научная статья по теме МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.А. ВОЛОШИНА) Философия

Текст научной статьи на тему «МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.А. ВОЛОШИНА)»

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Максимилиан Волошин в контексте истории русской философии (К 130-летию со дня рождения М.А. Волошина)

л. н. столович

В философских энциклопедиях, энциклопедических справочниках и словарях нет статей, посвященных Максимилиану Волошину. О его философских воззрениях не говорится и в изданиях по истории русской философии. Правомерна ли проблема, обозначенная в заглавии этого текста?

Вместе с тем, исследователи творчества Волошина, отмечая присущую ему многогранность, не могут не обратить внимания на то, что поэт-символист, автор множества акварелей, блестящий художественный критик и публицист был причастен и к философской мудрости. А.В. Лавров справедливо констатирует "блуждания духа" Волошина в религиозных сферах буддизма, католичества, масонства, оккультизма, теософии и антропософии, не говоря уже о каноническом православии, к которому он приходит в конце своей жизни. Наряду с религиозно-мистическими идеями и настроениями, "приоритет философских и историко-культурных интересов Волошина заметно сказался на его стихотворных произведениях"1.

С другой стороны, в самой философии существуют не только логико-рационалъ-ный стилъ и стилъ религиозно-мистический, но также эстетическо-образный стиль изложения философских идей, благодаря которому в историю философской мысли включаются не только философские трактаты и богословские труды, но и "О природе вещей" Лукреция Кара, "Так говорил Заратустра" Ницше, романы Камю. Без эс-тетическо-образного стиля немыслима русская философия, выраженная в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, в стихах Державина и Пушкина, Баратынского и Тютчева. По моему убеждению, коктебельский мудрец находится в этом ряду.

Автор этих строк всецело разделяет убеждение Эриха Соловьева, который полагает, что "творчество М.А. Волошина принадлежит не только истории русской живописи и поэзии, эссеистики и художественной критики", но он "глубоко убежден, что это одна из интереснейших (к сожалению, по сей день профессионально непрочитанных)

1 Лавров A.B. Жизнь и поэзия Максимилиана Волошина // Волошин Максимилиан. Стихотворения и поэмы. СПб.: Наука, 1995. С. 19. См. также с. 15, 66. В дальнейшем ссылки на это издание будут даваться в тексте указанием в скобках: "М.В. - 1995" и страницы.

© Столович Л.Н., 2008 г.

страниц в отечественной философии. Особенно значимы в этом смысле стихи Волошина. Они не просто философски весомы, что подмечено уже давно. Многие из них представляют собой законченные и оптимальные экспликации философских смыслов, которые обедняются и тускнеют при всякой попытке их комментаторского пересказа на языке философской прозы". Притом, конечно же, "было бы очевидным преувеличением квалифицировать Максимилиана Волошина как крупного философа первой трети XX в., подтягивая его к калибру Бергсона или Джемса, Лосского или Франка. Вместе с тем, я отваживаюсь утверждать, - отмечает Э. Соловьев, - что это фигура философски уникальная и что в ее уникальности содержится зерно долгосрочной влиятельности"2.

По мнению Э. Соловьева, уникальность Волошина в понимании человека и его жизненного мира может быть определена понятием космоперсонализм. Автор статьи относит Волошина к традиции русского космизма. Но он полагает, что «Волошин был "белой вороной" русского космизма», поскольку «именно стих Волошина раскрывает неповторимый, ни одному другому русскому космисту не свойственный философский мотив. Это мотив предвечного, космически заданного индивидуального "Я"». Для Волошина "индивидуальность человека имеет высочайшее, космическое достоинство"3.

Не оспаривая предложенный Э. Соловьевым подход к поиску философского эквивалента поэтического творчества Волошина, я хотел бы вписать его философские воззрения в целостный контекст истории русской философской мысли.

Философская культура М. Волошина

Предваряя попытку определить место Волошина в русской философии, хотелось бы обратить внимание на то, что он обладал большой философской культурой. Философская литература - важная составляющая его библиотеки. Книги несут следы внимательного чтения, как, например, "Sub specie aeternitatis. Опыты философские и литературные (1900-1907 гг.)" (СПб., 1907) Н.А. Бердяева. Некоторые книги подарены и надписаны авторами, как ряд трудов П.А. Флоренского4, книга "Философия свободы" (М.: Путь, 1911) Н.А. Бердяева, книга Г.Г. Шпета "Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации на темы Гумбольдта)" (М.: ГАХН, 1927)5 и др. Волошин лично знал большинство русских философов первых двух десятилетий XX в. Он встречался с Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, Л.И. Шестовым, М.О. Гершен-зоном, П.И. Новгородцевым, Г.Г. Шпетом, А.В. Луначарским, не говоря уже о Вячеславе Иванове и Андрее Белом - символистскими "единоверцами" Волошина, которые по праву включены в историю русской философии.

Волошин не получил специального философского образования, но его философская образованность очевидна при чтении того, что он написал. Ему были хорошо знакомы учение Пифагора и диалоги Платона, труды Плотина и Порфирия, Лукреция и стоиков6, Гоббса и Руссо, Шопенгауэра и Ницше, Бергсона и Шпенглера, Вл. Соловьева и Р. Штейнера. Не берусь утверждать, штудировал ли Волошин сочинения Канта, но зна-

2 Соловьев Э. "Благослови свой синий окоем". Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина // http://az.lib.rU/w/woloshin_m_a/text_0080.shtml.

3 Там же.

4 Об отношениях Волошина и Флоренского см.: Никитин В.А., Купченко В.П. П.А. Флоренский и М.А. Волошин // МИНУВШЕЕ. Исторический альманах. < 6. М.: Феникс, 1992. С. 325-333.

5 На своей книге, хранящейся в Доме-музее М.А. Волошина, Г.Г. Шпет сделал надпись: "Дорогому Максимилиану Александровичу Волошину с искренним уважением, неколебимой симпатией и с искренним приветом Коктебелю от автора". М., 1927).

6 Знакомство Волошина с античной философией и ее влияние на его творчество обстоятельно выявлены в монографии Н.Г. Арефьевой "Максимилиан Волошин и античность" (Астрахань: Издательство Астраханского гос. педагогического университета, 2000. С. 13-65).

комство с его философией без упоминания его имени можно обнаружить в 7-м разделе поэмы "Космос" (из цикла поэм "Путями Каина").

Рассматривая М. Волошина в контексте русской философии, нельзя не отметить его благоговейное отношение к Вл. Соловьеву, который был не только крупнейшим русским философом, оказавшим основополагающее влияние на развитие русской философии, но и представлялся предшественником русского символизма в поэзии.

В автобиографии он называет 1900 г., "стык двух столетий", годом своего "духовного рождения", знаменующегося прочтением "Трех разговоров" Владимира Соловьева и его "Письма о конце Всемирной Истории"7. Статью Вл. Соловьева "Судьба Пушкина" (1987) Волошин ставит в ряд с "проницательными исследованиями о смысле судьбы"8. Волошин неоднократно ссылается на труды Вл. Соловьева. Он цитирует в статье "Пророки и мстители. Предвестия великой революции" (1906) его стихотворение "Панмонголизм. Хоть имя дико, / Но мне ласкает слух оно...", заканчивающееся словами:

И третий Рим лежит во прахе, А уж четвертому не быть

("Лики". С. 190-191).

В стихотворении "Я мысленно вхожу в ваш кабинет..." (P.M. Хин) нарисован портрет философа-поэта:

Но более глубоко

Волнует эхо здесь звучавших слов...

К вам приходил Владимир Соловьев,

И голова библейского пророка -

К ней шел бы крест, верблюжий мех у чресл -

Склонялась на обшивку этих кресл.

(М.В. - 1995. С. 177-178).

В поэме "Россия", говоря о "русских грамотах на благородство", поэт называет четыре имени: "Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьев" (М.В. - 1995. С. 303).

И все же Волошин не принадлежал к непосредственно соловьевскому направлению русской философии, как Е.Н. Трубецкой (его книга "Миросозерцание Владимира Соловьева" имеется в коктебельской библиотеке), С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

Волошин - непримиримый противник материализма:

Материалист ощупывал руками Не вещество, а тень своей мечты.

(М.В. - 1995. С. 301).

Его ориентация на идеализм несомненна. Но, если так можно сказать, идеализм идеализму рознь. Волошинский идеализм был своеобразен. Волошин был верующим человеком. По его словам, безверье - злейшая из вер (см. М.В. - 1995. С. 335). Однако, как отмечалось выше, религиозность Волошина была многогранна. В стихотворении "Четверть века (1900-1925)" он писал:

Было... все было... так полно, так много, Больше, чем сердце может вместить: И золотые ковчеги религий, И сумасшедшие тромбы идей...

(М.В. - 1995. С. 361).

К канонам православия в конце жизни, когда икона "Владимирская богоматерь" явила "Светлый Лик Премудрости-Софии", "а в грядущем - Лик самой России" (М.В. -1995. С. 396), он пришел, пройдя через поклонение католику Франциску Ассизскому, староверам-раскольникам протопопу Аввакуму и иноку Епифанию, через масонство,

7 Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский писатель, 1990. С. 30, 37.

8 Волошин Максимилиан. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 289. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте указанием в скобках: "Лики" и страницы.

теософию и антропософию. Но ему была чужда "религиозная истерия", комком которой была "вся наша революция" (М.В. - 1995. С. 302).

Владимир Купченко очень хорошо показал то, что Волошин искал в теософии и в антропософском обществе и чем его воззрение отличалось от этих оккультных концепций: «А Сабашникова вновь обратила его мысли к теософии, - внимание которой к духовному миру отдельной личности как нельзя более соответствует поставленной им задаче. Начав перечитывать все книги Р. Штейнера, Волошин делится с Оболенской: "Каждое его слово чувствуешь обращенным лично к себе - и всегда о главном..." В другом письме к ней Максимилиан Александрович прослеживает свое отношение к теософии начиная с 1905 г., с первого знакомства с Доктором: «В словах его меня, прежде всего, поразило то, что это было широкое обоснование и обобщение тем отдельным мыслям, убеждениям, к которым я в то время сам пришел, но которые находились в полном противоречии с теми научными положениями,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком