научная статья по теме M. MIRKOVI ć. MUNICIPIUM S( ): A ROMAN TOWN IN THE CENTRAL BALKANS, KOMINI NEAR PLJEVLJA, MONTENEGRO. OXF., 2012 (BAR INTERNATIONAL SERIES 2357); THE LOWER DANUBE ROMAN LIMES (1ST-6TH C. AD). L. VAGALINSKI, N. SHARANKOV, S. TORBATOV (EDS.). SOfiA, 2012 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «M. MIRKOVI ć. MUNICIPIUM S( ): A ROMAN TOWN IN THE CENTRAL BALKANS, KOMINI NEAR PLJEVLJA, MONTENEGRO. OXF., 2012 (BAR INTERNATIONAL SERIES 2357); THE LOWER DANUBE ROMAN LIMES (1ST-6TH C. AD). L. VAGALINSKI, N. SHARANKOV, S. TORBATOV (EDS.). SOfiA, 2012»

© 2014 г.

MIROSLAVA MIRKOVIC. Municipium S( ): A Roman Town in the Central Balkans, Komini near Pljevlja, Montenegro. Oxford, 2012 (BAR international series 2357);

The Lower Danube Roman Limes (1st-6th c. AD). L. Vagalinski, N. Sharankov, S. Torbatov (eds.). Sofia, 2012

Две рецензируемые ниже книги, вышедшие практически одновременно, существенно отличаются друг от друга форматом, объемом, местом написания и страной издания, однако их объединяет нечто общее. Обе они посвящены истории Балкан римского времени - периоду, интерес к которому тради-ционен у отечественных исследователей, а их авторами являются ведущие специалисты в этой отрасли знания. Действительно, автор первой из рассматриваемых книг, историк и эпиграфист профессор Mирослава Mиркович - авторитетнейший и опытный эксперт по Центральным Балканам, и многие ее труды - как, например, работа «Римские города на Дунае и в Верхней Mёзии»1, - входят в «золотой фонд» исторической балканистики. Новая монография этого заслуженного исследователя посвящена анализу истории одного римского города, известного в литературе как Municipium S., ныне находящегося вблизи села Комини близ Плевлья в Черногории, недалеко от сербской границы.

Как пишет M. Mиркович в предисловии к книге (с. iv), ее основной целью «было собрать, прокомментировать и опубликовать все надписи и попытаться реконструировать жизнь города с I по IV век», основываясь на литературных, археологических и эпиграфических источниках. В этой связи можно сразу отметить, что литературных свидетельств для этого анализа, собственно, и нет -речь в данном случае скорее идет о достаточно косвенных, допускающих различные интерпретации данных древних авторов об «иллирийском» населении региона до момента основания города, о чем речь пойдет ниже. Исследование M. Mиркович построено, естественно, не на пустом месте - этот римский город на Балканах был известен европейцам с конца XVIII в., а в 60-70-х годах прошлого века комплексное исследование памятника было предпринято под руководством Александрины Церманович-Кузманович. Преобладающее число латинских надписей из Municipium S. было опубликовано, и многие авторы высказали свои подчас различные взгляды на (пред)ысторию населенного пункта и его название. Эти вопросы рассматриваются M. Mиркович в вводной главе книги (с. 1-8), за которой следует интереснейший раздел, озаглавленный «Mестное население: местные и иммигранты» (с. 9-24). Автор использует различные источники, в том числе и литературные, для анализа до римской этнической истории региона, в котором уже в римское время возникнет Municipium S. По целому ряду причин этот анализ оказывается достаточно приблизительным и в первую очередь в связи с тем, что авторы античности не оставили нам сколь-нибудь полного и точного описания распространения «иллирийских» племен, в том числе и в Центральных Балканах, а границы между этими племенами были подвижны. Слово «иллирийский» неслучайно взято здесь в кавычки, - хотя, безусловно, эпоха мышления в терминах паниллиризма уже давно прошла, и исследователи говорят о «собственно иллирийцах» или используют этот термин как общее название для целых групп племен, вероятно говоривших на генетически близких языках или диалектах (например, паннонский), определение «иллирийскости» продолжает быть крайне расплывчатым, а их язык, по образному определению Х. Айхнера, остается «неизвестным языком»2. Особое внимание M. Mиркович уделяет пирустам - племени или группе племен, которые могли в какое-то время обитать в этом регионе. В античных источниках пирустов определяют и как южноиллирийский народ, и как паннонскую общность, однако M. Mиркович не задается ставшим в последние десятилетия важнейшим вопросом об этнической принадлежности и (само)идентификации групп людей, которых авторы античности называли «иллирийцами», чему посвящено немало работ, в первую очередь -Д. Джино3, и, соответственно, этот раздел монографии написан, на мой взгляд, излишне традиционно. Археологические сведения о населении долины реки Лим в доримское время также не способствуют созданию какой-либо полной картины - на сегодняшний день в регионе Плевлья неизвестен «иллирийский» материал, датируемый позже VI века до н.э., а «кельтская» интерпретация захоронения, обнаруженного в 35 км к северу от Плевлья, в принципе возможная, как считает автор, может быть и не обязательна (с. 13-14). Последнее положение, позволяющее, вместе с M. Mиркович, по

1 Mirkovic 1968.

2 Eichner 2004.

3 Например Dzino 2008.

крайней мере, ставить вопрос о присутствии скордисков на этой территории Черногории, нуждается в существенной ревизии исходя из современной парадигмы анализа4. Впрочем, несмотря на всю традиционность анализа, представленного в этих разделах работы, невозможно не согласиться с М. Миркович в том, что «судьба иллирийцев и других народов Центральных Балкан (каких - ? скордисков - ? - А.Ф.) в этой части Центральных Балкан с V века до н.э. и до прихода римлян остается загадочной» (с. 15).

Ономастический компонент этой дискуссии основывается на анализе нелатинских личных имен в эпиграфике уже римского города. М. Миркович выделяет кельтский пласт антропонимов, часть которых действительно является галльскими (например Iaritus), в то время как многие из указанных антропонимов (например, Belzeius, Lautus и Argurianus) следует рассматривать по-другому5. Автор книги (с. 21-22) вслед за Г. Алфёлди полагает, что их носителями могли бы быть кельты-скордиски, проникнувшие в регион в результате «вторичной кельтской миграции из бассейна р. Сава», или отдельное кельтское племя, участвовавшее в балканских передвижениях. Оба эти объяснения, по крайней мере, теоретически, допустимы, однако приводимая также и ссылка на яподов, которые рассматриваются как «иллиро-кельтское племя» или «иллирийский народ, испытавший сильное кельтское влияние», выглядит анахронично - согласно Д. Джино6, материальная культура яподов сопоставима с памятниками либурнов, истрийцев и венетов, а также обнаруживает связи с колапиа-нами, и, в целом, яподы приняли участие в «средиземноморской глобализации» еще в доримское время, в то время как лингвистический компонент кельтского влияния в отношении яподов существенно переоценен7.

М. Миркович находит в эпиграфике римского города и фракийские антропонимы (Bessus, Teres8) и полагает, что они принадлежат иммигрантам (с. 22). Она отмечает, что фракийский компонент античной истории Центральных Балкан остается дискуссионным, ссылаясь на работы К. Патча начала прошлого века и Ф. Папазоглу 70-х годов9, и так как эти имена зафиксированы в латинских надписях римского времени, М. Миркович считает такое их объяснение наиболее правдоподобным. Подобная методология, однако, может поставить вопрос и о сходном происхождении кельтских имен. Что же касается собственно «иллирийских имен», то они, как показал еще Р. Катичич, относятся к так называемому «среднедалматскому антропонимическому комплексу»10. В этой связи актуальным становится вопрос о миграционном характере этой части населения города уже в римское время.

Третья и самая большая глава книги (с. 25-51), снабженная впечатляющими фотографиями, посвящена уже собственно римскому городу и открывается описанием его территории. Название города, известное только благодаря эпиграфике и нуждающееся в реконструкции, что рассматривалось, в том числе, и в специально посвященных этому вопросу работах (например Г. Альфёльди, Дж. Уилкеса и С. Лома)11, остается дискуссионным. М. Миркович (с. 28-30) анализирует источники и критическую литературу и высказывается в поддержку интерпретации названия как Municipium S(plonistarum), отдавая, впрочем, себе отчет в том, «что решительные аргументы, которые могли бы способствовать развитию раскрытию сокращения S., отсутствуют» (с. 30), что находит отражение и в названии монографии. Далее автор рассматривает вопрос о римской администрации города и его жителях, основываясь на данных латинских надписей и разумно выходя за пределы городских стен. Подавляющее количество этих памятников известно исследователям (исключение составляет,

4 См. Dzino 2008 - для «иллирийских» территорий; ср. Emilov 2012, 92-93 - в более широкой балканской перспективе.

5 См. Falileyev 2013, 30-31, 76-77.

6 Dzino 2007; 2008a.

7 См. Фалилеев 2012, 199-205.

8 В связи с этим см. неучтенные в монографии работы Д. Дана; непосредственно в связи с этими именами ср. Dana 2011, 33.

9 Patsch 1907; Papazoglou 1974. Территории современной Черногории не рассматриваются в недавнем фундаментальном обзоре фракийской проблематики Н. Теодосиева. Автор, впрочем, отмечает, что «границы Фракии были относительными, изменяющимися и крайне динамичными», и особое внимание следует уделить его изящной трактовке понятия «фракийцы», которую я привожу в оригинале: «'Thracians' is a cumulative and relative ethnonym that included a great number of various tribes, often sharing a common culture, religion and language, but sometimes being quite different, while mixed groups consisting of local people who lived besides the Greeks, Persians, Paeonians, Illyrians, Macedonians, Scythians, Celts and Romans inhabited particular areas of Thrace, which were turned into zones of interaction» (Theodossiev 2011, 2-4).

10 Katicic 1962: Mitteldalmatische Namengebiet.

11 Alfoldy 1962; Wilkes 1965; Loma 1997.

например, любопытнейшая надпись из Комини - D(is) M(anibus) [S(acrum)?] / Iaro [.] / RI q(ui) v(ixit) a(nnis) [...] Clem [ ]12), и каждой надписи предшествуют список предшествующих публикаций и/или существующих комментариев. Эти списки являются достаточно полными, но не исчерпывающими13. Обитателей города хоронили на двух некрополях, причем захоронения на первом не прерывались в связи с появлением второго кладбища. В следующей главе «Кладбища, могилы и семьи в римском муниципиуме» (с. 52-60) М. Миркович рассматривает известные по эпиграфическим данным (ряд надписей публикуется впервые) семьи города. Заключительная глава книги (с. 61-64) посвящена особенностям номенклатуры и системе родства в Муниципиуме (имена с двумя когноминами и т.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком