научная статья по теме МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ЗАКОНАХ XII ТАБЛИЦ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ЗАКОНАХ XII ТАБЛИЦ»

11. Hammond N.G.L. 1982: Illyris, Epirus and Macedonia // CAH. Vol. 3. Part 3 / J. Boardman, N.G.L. Hammond (eds.). Cambr., 261-285.

12. Kamerbeek J.C. 1943: L'Andromaque d'Euripide // Mnemosyne. 11, 47-67.

13. Kitto H.D.F. 1961: Greek Tragedy. 3rd ed. L.

14. Kovacs P.D. 1980: The Andromache of Euripides: An Interpretation. Chico (CA).

15. Kovacs P.D. 1987: The Heroic Muse. Baltimore.

16. Lee K.H. 1975: Euripides' Andromache: Observations on Form and Meaning // Antichthon. 9, 4-16.

17. Lucas D.W. 1959: The Greek Tragic Poets. 2nd ed. L.

18. Mastronarde D. 1979: Contact and Discontinuity. Some Conventions of Speech and Action on the Greek Tragic Stage. Berkeley.

19. Nikolsky B. 2014 (forthcoming): Human Misery and Forgiveness: Meaning and Structure in Euripides' Hippolytus. Swansea.

20. Osborne M.J. 1983: Naturalization in Athens. Vols. 3-4. Brussels.

21. Rivier A. 1975: Essai sur le tragique d'Euripide. 2eme ed. P.

22. Robertson D.S. 1923: Euripides and Tharyps // CR. 37, 58-60.

23. Stevens P.T. 1971 (ed.): Euripides' Andromache. Oxf.

24. Storey I.C. 1989: Domestic Disharmony in Euripides' Andromache // Greece and Rome. 36, 16-27.

POLITICAL SENSE AND POETICAL STRUCTURE OF EURIPIDES' ANDROMACHE

B. M. Nikolsky

The paper contests a traditional view of Euripides' Andromache as of a tragedy without inner unity. Its unity is to be seen in parallelism and contrasts of its episodes developing several constant themes, the most important of them being enmity and marriage. The meaning and the place of these themes in the dramatic structure becomes more apparent if one assumes that their sense was rather symbolic than direct and reflected the contemporary political events. Production of Andromache could have been connected with the peace treaty between Athens and the Molossians in the early 20s of the 5th century BC.

Keywords: Tragedy, structure, motif, enmity, marriage, barbarians, Peloponnesian war, Athens, Sparta, Molossians.

© 2014 г.

Т. В. Кудрявцева МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ЗАКОНАХ XII ТАБЛИЦ

В статье исследуются два закона XII таблиц - так называемые антимагические законы VIII таблицы. Оспаривается точка зрения некоторых исследователей о том, что в утраченной части закона о сведении посевов с помощью заклинаний присутствовало понятие venena (venenum). Разбирается судебное дело Хресима (Plin. NH. XVIII. 41-43).

Кудрявцева Татьяна Владимировна - доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена.

Исследуется вопрос об использовании понятия malum carmen Плинием и Цицероном (закон о «злой песне»); выражается согласие с высказанным рядом ученых мнением: изначально глагол occentare имел магический смысл, а Цицерон (или его источник) неправильно понял цитату из древнего закона. Тем не менее в широком смысле «злая песня» (как и проклятие) могла подразумевать нанесение вреда не только магического - из чего впоследствии и развилось понимание данного закона XII таблиц как закона о поношении (клевете).

Ключевые слова: законы XII таблиц, магия, заклинания, зелье (venenum), «злая песня» (malum carmen), occentare.

Если греческий закон либо вовсе игнорировал магические практики, либо интерес к ним носил случайный (спорадический) характер, и как таковой «профильной статьи» вообще не было, а обвинения в занятии магией могли являться составной частью обвинения в нечестии (асебии), римский закон, начиная от первого кодекса - законов XII таблиц - и вплоть до Поздней империи, не оставлял без внимания занятия магией1. Всеобъемлющий антимагический закон, цитируемый в «Сентенциях» Павла2, и прочие схожие законодательные акты эпохи Империи3 имеют своим истоком определенные законы XII таблиц, которые мы намерены рассмотреть в данной работе.

Рассуждая о содержании древнейшего римского кодекса, следует иметь в виду некоторые обстоятельства. В современных изданиях текст законов восстанавливается по цитатам и ссылкам античных авторов, живших в лучшем случае во II-I вв. до н.э., в основном - в более поздние эпохи. С середины V в. до н.э., когда были изготовлены таблицы, латынь сильно изменилась (это касается и орфографии, и грамматики, и лексики). Поэтому римлянам эпохи Поздней республики далеко не все могло быть понятно в древнем тексте; кроме того, с этим текстом они знакомились в переработанном, так сказать, адаптированном виде. Предполагается4, что для Цицерона и его современников таким источником был текст, подготовленный одним из первых римских юрисконсультов Секстом Элием Петом Катом (консул 198 г. до н.э.) в виде части его Tripertita; эта книга содержала основы права: истолкование процессуальных норм, комментарии к XII таблицам, legis actiones (D. 1. 2. 2. 38 (Pomp.)). Судя по всему, уже Элию Пету не были понятны значения отдельных слов и терминов в кодексе XII таблиц, и он вынужден был высказывать свои догадки. По крайней мере однажды Цицерон «поправляет» Пета, отличая его

1 Разумеется, само понятие «магия» в эпоху составления законов XII таблиц еще не употреблялось; соответствующие слова (magus, magia, p.ayeía) встречаются у римских авторов с I в. до н.э. (впервые - у Цицерона и Катулла), а концептуально данное понятие в римском общественном сознании укоренилось уже в эпоху Юлиев-Клавдиев (подробнее см. Graf 2001, 36-60). Составители первого римского кодекса в так называемых «антимагических» статьях подразумевали некие противозаконные, тайные и вредоносные (по отношению к личности и имуществу, конкретно - урожаю) ритуальные действия - те, что позднее описывались и воспринимались как магические.

2 Paul. Sent. V. 23. 15: Qui sacra impia nocturnave, ut quem obcantarent defigerent obligarent, fecerint faciendave curaverint, aut cruci suffiguntur aut bestiis obiciuntur .

3 См., например: CTh. IX. 16. De maleficis et mathematicis et ceteris similibus. Подробнее см. Mommsen 1899, 640-643.

4 Rives 2002, 272; там же (nt. 10) ссылки на литературу.

интерпретацию от подлинного содержания законов5. Оратор сетует: «мы в детстве заучивали законы Двенадцати Таблиц как обязательную песнь (carmen necessarium); ныне никто не заучивает их» (Leg. II. 59). По утверждению Цицерона, в его время учение о праве (iuris disciplina) большинство (plerique) черпает из преторского эдикта, вытеснившего законы XII таблиц (Leg. I. 17). В правовой и судебной практике римляне, очевидно, предпочитали обращаться к трудам юрисконсультов, а не заученным в детстве и не всегда понятным цитатам. Уже ко времени Цицерона децемвиральный кодекс стал объектом скорее антикварного интереса; к нему обращались, когда надо было высветить какую-нибудь черту предков, сослаться на mores maiorum, отыскать в прошлом аргумент и т.п. - поэтому и ссылки на законы XII таблиц у поздних авторов такие короткие.

Учитывая вышесказанное, перейдем теперь к разбору антимагических норм. Большинство издателей и комментаторов помещают их на VIII таблицу. В цитатах из этой таблицы у разных римских авторов упоминаются заклинания, направленные на сведение или завораживание урожая (segetem pellicere; fruges excantare), а также некая «злая песнь» (malum carmen). Наиболее информативен, пожалуй, Плиний Старший. Задавая вопрос, обладают ли силой слова и заклинания (polleantne aliquid verba et incantamenta carminum), он замечает: «И что? Разве не говорится в самих законах XII таблиц: "тот, кто выпевает [прогоняет чарами] плоды", а в другом месте - "кто злую песню распевает [ворожит]"»6.

Плиний, закончивший «Естественную историю» около 77 г. н.э., приводит цитаты из кодекса по достаточно надежному источнику - он ссылается на автора I в. до н.э. М. Веррия Флакка (NH. XXVIII. 18), в свою очередь, опиравшегося на более ранние сочинения. На это указывают архаические формы обоих глаголов, почти не употреблявшиеся в классической латыни7. Глагол excantare - редкий; по подсчетам Дж. Ривза, до IV в. н.э. он встречается всего 12 раз; все эти примеры (как и поздние) указывают на такое значение глагола, как «изгонять, удалять что-либо с помощью песни/заклинания»8. Соответственно то действие, которое каралось законом XII таблиц (первая часть цитаты Плиния), - это сведение, изгнание, изъятие [чужого] урожая с помощью заклинаний (carmina).

Этот же закон, по-видимому, вспоминает Сенека в «Исследованиях о природе». Философ, насмехаясь над легковерием тех, кто с помощью неких обрядов или магических действий хочет влиять на погоду, замечает: «В Клеонах призывали к ответу тех, кому было поручено надзирать заранее за бурей, если из-за их небре-

5 Cic. Leg. II. 59: «Другие предписания Двенадцати Таблиц, ограничивающие расходы на погребение и оплакивание умершего, в общем перенесены в них из законов Солона... И вот, ограничив расходы изготовлением трех головных покрывал и пурпурной туники и платой десятерым флейтистам, закон упраздняет неумеренное оплакивание: "Во время похорон женщины не должны ни царапать себе щек, ни испускать воплей [lessus]". Древние истолкователи Секст Элий и Луций Ацилий говорили, что они не вполне понимают это место, но предполагают, что "лесс" - особая одежда для похорон; Луций Элий же думает, что это - какое-то горестное рыдание, как показывает само слово. Такое объяснение кажется мне более правильным потому, что закон Солона именно это и запрещает» (пер. В.О. Горенштейна).

6 Plin. NH. XXVIII. 17-18: quid? non et legum ipsarum in duodecim tabulis verba sunt: "qui fruges excantassit," et alibi: "qui malum carmen incantassit".

7 excantassit и incantassit (на самом деле, эмендации рукописных excantasset и incan-tasset) - синкопированные формы plusquamperfecti coniunctivi.

8 Rives 2002, 273-274 - цитаты из авторов и их анализ.

жения град побил виноградники или посевы пали. И у нас в XII таблицах предусматривалось, чтобы никто не завораживал [букв. выпевал. - Т.К. ] чужих плодов (et apud nos in XII tabulis cavetur ne quis alienos fructus excantassit). Невежественная древность верила в то, что заклинаниями можно привлечь и оттолкнуть дождь; то, что ничего из этого не может произойти, - настолько очевидно, что ради этого не стоит посещать философс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком