научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ» (МОСКВА, 25-27 СЕНТЯБРЯ 2007 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ» (МОСКВА, 25-27 СЕНТЯБРЯ 2007 Г.)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

JUTUTJTuimjuTJTumj^

© 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ» (Москва, 25-27 сентября 2007 г.)

25-27 сентября 2007 г. в Москве проходила Международная конференция «Античность и современность», посвященная памяти выдающихся французских историков Жан-Пьера Вер-нана (1914-2007) и Пьера Видаль-Накэ (1930-2006). Организаторами конференции выступили Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук и Отдел древней истории Института всеобщей истории РАН, поддержку и помощь организаторам оказали Президиум РАН и Институт научной информации по общественным наукам РАН. В работе конференции приняли участие ученые из России, Франции, Великобритании, Италии, Канады и Швейцарии.

На открытии конференции выступили академик РАН, иностранный член Французской Академии надписей и изящной словесности Г.М. Бонгард-Левин и сопредседатели Оргкомитета В. Познер (Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук) и Ю.Н. Лит-виненко (ИВИ РАН). Всего состоялось пять заседаний, на которых было заслушано и обсуждено 20 докладов по различным вопросам истории древней Греции, древнегреческой философии, исторической психологии, античной историографии, истории археологии, рецепций античности в русской и зарубежной культуре нового и новейшего времени.

С докладом «Жан-Пьер Вернан о религии греков» выступила С. Георгуди (Париж). Она отметила, что в творчестве Ж.-П. Вернана тема греческой религии занимает видное, хотя и не исключительное место. Будучи прежде всего исследователем греческих мифов и трагедии, Ж.-П. Вернан обращается к религии древних греков не только в связи с собственно мифом, но и с целью выявить взаимосвязь социального и религиозного начал. Опираясь на литературные источники, Ж.-П. Вернан исследует характер греческого политеизма, отношения между людьми, героями и богами, роль и место религии в жизни полиса. Автор доклада раскрыла подход Ж.-П. Вернана на примере практики жертвоприношений и приемов дивинации. В заключительной части С. Георгуди затронула ряд новых вопросов и проблем, которые в последнее время появились в работах о греческой религии, и показала, какое влияние на них продолжают оказывать исследования Ж.-П. Вернана.

П. Шмитт Пантелъ (Париж) предложила вниманию слушателей доклад «Гендерная история в работах Ж.-П. Вернана и П. Видаль-Накэ». Возможно, считает автор, заявленная тема кому-то покажется парадоксальной, поскольку ни Ж.-П. Вернан, ни П. Видаль-Накэ не обращались к ней напрямую. Тем не менее, история гендера в античных штудиях обязана этим двум ученым рядом вопросов и сюжетов, которые они первыми рассмотрели и наметили перспективу для дальнейших исследований в этой области. У каждого здесь был свой подход: Ж.-П. Вернана прежде всего интересовали религиозная практика и мифы, П. Видаль-Накэ в первую очередь изучал социальные практики и представления о них. Впрочем, оба работали с одними и теми же источниками, иногда совместно (греческая трагедия), иногда параллельно, как в случае с гомеровскими текстами, и оба стремились рассмотреть гендерные проблемы в глобальном историческом контексте греческого полиса и политики.

К. Дарбо-Пещански (Париж) в докладе «Историческая психология Жан-Пьера Вернана и проблема поступка» рассмотрела вопрос о том, как Ж.-П. Вернан, причислявший себя к последователям школы исторической психологии И. Мейерсона, разрабатывал понятия личности и индивида, сознания, души, субъекта, категорий мышления и действия, чувств и представлений о смерти, любви и т.д. применительно к античному человеку. Автор полагает, что Ж.-П. Вернан трактовал эти понятия в присущей ему антропологической манере, стремясь

освободить их от импликаций западного мышления и этики, хотя и учитывал теории своих предшественников и современников: Гегеля, Б. Шнелля, М. Фуко и др. На примере поведения и действий героев гомеровской «Илиады» автор показала дальнейшие пути и перспективы исследования, которые открываются работами Ж.-П. Вернана по исторической психологии древних греков.

В докладе С. Муравьева (Гайар, Франция) «Новое о милетцах (Фалесе, Анаксимандре, Анаксимене)» отмечалось, что после классической работы Ж.-П. Вернана о возникновении философии в Греции в VI в. до н.э.1 долго не появлялось столь же яркого и всестороннего исследования по рассматриваемой проблеме. Однако в последнее время наметился определенный прогресс, заключающийся, с одной стороны, в привлечении данных не только мифологии (пресловутый переход от мифа к логосу), но и мистериальных религий, особенно орфизма, что связано с археологическими открытиями в Ольвии, Сицилии и континентальной Греции (Дервени), а с другой стороны - в возвращении к сугубо историко-философским схемам, отражающим имманентную диалектику саморазвития древнейших философских понятий. Так, недавняя капитальная работа Д. Грэхэма2 предлагает новый унитарный подход к развитию всех систем досократовских мыслителей (кроме пифагорейской), в основе которого лежит нестандартная интерпретация учения милетцев. Автор в своем выступлении охарактеризовал указанные подходы, подверг критике некоторые аспекты как вернановской, так и более поздних интерпретаций милетских систем, и предложил более нюансированное и адекватное решение вопроса о природе, назначении, достижениях и недостатках первых философских моделей мира.

Доклад М.Ю. Лаптевой (Тобольск) «Политический строй архаических полисов в представлениях ионийских авторов» был посвящен проблеме личного участия творцов культурного переворота архаического периода - ионийских поэтов, философов и историков в политической жизни, а также их представлениям об устройстве ионийских полисов. В докладе говорилось о прижизненном авторитете ионийских интеллектуалов, их искушенности в решении полисных проблем. Автор проанализировал политические взгляды ионийских мыслителей конца архаического периода: Фалеса, Бианта, Гиппонакта, Ксенофана и Гераклита. Особое внимание было уделено их отношению к тирании и олигархии, восточным монархиям, нарождавшимся демократиям и законодательным системам, синойкизму ионийских полисов.

Т.В. Кудрявцева (Санкт-Петербург) выступила с докладом «Проблема эволюции афинской демократии: власть народа или власть закона?». В нем, в частности, шла речь о том, что в современной науке активно обсуждается проблема эволюции афинской демократии, соотношение государственного строя Афин V-IV вв. до н.э. Некоторые исследователи (М. Хансен, М. Оствальд, Р. Сили и др.) полагают, что в IV в. до н.э. на смену суверенитету народа пришел суверенитет закона. В то же время, по мнению греческих авторов позднеклассиче-ских Афин (Платона, Исократа, Аристотеля), вектор развития афинской демократии имел ровно противоположное направление - от власти закона к власти народа. В докладе отмечалось, что современная концепция «власти закона» проистекает из убеждения в родовом единстве прямой и представительной демократий, и приводились теоретические доводы против этого убеждения. Согласно автору, только отказавшись от идеи родства прямой и представительной демократий, можно разрешить трудности и противоречия, в которых запутались современные теории об эволюции афинской демократии.

В докладе С.Г. Карпюка (Москва) «Зима и зимние холода в древнегреческой поэзии и баснях» был поставлен вопрос о том, возможно ли использование сведений, почерпнутых из греческой поэзии и басен, для реконструкции климатических изменений в античную эпоху. С определенными оговорками на этот вопрос можно ответить положительно. Поэзия архаического и отчасти классического периодов (начиная с Гомера и Гесиода) содержит сравнительно много описаний сурового климата, холодной зимы, холодов, снега и мороза. Эллинистическая поэзия (даже учитывая ее более «теплый» климатический ареал), напротив, почти не содержит подобных описаний. Басни Эзопа, детали быта которых относятся к эпохе ранней Римской империи, также свидетельствуют о сравнительно мягком климате. Таким образом, данные древнегреческой поэзии подтверждают общую динамику климатических изменений в

1 Vernant J.-P. Les origines de la pensée grecque, P., 1962 (русск. пер.: Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988).

2 Graham D.W. Explaining the Cosmos: The Ionian Tradition of Scientific Philosophy. Princeton, 2006.

Греции в античную эпоху - от сравнительно холодного климатического фона архаического и классического периодов до потепления римского времени.

Доклад Дж. Казертано (Неаполь) «Платоновский kallipolis: между небытием и бытием-долженствованием» был посвящен рассмотрению композиционных, стилистических и художественных приемов, с помощью которых Платон создает картину идеального полиса в своем «Государстве». Эту философскую утопию отличают особые точность и подробность описания, которые, однако, не исключают использования различных метафор и художественных образов. По мнению докладчика, в этом смешении логической аргументации и художественного воображения кроется уникальность философского метода Платона. Двойственность характерна и для самой аргументации: в каждом повороте речи Сократа, повествующего о строительстве идеального города на фоне собственных рассуждений о благе, предлагаемые практические решения рассматриваются, с одной стороны, с точки зрения их соответствия конкретным историческим, социальным и политическим обстоятельствам, а с другой - насколько эти решения реализуемы или возможны. Подобная двойственность - свидетельство того, что идеальный полис Платона не является вымыслом мечтателя, чуждым своему времени, как было принято считать начиная с Аристотеля; скорее - это умозрительная модель, построенная по принципу восхождения от современной Платону эпохи со всеми ее недостатками (от своего «небытия») к своему «бытию-долженствованию», которое должно примирить и гармонизировать неизбежные различия и противоречия между живущими сообща людьми.

Ж.-Л. Лабарьер (Оксфорд) в докладе «О том, что "зависит от нас"» коснулся проблемы интерпретации понятия «свободы воли» перипатетиком II-III вв. Александром из Афродисия и стоиками. Автор отметил, что полемика, котора

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком