научная статья по теме КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА”. УЧАСТНИКИ: Б.И. ПРУЖИНИН, Н.С. АВТОНОМОВА, Г.Ш. АЛАМИЯ, А.Н. ГАБЕЛИЯ, О.Н. ДАМЕНИА, О.П. ДЗИДЗАРИЯ, В.К. ЗАНТАРИЯ, М.Б. КВИЦИНИЯ, С.Ш. САЛАКАЯ, И.Д. ТАРБА, Ю.Р. ФУРМАНОВ, Т.Г. ЩЕДРИНА Философия

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА”. УЧАСТНИКИ: Б.И. ПРУЖИНИН, Н.С. АВТОНОМОВА, Г.Ш. АЛАМИЯ, А.Н. ГАБЕЛИЯ, О.Н. ДАМЕНИА, О.П. ДЗИДЗАРИЯ, В.К. ЗАНТАРИЯ, М.Б. КВИЦИНИЯ, С.Ш. САЛАКАЯ, И.Д. ТАРБА, Ю.Р. ФУРМАНОВ, Т.Г. ЩЕДРИНА»

Культурная идентичность малого народа в условиях глобализации. Материалы "круглого стола"

Полуязык не есть язык.

Он -

как заплеванный родник.

Язык -

это и есть народ.

Язык умрет -

народ умрет.

Е. Евтушенко

Пружинин: Центральный вопрос этого "круглого стола": можно ли сохранить культурную идентичность малого народа в условиях глобализации? И если можно, то как это сделать в условиях, когда в экономике, социальной организации общества, в культуре нарастают нивелирующие, стирающие культурную специфику процессы? Какие усилия для этого необходимо предпринять? И кто их должен и может предпринимать? Очевидно, вопросы эти могут обсуждаться в самых различных ракурсах и с учетом самых разных контекстов. Но в данном случае, поскольку инициатором этого круглого стола выступает философский журнал, очень хотелось бы, чтобы обсуждение наше развертывалось, прежде всего, в философской плоскости, чтобы в центре нашего внимания так или иначе сохранялся философский смысл обсуждаемых проблем, даже когда они носят сугубо прикладной характер.

Как подчеркивали в своей книге Кахун Магометович Гожев и Иван Дорофеевич Тарба, в центре внимания должен быть не только и не столько набор соответствующих параметров абхазского этноса, но, прежде всего, рациональные основания оценки этих параметров с точки зрения их актуальности в глобализирующемся мире - значимость для индивида членства в абхазском этносе сегодня и смысл соответствующих этнических чувств (от достоинства до обиды и страха), испытываемых членом абхазского общества сегодня [Гожев, Тарба 2013, 190]). И я думаю, за нашим круглым столом важно было бы поговорить прежде всего о рефлексивном уяснении тех оснований, которые позволяют человеку воспринимать себя как представителя определенного этноса, об интеллектуальных усилиях, которые для этого требуются от каждого и о целенаправленном движении интеллектуальной элиты страны, способной сделать этническое сознание своего народа живым и современным.

Иными словами, хотелось бы услышать не о самих по себе народных (национальных) традициях, которые, очевидно, следует поддерживать, чтобы сохранить этнос, и не об экономико-социальных мерах государства, способствующих сохранению этих традиций в условиях социальной, политической, экономической глобализации, а о том, как возможно ясное критическое сознание своей этнической принадлежности и что нужно и можно сделать, чтобы сформировать ясное рациональное осознание индивидом и социумом опыта этнического самосохранения. Хотелось бы узнать ваше мнение об условиях жизненности этнического аспекта языкового общения, в которое вы погружены, о типах осознании вашего этнического опыта, и представить читателю "Вопросов философии", каков понятийный, концептуальный и метафорический инструментарий, с помощью которого вы осознаете этот опыт. Ведь очень важно в философском плане, что вы думаете об идентичности малого народа в аспекте культуры, в аспекте усилий интеллигенции, пытающейся сохранить эту идентичность. Ибо только такого рода сознательное усилие, в конечном итоге, позволяет ощущать принадлежность к своим этническим истокам и сохранять, вопреки

всему, эмоциональную привязанность к ним. Национальную (этническую) идентичность мы будем обсуждать и как "целостный образ, который индивид составляет о самом себе, неизменный во всех жизненных ситуациях, в которых осознает себя индивид" [Гаджиев 2011, 4], и как совокупность устойчивых параметров этноса, осознание которых позволяет индивиду определять свою принадлежность к этой общности.

И еще. Круглый стол - это форма коллективной работы. Это означает, что здесь собрались специалисты самые разные - лингвисты, историки, философы. Надо найти общий язык. И он будет становиться философским, поскольку наши междисциплинарные усилия будут направлены на анализ культурных универсалий в нашем сознании, ориентированы на рефлексию. При этом, естественно, мы будем использовать некоторые общие понятия: глобализация, нация, этнос и т.д. И будут, естественно, возникать некоторые общие вопросы, с их использованием связанные. Но я бы хотел, чтобы мы в общую, так сказать, "теорию" не погружались особо, потому что на эту тему - о глобализации - рассуждают уже чуть не полстолетия этнографы, этнологи, политики, политологи, экономисты. Обсуждают эту тему с разных позиций и философы. Однако стоит ли нам здесь ввязываться в эту глобальную дискуссию? Мне кажется, куда важнее рассказать здесь об историческом опыте абхазов, реально столкнувшихся с процессами глобализации, о вашей позиции по отношению к ним, о нюансах их абхазского осознания.

И этот исторический опыт, безусловно, имеет и философский аспект. Глобализация абхазского общества происходит на ваших глазах, вы ее на себе испытываете. Что-то вам нравится, что-то не нравится. И вы расскажете об опыте ее осознания. А такой опыт и есть самое интересное для читателей нашего журнала.

Итак, вопрос: кто первый возьмет на себя труд выступить? Философы? Олег Несте-рович?

Дамениа: Может быть, так. По-абхазски принято, чтобы сначала люди помоложе высказались, а я самый старший из присутствующих. Я как старший могу ничего и не сказать, имею на это право.

Пружинин: Вот это, кстати, очень важное замечание. Это проявление этнокультурной специфики, которую вы пытаетесь сберечь.

Дамениа: Если мы говорим о культурной идентичности, то, стало быть, некоторые нормы ее надо соблюдать. Я хотел бы послушать остальных.

Пружинин: Ну, кто решится первым?

Зантария: Если можно, начну. Во-первых, я позволю себе сделать такой комплимент. Очень приятно, что главный редактор журнала "Вопросы философии" сегодня общается с нами. После развала СССР, когда мы потеряли живые, естественные связи - вот такое общение я считаю редкостью и очень приятным явлением. Спасибо, что Вы нашли время, чтобы пообщаться с нами, и интересуетесь нашими проблемами в философском, культурологическом плане. Конечно, это очень приятно. И мы должны не упускать такого шанса, чтобы дать знать о себе на уровне такого престижного журнала. Помню, как мы бежали в читальный зал, будучи студентами. И первое, что нас интересовало - это "Вопросы философии", "Вопросы литературы", которые сейчас редко к нам вообще доходят, разве что в Интернете сейчас можно найти эти журналы и что-то узнать. И тема моя - "Традиционная ментальность и проблемы культурной самобытности абхазов" - как раз с этими сюжетами соприкасается. Проблема национального самосознания чрезвычайно актуальна сегодня для многих народов, и ее следует рассматривать, на мой взгляд, не только в историко-культурном, но и в психологическом и в социокультурном контексте. Анализ нынешнего состояния, уровня и перспектив развития абхазского этноса предполагает, на мой взгляд, многогранное исследование национального этикета, национальной психологии, нравственно-поведенческого кодекса в целом. Осмысливая сложную и во многом противоречивую ситуацию, ставящую нас перед необходимостью самосохранения в условиях меняющегося мира, мы небезосновательно оцениваем переживаемые процессы как возможный кризис самосознания, как угасание национально-освободительной энергии, генетической памяти. Т.е. мы чувствуем сегодня как никогда, что теряем качества и свойства, определявшие некогда наш дух, ментальность, образ жизни в целом. И в поиске путей сохранения

своей самобытности пытаемся докопаться до истинных причин обесценивания неповторимого, выстраданного веками духовного опыта. Прогнозировать особенности развития подобных процессов весьма затруднительно, но то, что достаточно симптоматичные изменения в ментальности тех или иных этносов происходят реально, отрицать невозможно. Мы ведем речь о сохранении своей реальной историко-культурной идентичности в условиях усиливающейся глобализации, ожесточенного геополитического противоборства сверхдержав, несовместимости интересов и характерных особенностей автохтонной народной культуры и технократической цивилизации. Поэтому вполне естественно, что наше общество пытается, так или иначе, отвечать на эти вызовы. Оно глубоко встревожено тем, что происходит вокруг нас и внутри нас. Думаю, следует сказать и о том, что мы постепенно стали утрачивать высокий импульс пассионарности. Сегодня мы часто обращаемся к новеллам и притчам замечательного писателя Михаила Лакербая для того, чтобы, переосмыслив традиционный этикет, попытаться выбраться из цивилизационного хаоса, нащупать почву для своего дальнейшего полноценного культурного развития. Мы снова погружаемся в архивы, чтобы найти нити, связывавшие его с деятелями русской культуры. Сегодня мы заново осмысливаем идеалы, во имя которых наш народ заплатил жизнью многих поколений. В нашей общественно-политической государственной системе интеллигенция благодаря фундаментальной исторической, филологической, философской работе формирует прочную мировоззренческую основу, которая может служить краеугольным камнем культурной независимости. Историко-философский взгляд позволяет нам вернуться вновь к осмыслению предшествующего духовного опыта. Интеллектуальная элита формирует культурные идеалы, обеспечивающие условия полноценного развития этноса, гражданского общества как формы осуществления этих идеалов. Вместе с тем возникает вопрос: насколько внутренне прочна духовная основа нашей современности? Что надо сделать для того, чтобы нравственный и этический кодекс апсуара стал основой универсальных ценностей современного абхазского общества, без разумного сочетания с которыми инкапсулировалась национальная культура? Я думаю, содержание нравственного кодекса апсуара - абхазскости, если дословно переводить это слово-понятие - составляет духовную и философскую основу национальной культуры. А если рассматривать проблему еще шире и масштабнее, то нашу культуру и миропонимание и в целом иерархию ценностей можно было бы представить как микромодель взаимопроникновения культур Запада и Востока.

Нынешняя реальная ситуация в Абхазии отягощена не только социально-экономическими, но и демографическими, информационно-политическими, техническими проблемами. В этих условиях более всего де

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком