научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “АНТИЧНОСТЬ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” (XII “ЛОСЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ”) Языкознание

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “АНТИЧНОСТЬ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” (XII “ЛОСЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ”)»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 2, с. 74-80

ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АНТИЧНОСТЬ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

(XII "ЛОСЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ")

С 15 по 18 октября в Библиотеке истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева" прошли XII "Лосевские чтения" - Международная научная конференция "Античность и русская культура Серебряного века", приуроченная к 85-летию ученицы и наследницы А.Ф. Лосева, известного филолога-классика, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Азы Алибековны Тахо-Годи. Конференция была организована Культурно-просветительским обществом "Лосевские беседы", Научным Советом "История мировой культуры" РАН, Библиотекой истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева" при участии Музея "Мемориальная квартира Андрея Белого", Государственного литературного музея (Музей "Серебряного века") при финансовой поддержке префектуры ЦАО г. Москвы и Вернадского отделения Сбербанка РФ.

Научную часть конференции предваряло приветствие директора библиотеки "Дом А.Ф. Лосева" В.В. Ильиной.

На утреннем заседании в первый день конференции 15 октября рассматривались по преимуществу общетеоретические и общеэстетические аспекты темы.

Открыл его д. филос. н. В.В. Бычков, чей доклад "Трансформация миметического сознания в эстетике Серебряного века" был посвящен смене принципа изоморфизма принципом символического выражения в русском изобразительном искусстве ("мирискусники", В. Кандинский, К. Малевич) и эстетических теориях (Вяч. Иванов, П. Флоренский, А. Лосев) первых десятилетий XX века. Миметизм в эстетике Серебряного века, по мысли докладчика, не исчезает, но видоизменяется, превращаясь в требование глубинной смысловой адекватности образа и первообраза при раскрепощении формы.

Д. филос. н. А.Л. Доброхотов в докладе "Мир как театр в сознании Серебряного века" указал на происходившую в "серебряновечном" мышлении инверсию принципа "мир есть театр": театр начинает рассматриваться как лаборатория, моделирующая жизненные стратегии, а театрализация самой жизни - как способ жизнестроитель-ства. Докладчик продемонстрировал, как "переворачивание" античной метафоры стало одним

из катализаторов размежевания эстетики и практики театральных миров в начале XX века.

Автор доклада "Мифологический статус эстетических теорий Серебряного века" проф. ВЛ. Марченков (США) рассмотрел способы выражения учения о теургии у Вл. Соловьева, А. Скрябина и Вяч. Иванова. Философия искусства Соловьева представляет собой зарождающуюся мифософию, взгляд Скрябина на искусство -это романтический миф, тогда как Иванов создает зрелый, разработанный вариант мифософии, основывающейся на понятии историко-культурной традиции.

Проф. Л.М. Геллер (Швейцария), выступивший с докладом "Незавершенные метаморфозы", указал на значимость восходящего, в частности, к Овидию мотива трансформации, превращения - в прозе (А. Кондратьев, П. Муратов, А. Грин, А. Белый), поэзии (Ф. Сологуб), живописи (М. Врубель) Серебряного века.

В докладе "Ассирия и Вавилон в поэзии старших символистов" д. филос. н. В.В. Емельянов (Санкт-Петербург) показал, как совокупные усилия В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина, Ф. Сологуба, выросших в эпоху популяризации главных ассириологических открытий, сформировали тот образ древней Месопотамии, который получил развитие в поэзии акмеистов (концепты власти, войны, закона, насильственно установленного порядка, с одной стороны, познания тайн неба и мира мертвых - с другой). Из поздних стихов Брюсова в публицистику Мандельштама перешла и ассоциация между древней Месопотамией и советской властью.

Д.ф.н. Л.А. Колобаева в докладе "Полифункциональность неомифологизма в творчестве символистов (В. Брюсов, Вяч. Иванов, И. Аннен-ский)" исследовала различные подходы к мифу в творчестве поэтов-символистов и, взяв за основу сформулированную А.Ф. Лосевым триаду самой структуры мифа - "личность, история и слово", проследила, какие трансформации претерпевает миф, взаимодействуя с той или иной индивидуальной поэтикой.

Дневное заседание 15 октября было посвящено одной из ключевых фигур Серебряного века -Вяч. Иванову. Не случайно открылось оно выступлением о столь важном для русского поэта

античном боге, как Дионис, - докладом чл.-корр. РАН A.H. Паршина, озаглавленным «"Зеркало Диониса" в античной и русской культуре». Докладчик охарактеризовал мифологический образ "зеркала Диониса" (на основе поэмы Нонна "Деяния Диониса") и проследил его функционирование в произведениях античной ("Государство" Платона) и русской ("Пределы гносеологии" о. П. Флоренского, "Нос" Н. Гоголя, "Двойник" Ф. Достоевского) культур.

Проф. М. Цимборска-Лебода (Польша) представила доклад «"Над палимпсестом эллинских словес": Психея и Эрос в поэзии Вяч. Иванова (миф о Душе)». Как показала исследовательница, над традиционным сюжетом о Психее, в изложении которого поэт опирается на Платона и Апулея, Иванов "надстраивает" христианский слой, что способствует универсализации смысла древнего мифа.

К.ф.н. O.A. Кузнецова (Санкт-Петербург) в качестве иллюстрации к докладу "Визуальные образы античности в творчестве Вяч. Иванова" продемонстрировала ряд изображений: статуэтку так называемого "Нарцисса" из Археологического музея Неаполя, сюжет "Пан и Психея" в творчестве прерафаэлитов, картину О. Редона "Полифем" - и обратила внимание на то, что мифологические персонажи создаются поэтом не только под непосредственным впечатлением классических источников, но и на основании их позднейших интерпретаций. Это позволило под новым углом рассмотреть явные и скрытые экфрасисы и интерпретации античных мотивов в сборнике Иванова "Прозрачность" и по-новому поставить проблему соотношения вербального и визуального в поэтике символистов.

Доклад к.ф.н. С.Д. Титаренко (Санкт-Петербург) «Поэма Вяч. Иванова "Ars Mystica" и античная традиция» был построен на анализе неопубликованной юношеской (1889) поэмы Вяч. Иванова, посвященной теургической природе искусства. Особое внимание докладчица уделила доказательству влияния на поэму послания Горация "Ars Poética" ("К Пизонам") и демонстрации того, как русский поэт трансформирует принципы горацианской поэтики под влиянием идей Платона (отсюда ноуменальный принцип изображения реальности, мифологизация, отход от аристотелевского понимания "мимесиса" к платоновской "эйдологии"). При этом контаминация латинского слова "ars" и греческого "mystica", этимологически связанного с понятием "мистерия", в заглавии ивановской поэмы заставляет вспомнить и о теургии, которая Ивановым вслед за Вл. Соловьевым понимается как всеобщее преобразование и как высшая цель искусства.

К. ист. н. Е.В. Ляпустина представила доклад "Латинская диссертация Вяч. Иванова о публика-

нах: к истории текста", где, сопоставив сведения из автобиографических материалов поэта со сведениями, содержащимися в его переписке, проследила, как и когда складывался текст его диссертации: окончательно определившись с темой в начале 1893 г., Вяч. Иванов весной 1895 г. завершил работу практически в том виде, как она была опубликована через 15 лет.

Наблюдениям над стихотворениями-дифирамбами Вяч. Иванова в аспекте их связи с мифом и ритуалом, а также в контексте истории русского литературного языка и переводческой практики, был посвящен доклад д.ф.н. А.Г. Грек "Стилистика стихотворений-дифирамбов Вяч. Иванова". В качестве единиц описания были выбраны мифологические имена, ритм и цепи звуковых повторов, выражающих в тексте идею непрерывности, составные прилагательные - "грецизмы", краткие и/или усеченные формы прилагательных в атрибутивной функции и диалог в его "эмбриональной" форме.

На утреннем заседании во второй день конференции (16 октября) обсуждались преимущественно общеэстетические и стиховедческие вопросы, а также вопросы теории перевода.

Д.ф.н. А.А. Асоян (Санкт-Петербург) в докладе "Орфический миф в культуре Серебряного века" сосредоточил внимание на "летейской глубине" философских и художественных интерпретаций нисхождения Орфея в Аид Вл. Соловьевым, "младшими символистами", И. Анненским и др., у которых драма Орфея и Эвридики мыслится в контексте "свободной теургии" (соловьевцы) и "двойного" ("здесь" и "там") бытия (И. Аннен-ский).

Рецепции мифа об Атлантиде в творчестве В. Брюсова от неоконченной поэмы "Атлантида" (1897) до исторического исследования "Учителя учителей" проанализировал к.ф.н. Г.В. Нефедъев в докладе "Атлантида в трудах и днях В.Я. Брюсова". В отличие от многих современников Брюсов рассматривал Атлантиду как в оптике своего поэтического мифотворчества, так и при помощи методов исторической науки, что позволило ему, по мысли докладчика, высказать об Атлантиде ряд ценных суждений, остающихся актуальными и поныне.

В докладе "Древнегреческая историография в русской науке конца XIX-начала XX вв." к.ф.н. О.В. Осипова показала, что произведения античных историков привлекали внимание исследователей рубежа столетий прежде всего как источник, документ. Чем больше у древнего автора обнаруживалось черт, сближающих его с современной исторической наукой, тем выше оценивалось его творчество. При этом художественные особенности сочинений греческих историков рас-

сматривались лишь на материале отдельных произведений или структурных элементов.

Д.ф.н. И.С. Приходько, выступившая с докладом "Лиризация античного сюжета в символистской трагедии", проследила, как символисты, в первую очередь Вяч. Иванов и И. Анненский, а также Ф. Сологуб, пытаясь создать современную драму, обращались к опыту античного театра. При этом Анненский ориентировался на психологизм Еврипида, а Иванов - на Эсхила с его мону-ментализмом и патетикой.

Продемонстрировать функционирование псевдоантичных размеров в русской поэзии начала XX века и наделение их различной семантикой (от идиллической до иронической) - такова была задача выступления д.ф.н. Ю.Б. Орлицкого, представившего доклад "Гексаметр и пентаметр в творчестве поэтов Серебряного века".

Доклад к.ф.н. Я.Л. Забудской "Эквиметризм как принцип в художественном переводе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком