научная статья по теме МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ (К ИСТОРИИ КОНТАКТОВ) Языкознание

Текст научной статьи на тему «МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ (К ИСТОРИИ КОНТАКТОВ)»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 2, с. 12-21

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ (К ИСТОРИИ КОНТАКТОВ) © 2008 г. Е. Н. Никитин

История взаимоотношений М. Горького и В. Вернадского (по материалам их личных архивов) рассматривается в статье на фоне трагических событий первой половины XX века.

History of the relationship of Maxim Gorky and Vladimir Vernadsky (on the basis of their personal archives) is regarded in the article against the background of tragic events of the first half of the 20th century.

Прошло достаточно времени, чтобы можно было со всей определенностью сказать: среди деятелей отечественной науки первой половины XX века Владимир Вернадский - самая яркая фигура. А среди русских писателей никто не обладал такой славой, как Максим Горький. История взаимоотношений этих гениальных людей помогает лучше понять произошедшее с Россией в непростые для нее годы, когда рухнула монархия, а вслед за нею и только-только начавшая зарождаться демократия.

Владимир Вернадский и Максим Горький - два очень разных человека, и по происхождению (один - дворянин, другой - мещанин), и по образованию (академик и самоучка, имеющий за плечами всего лишь два класса нижегородского слободского училища), и по мировоззрению (один -конституционный демократ, другой - марксист, приверженец коллективистской философии А.А. Богданова).

Однако в обоих, в ученом и в писателе, была очень развита общественная жилка. Они видели: главная беда России - в низком культурном уровне большей части ее населения. Горький писал: "Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в отечестве было бы больше культуры" [1]. И добавлял: "Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры" [2]. И Вернадский (он, кстати сказать, в правительстве А.Ф. Керенского был товарищем министра народного просвещения) считал: "Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильности государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны" [3, с. 193]. Горький и Вернадский поставили основ-

ной целью своей общественной деятельности внедрение культуры в народные массы. Эта деятельность способствовала их сближению.

Первое упоминание имени Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) в переписке Горького относится к середине марта (по старому стилю) 1908 г. Писатель сообщал своему другу и единомышленнику философу-марксисту А.А. Богданову: «В марте выходит сборник "Зарницы" под редакцией Д. Шаховского, Гредескула и прочих кадет, с политическими статьями Вернадского, Кокошкина, со статьей Карташева "Современные религиозные искания" и Овсянико-Ку-ликовского "Горизонты будущего и грани прошлого". Не дремлют людишки!» [4, т. 6, с. 205].

Горький упрекает А.А. Богданова, а вместе с ним и других социал-демократов, за их бездействие. Вместо того, чтобы нести в народ знания, культуру, они заняты политическими дрязгами, сведением личных счетов.

Писатель настоятельно приглашает в гости, на Капри, соперничавших между собой лидеров фракции большевиков - В.И. Ленина и А.А. Богданова. Они приезжают на остров в апреле 1908 г. Горький пытается их примирить. Средство примирения - общая работа: создание "Энциклопедии для изучения России", состоящей из серии книг, авторами которых должны были стать социал-демократы - Г.А. Алексинский, В.А. Базаров, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, М.И. Мелев-ский (Басок), М.Н. Покровский, И.И. Скворцов-Степанов, Л.Д. Троцкий, Я. Тышка, Я. Янсон. Заглавную, открывающую серию, работу - "Организация опыта и типы классовой психики"- должен был написать А.А. Богданов.

Но так хорошо задуманный план провалился. Русским марксистам, поглощенным борьбой за лидерство, было не до литературной работы.

Это раздражает писателя, выводит из душевного равновесия. А тут еще "Знание", пайщиком которого он был, начинает испытывать финансо-

вые трудности, что ведет к ухудшению отношений с К.П. Пятницким, директором-распорядителем издательства. Горький сообщает Е.П. Пешковой в конце 1909 г.: "Мое положение <...> изумительно запутано. Не говоря об отношении к тебе и, вообще, о всем личном, мои дела со Знанием, т.е. с Пятницким, с Ладыжниковым, а также с партией и Богдановым, Луначарским и со всеми! -со всеми, пойми! удивительно обострились. Все трещит по всем швам, никогда я не переживал еще такого трудного времени!" [4, т. 7, с. 208].

В дальнейшем ситуация еще более усугубилась. Горький принимает очень непростое для него решение: разрывает отношения с наиболее близким ему идейно человеком - A.A. Богдановым. В октябре 1910 г. он пишет философу-марксисту последнее письмо: "Я, как Вам известно, очень уважаю и ценю вас - мыслителя и революционера, но не стану отвечать на ваши письма: вы пишете их слишком строго и так, точно вы унтер-офицер, а я - рядовой вашего взвода" [5, с. 60].

Тяжелый опыт общения с социал-демократами дал и положительный результат - писатель стал более терпимо относиться к кадетам и вообще к людям, думающим иначе, чем думает он сам, что и способствовало его сближению с Вернадским. В это время у Горького зародился план создания партии центра - Российской радикально-демократической партии (РРДП). Писатель позднее публично признался: "Я принимал некоторое участие и в работах организационного комитета этой партии, будучи уверен, что она необходима в России и должна всосать в себя всю - по возможности - массу людей, которая осталась неорганизованной между кадетами справа и социалистами слева. Думать об организации такой партии я начал еще в 1910 году" [6]1. Созданию партии, по мысли писателя, должны были предшествовать коллективные общественные акции. Одна из самых известных среди них была связана с нашумевшим делом Бейлиса.

12(23) марта 1911 г. в Киеве был убит тринадцатилетний подросток Андрей Ющинский. Черносотенная пресса объявила о том, что убийство совершено евреями в ритуальных целях (будто бы для выпечки мацы нужна христианская кровь). Особенно усердствовал журналист Анатолий Савенко, писавший под псевдонимом Запорожец. В думе ораторствовали крайне правые -Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич и другие. Следствие намеренно пошло по ложному пути, игнорируя улики, указывающие на истинных убийц мальчика. В качестве обвиняемого был аресто-

1 Создание партии - дело трудное, долгое. РРДП официально оформилась (провела учредительное собрание) только в марте 1917 г. Вскоре после этого Горький заявил: "... Я считаю радикал-демократическую партию, пожалуй, уже излишней" [6].

ван ни в чем не повинный приказчик кирпичного завода еврей Менахем Бейлис. При поддержке Министерства юстиции и Департамента полиции черносотенцы развернули антисемитскую компанию, угрожали произвести массовые погромы. В ответ ведущие писатели и ученые выступили с протестом-обращением "К русскому обществу". Его 30 ноября (13 декабря) 1911 г. опубликовала газета "Речь". Вместе с другими протест подписали В.И. Вернадский и Горький. Это было их первое совместное выступление. Оно привело к положительному результату - 30 октября (12 ноября) 1913 г. суд присяжных оправдал Бейлиса, и он был выпущен из-под стражи.

Летом 1914 г. началась Первая мировая война. И Горький, и Вернадский почувствовали: война грозит России катастрофой. Вернадский в статье "Война и прогресс науки" писал: "Несомненно, величайшая война, трагедия которой перед нами развертывается, подготовлялась десятилетиями, если не столетиями, в некоторых своих частях <...> После этой войны неизбежно в жизнь войдет так много нового, что нельзя будет безнаказанно и спокойно тянуть старое - как будто бы ничем не прерванное. То, что сейчас переживается человечеством, есть явление более широкое по своим последствиям, чем то, что внесено было в человеческую жизнь 1789 годом и его отголосками" [7, с. 67]. Иными словами: нас ждет нечто более страшное, чем Великая Французская революция. И Горький предупреждал: "Необходимо спокойно и мужественно подумать о той правде, которую родила война <...> Вполне возможен вулканический взрыв, который потрясет страну до основания и завершит анархию полнейшим хаосом" [8, с. 311, 313].

С началом войны в России, не без участия власти, усилились антисемитские настроения. Писательница В.Е. Копельман вспоминала: ".Царское правительство начало распространять слухи о почти поголовном шпионаже евреев в прифронтовой полосе. Начались массовые военные суды и расправы" [9, с. 592-593].

Этому необходимо было что-то противопоставить. 15(28) декабря 1914 г. Горький сообщил Е.П. Пешковой: "Сегодня вернулся из Питера, где пробыл почти неделю. Кое-что затеял <...> Ты, вероятно, скоро будешь удивлена, увидав мою подпись рядом с именами людей, очень чуждых мне: Андреева и Сологуба! Каково? Мы затеваем анкету по вопросу об антисемитизме, - а? Не веришь? Может быть, даже и более того затеем" [4, т. 11, с.141].

В последней фразе Горький имел в виду "Русское общество для изучения жизни евреев". Первым шагом к его организации стала "Анкета об евреях (открытое письмо к публике трех русских писателей)", подписанная Л.Н. Андреевым,

М. Горьким, Ф.К. Сологубом и напечатанная в утреннем выпуске "Биржевых ведомостей" 3(16) февраля 1915 г. О названии организуемого общества, о стоящих перед ним задачах Горький написал поэту Л.Б. Яффе 22 февраля (6 марта) 1916 г.: «Основная цель О-ва - борьба против антисемитизма и антисемитов. "Изучение" - псевдоним, необходимый на первое время» [4, т. 12, с. 24].

Ближайшим помощником писателя в деле организации общества стал Петербургский городской голова И.И. Толстой, который еще десять лет назад пытался создать "Общество еврейского равноправия". Их совместные усилия увенчались успехом: в начале 1916 г. "Русское общество изучения жизни евреев" было официально зарегистрировано. Его председателем стал И.И. Толстой, Горький - заместителем председателя.

Еще в ходе организационных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком