. Одно из самых ранних изображений сетки имеется на венчике беотийского алабастра конца первой четверти VI в. до н.э.12, известна она и в аттической черно-фигурной вазописи первой трети V в. до н.э.)13.

Таким образом, в росписи чернофигурной леканы из Херсонеса - при сохранении общей фризовой схемы - отсутствуют наиболее характерные для VI в. до н.э. детали, а именно - тщательная отделка гравировкой деталей морды животных, удлиненность фигур при несоразмерности отдельных их частей. Отсутствуют в росписи и пурпур, и белая накладная краска. Черный лак, нанесенный на внутреннюю сторону крышки херсонесской леканы, блестящий и плотный в эпоху архаики, имеет здесь буроватый цвет с сильным «металлическим» отливом. Наличие перечисленных деталей, на наш взгляд, не позволяет датировать херсонесскую находку третьей четвертью VI в. до н.э. и однозначно считать ее изделием беотий-ских мастеров14.

Но возможна ли такая роспись вне VI в. до н.э. и каким временем датировать херсонесскую находку? Известно, что с появлением в Аттике в последней четверти VI в. до н.э. краснофигурного стиля, чернофигурная роспись сразу не исчезает15, какое-то время оба стиля соседствуют и происходит это главным образом в V в. до н.э. Чернофигурная роспись вытесняется постепенно и появление ее на некоторых видах керамики в эпоху господства краснофигурного стиля надо рассматривать как подражание старому стилю, хорошо известному, а не как «позднейший образец чернофигурной росписи времени ее деградации»16. И хотя чернофигурная роспись известна и в V в. до н.э., ее выполнение в этот период «отличается крайней небрежностью и схематизмом»17. Происхождение херсонесской находки М.И. Золотарев связывает с мастерскими Беотии, хотя, по его же утверждению, беотийская керамика почти не встречается за пределами материковой Греции. «Изображения животных на беотийских леканах близки к аттическому типу, а растительный орнамент заимствован у восточногреческой керамики»18. Но фризовый характер декора, изображения животных и птиц силуэтным рисунком, проработка деталей гравировкой характеризуют как раз аттико-коринфскую группу чернофигурной керамики. Именно Коринф и Аттика познакомили с принципами чернофигурного стиля ионийских мастеров19. Уже в первой половине VI в. до н.э. для всех родосско-ионийских мастерских характерно подражание коринфской и аттической керамике, а со второй половины VI в. до н.э. роль Аттики в производстве этой керамики становится главенствующей. Именно изделия аттических вазописцев доминируют в импорте в Северное Причерноморье начиная еще со второй половины VI в. до н.э.20 Поэтому нет убедительных оснований связывать происхождение херсонесской крышки ни с родосско-ионийскими центрами, ни

11 Борисковская 1968, рис. 1-3.

12 Борисковская 1982, 38.

13 Горбунова 1979, рис. 9.

14 Золотарев 1995, 102.

15 Копейкина 1979, 12.

16 Золотарев 1984, 13.

17 Книпович 1955, 362.

18 Золотарев 1995, 102.

19 Копейкина 1970, 58.

20

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком