научная статья по теме О "ГОДЕ БЕРГСОНА" И БЕРГСОНИЗМЕ XXI В Философия

Текст научной статьи на тему «О "ГОДЕ БЕРГСОНА" И БЕРГСОНИЗМЕ XXI В»

О "Годе Бергсона" и бергсонизме XXI в

Философия Бергсона: взгляд через столетие

2007-й год прошел для бергсоноведов многих стран мира под знаком столетия выхода в свет "Творческой эволюции". Министерство культуры Франции объявило его "Годом Бергсона"; он был официально открыт 9 марта 2007 г. на специальном заседании в Высшей педагогической школе (Ecole Normale) в Париже, а затем "триумфальное шествие" Бергсона охватило, помимо французских университетов (в Париже, Лилле, Пуатье), университеты Италии, Германии, Японии, Южной Кореи, где состоялись посвященные данному событию конференции и коллоквиумы. Инициатором и координатором этого движения стало Общество друзей Бергсона во главе с его президентом, профессором университета Лилль-III, директором Международного центра по изучению современной французской философии при Высшей педагогической школе Фредериком Вормсом. Заключительным аккордом стал Международный конгресс «"Творческая эволюция" Бергсона сто лет спустя (1907-2007): Эпистемология и метафизика», состоявшийся в Коллеж де Франс и Высшей педагогической школе 23-24 ноября 2007 г.

"Год Бергсона" и завершивший его Конгресс вполне зримо продемонстрировали то возрождение интереса к бергсоновской философии, которое наблюдалось в разных странах мира последние двадцать лет. Этот процесс стал заметным в 1989 г., когда в Клермон-Ферране, где Бергсон преподавал в 1883-1888 гг. и написал диссертацию "Опыт о непосредственных данных сознания", отмечалась столетняя годовщина ее издания. В итоговом сборнике "Бергсон. Рождение философии"1 (1990) французские исследователи представили новые трактовки концепции знаменитого соотечественника. С тех пор это движение ширилось, и одной из крупнейших фигур в нем стал Фредерик Вормс, автор ряда книг о Бергсоне и множества теоретических и биографических статей2. За эти годы он ярко проявил себя не только как исследователь, но и как практик, организатор: именно по его инициативе во Франции было возрождено Общество друзей Бергсона (оно было создано после Второй мировой войны, но к середине 1970-х гг. его деятельность постепенно сошла на нет); началось издание "Annales berg-soniennes". В результате всей этой работы Ф. Вормсу, которому в последние годы активно помогает секретарь Общества Арно Франсуа, автор работ о Шопенгауэре, Ницше и Бергсоне, удалось объединить усилия ученых из разных стран и подготовить празднование, "Года Бергсона", к чему была приурочена и реализация крупных изда-

1 Bergson. Naissance d'une philosophie. Actes du colloque de Clermont-Ferrand 17 et 18 novembre 1989. P., 1990.

2 Worms F. Introduction à "Matière et mémoire" de Bergson. P., 1997; Bergson, biographie. P., 1997, 2002 (avec Ph. Soulez); Le vocabulaire de Bergson. P., 2000; Bergson ou les deux sens de la vie. P., 2004.

тельских проектов. В 2007 г. во Франции началась публикация первого историко-кри-тического собрания сочинений философа, которое включит в себя не только все основные изданные его труды, фрагменты переписки, но и никогда не публиковавшиеся до сих пор курсы лекций, с подробными комментариями, перекрестными ссылками и указателями. В первый том, изданный в октябре 2007 г., вошла "виновница торжества" - "Творческая эволюция". Два последующих тома появятся, как предполагается, в 2009 и 2011 гг. Все эти предприятия должны, по замыслу их инициаторов, продемонстрировать прогресс в сфере изучения философии Бергсона, достигнутый за последние десятилетия.

О таком прогрессе действительно позволяет говорить прошедший в ноябре 2007 г. Конгресс, ставший свидетельством "переоткрытия" бергсоновской концепции, ее нового звучания в современном контексте. Первый день работы Конгресса, посвященный эпистемологии Бергсона, прошел в Коллеж де Франс - старейшем учебном заведении Франции; именно оно было в начале XX в. центром интеллектуальной жизни Парижа - сюда стекались толпы слушателей на лекции Бергсона. В большой аудитории, носящей имя Маргариты Наваррской, собралось более трехсот человек; такой интерес к тематике заседания явно превзошел ожидания самих организаторов. В докладах, с которыми выступили и философы, и представители естественных наук, шла речь о Бергсоне как предшественнике эволюционной эпистемологии XX столетия, сформулировавшем в своей концепции ряд принципов, весьма созвучных современным научным представлениям. Вопросы эпистемологии затрагивалась и на следующий день, на заседаниях, проходивших в Высшей педагогической школе и посвященных бергсоновской метафизике (утром работали 4 секции, а вечером состоялось пленарное заседание). Поскольку тематически доклады первого и второго дня были порой тесно связаны (что отражает их взаимосвязь в самой концепции Бергсона), мы не будем строго придерживаться в данном обзоре хронологического принципа изложения, а попробуем сгруппировать выступления по основным их проблемам.

У исследователей давно уже не вызывает сомнений, что Бергсон отнюдь не был противником науки, а наоборот, при создании своей "позитивной метафизики" ориентировался на модель научного знания, на идеалы точности, верности фактам, четко определенного метода. Но наука и философия, полагал он, имеют дело с разными фактами, разными реальностями, и потому между ними необходимо провести линию демаркации, что позволит философии добиться в своей сфере - сфере сознания, жизни, эволюции - такой же, или большей, точности и достоверности, какие существуют в науке. Этой теме был посвящен доклад "Философия и наука в концепции Бергсона" профессора Коллеж де Франс, члена Французской академии Анн Фаго-Ларжо, подробно рассмотревшей отношение мыслителя к той области фактов, которая представляла для него особый интерес, - психологии, а особенно так называемой science psychique, исследовавшей необычные состояния сознания. Именно психология обеспечила Бергсону отправной пункт его концепции - идею длительности в ее противопоставлении абстрактному времени науки. Эта идея, впрочем, легла на подготовленную почву, поскольку сама философия Бергсона выросла из традиции французского спиритуализма XIX в. (в частности, концепции Ф. Равессона) с ее акцентом на духовной деятельности, пронизывающей реальность и делающей ее познаваемой. Об этом шла речь в докладе М. Коста-Карвальо (Португалия) "Биология и психология: ключ к ви-талистскому динамизму Бергсона", где подчеркивалось, что Бергсон, осознав, что философии его учителей недоставало позитивной, научной базы, в своей собственной деятельности стремился опираться на научные данные, на психологию, физиологию, биологию. Благодаря этой установке, ставшей одним из важнейших его методологических императивов, он смог разработать концепцию, соотносящую душевную жизнь, сознание, с жизнью космоса, и создать на этой базе целостную философию природы.

К этим выступлениям тематически примыкает доклад одного из известных французских бергсоноведов Ж.-Л. Вьеяр-Барона (университет Пуатье) "Бергсон и идея научного закона". Он отметил, что Бергсон, всегда высоко ставивший научное знание

(что связано, в частности, с влиянием философов-позитивистов Спенсера и Тэна), критиковал прежде всего "интеллектуализм", т.е. ограниченный рационализм, противопоставляя ему иной рационализм, более гибкий и опирающийся на "расширенный научный опыт". Вслед за своим учителем, Э. Бутру, Бергсон подверг критике детерминизм, определявший закон как необходимое и неизменное отношение, и предложил трактовку научного закона как объяснительного, а не предсказательного; эту эпистемологию объяснения можно, по мнению докладчика, сопоставить со взглядами А. Пуанкаре на ретроспективный характер объяснения.

В целом ряде докладов исследовалась эволюционная теория Бергсона в ее взаимосвязи с биологическими науками его времени, причем подчеркивались оригинальность, антимеханистическая и антиредукционистская направленность его идей и их влияние на дальнейшее развитие философии и науки. А. Франсуа (университет Лилль-III, доклад «Биологические истоки "Творческой эволюции"») остановился на борьбе идей в тогдашней биологии, противостоянии механицизма и витализма, подчеркнув, что Бергсон, решительно отвергая первый, не занял, однако, сторону второго, а предложил собственный подход, который опирается на особую трактовку проблемы индивидуальности, вытекающую из нового толкования времени как длительности - не механического сложения частей, а неразрывной континуальности. Размышляя об отношении Бергсона к дарвиновской теории эволюции, П.-А. Микель (университет Ниццы, доклад "Отбор и эволюция. Использование аналогий у Бергсона и Дарвина") отметил, что в бергсоновском эволюционном учении критикуется скорее неодарвинизм, чем сам Дарвин, с которым Бергсона роднит трактовка эволюции как диссоциации, последовательных бифуркаций, расхождений, а не ассоциации. А.Ж. Гайон, профессор университета Париж-1, рассказал о реакции на бергсоновскую концепцию некоторых биологов XX в.: хотя многие из них, в том числе зоологи, ботаники и палеонтологи, были настроены по отношению к ней весьма (а порой и в высшей степени) критически, иные, например генетики Дж. Хаксли, Т. Добжански, С. Райт, с энтузиазмом восприняли его учение, изложенное в "Творческой эволюции", и черпали в нем стимул для создания новой теории эволюции. В более широком, общекультурном плане ситуацию в научном и философском мире после публикации "Творческой эволюции" рассмотрел Ф. Азуви (ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований и Высшей школы социальных наук в Париже, доклад «Воздействие идей Бергсона и успех "жизненного порыва"»), отметивший специфику восприятия бергсоновского учения в разных кругах - католических, националистических, анархо-синдикалистских, а также в среде художественного авангарда.

Особую группу составили доклады, посвященные соотнесению эпистемологии Бергсона с современными научными представлениями. Возникающий в связи с этим вопрос был сформулирован в выступлении А. Прошианца (Национальный центр научных исследований, Высшая педагогическая школа, Коллеж де Франс): почему биологи до сих пор читают Бергсона? Основываясь на собственном опыте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком