научная статья по теме О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

© 2014 г.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Н.А. ТАРАСЕНКО. Древнеегипетская мифология в изобразительной традиции Книги мертвых (виньетки глав 16, 17 и 42 в Новом царстве - Третьем переходном периоде). Киев, 2009. 336 с., илл.

Исследования Книги мертвых можно назвать одним из самых активно разрабатываемых и популяризуемых направлений мировой египтологии. Не останавливаясь на множестве конкретных работ, посвященных этой теме, необходимо отметить, что в современной египтологии наиболее перспективная ее разработка ведется в рамках Боннского проекта по изучению Книги мертвых1, ставящего себе задачу полного учета списков данного заупокойного комплекса в египтологических собраниях мира. В отечественной египтологии данное направление исследований представлено несравненно скромнее: помимо классических, но ограниченных по задачам и охвату материала работ М.Э. Матье и Р.И. Рубинштейн2, а также уникальной публикации В.И. Евгеновой папирусов Позднего времени с отрывками Книги мертвых из Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге3, можно назвать лишь статьи и монографию М.А. Чегодаева, посвященные искусствоведческой и в меньшей мере религиоведческой интерпретации этого памятника4. По этой причине появление несколько лет тому назад монографии украинского исследователя Н.А. Тарасенко, посвященной исследованию нескольких глав Книги мертвых5, оказывается ощутимым вкладом в русскоязычную литературу по данной проблематике. Этот вклад подлежит тем более серьезной оценке, что данная работа написана с учетом новейшей зарубежной литературы по Книге мертвых (и в целом по проблемам египтологического религиоведения), притом в непосредственном контакте с участниками Боннского проекта, а также крупнейшим знатоком списков Книги мертвых начала I тыс. до н.э. А. Нивинским (Варшава). Как указывает Н.А. Тарасенко, с согласия этого исследователя ряд фотографий сцен с неопубликованных папирусов и саркофагов XXI династии из его собрания впервые вводятся в настоящей работе в научный оборот (с. 21, прим. 23).

Монография Н.А. Тарасенко состоит из трех разделов, каждый из которых посвящен одной из глав Книги мертвых. Древнеегипетские «книги», посвященные судьбе усопшего в инобытии, всегда представляют собой единство текста и изображения, но в случае Книги мертвых это единство не столь нерасторжимо, как в царских «книгах» с их мотивом путешествия солнца по загробному миру (в книге Амдуат и берущей с него начало традиции оформления царских гробниц Нового цар-ства6). Во многих случаях исследователь Книги мертвых оказывается перед необходимостью избрать преимущественно одну (текстовую или изобразительную) из его составляющих. Подобный выбор в монографии Н.А. Тарасенко очевиден - ее автор отдает предпочтение типологическому анализу виньеток Книги мертвых, при этом обозначая (к сожалению, не во вводной части своей книги, что было бы более логичным) иные возможные подходы к подобной работе: анализ совокупности виньеток в отдельных папирусах; анализ виньеток отдельных глав Книги мертвых; и, наконец, создание типологии виньеток Книги мертвых «в контексте всего сборника» по всему комплексу ее наличных списков (с. 186). Отмечая, что подобной типологии, «которую бы признали все египтологи», до сих пор не существует (там же), Н.А. Тарасенко (на наш взгляд справедливо) считает наиболее перспективным второй из обозначенных подходов, который и стремится реализовать в своей монографии. Последняя, по его словам, представляет собой «три самостоятельных эссе, объединенных общей

1 Totenbuchprojekt Bonn; руководитель - проф. У. Рёсслер-Кёлер, среди ведущих участников -крупнейшая исследовательница свитков Книги мертвых И. Мунро. См. http://www.totenbuch-projekt. uni-bonn.de.

2 Матье 1996; Рубинштейн 1938; 1976; 1979.

3 Евгенова 1957.

4 Чегодаев 1995; 2000; 2004.

5 Тарасенко 2009 (ссылки на страницы далее в тексте).

6 В отечественной литературе теперь см. Лаврентьева 2008.

темой - проблемой изображения, несущего определенную смысловую (семиотическую) нагрузку "мифологического текста"», и ее целью является реконструкция этого «"мифологического текста", отображенного в серии виньеток привлеченных трех глав Книги мертвых». Таким образом, первый раздел монографии посвящен 16-й главе Книги мертвых (BD 16), которая фактически и представляет собой виньетку со сценой восхода или заката солнца (так называемая Sonnenlaufszene), получившую в исследованиях «статус» отдельной главы (с. 22-71); второй раздел - композициям с двумя львами (так назывемая rwty-scene) в BD 17 (с. 72-146); третий - виньеткам BD 42, среди которых особое значение придается их так называемому «типу В», связанному с ключевым для данного изречения списком «Обожествленных частей тела» (Gliedervergottung; с. 180-240). Важной частью монографии является его Введение с рядом замечаний относительно генезиса традиции Книги мертвых (с. 6-21). В работу включено несколько Приложений (2.1 - сводка изображений «двойного льва» на скарабеях, с. 145-146; 3.1 - сводка списков Gliedervergottung и стилистически близких им фрагментов в древнеегипетских заупокойных и магических текстах, с. 235-237); 3.2 - близкий спискам Gliedervergottung ассирийский гимн Нинурте в переводе В.В. Емельянова, специально предоставленном для данной монографии, с. 238-240) и особый Appendix к главе 2 с обзором литературы по интерпретации терминов dt и nhh, передающих в древнеегипетском языке понятие «вечность» (с. 147-179). Не вполне удачно, но понятно (исходя из членения работы на три практически самостоятельных раздела) отсутствие в ней общего заключения. В конце книги помещены примечания, служащие важной содержательной частью работы (с. 241-273). Упоминания отнюдь не «для проформы» заслуживает библиография к работе (с. 277-316), включающая 821 наименование публикаций, значительная часть которых появилась уже в 2000-е годы: столь полный учет Н.А. Тарасенко литературы по Книге мертвых делает его книгу превосходным руководством по современному состоянию изученности этого заупокойного комплекса (и, шире, по египтологическому религиоведению в целом) и вписывает собственные наблюдения автора в историографический контекст.

Настоящая работа - не запоздалая рецензия на книгу Н.А. Тарасенко в точном смысле этого слова; поэтому, в частности, в наши планы не входит детальное обсуждение формального анализа ее автором собранного им изобразительного материала. Представляется, что сам этот сбор был проведен корректно и весьма тщательно, дав в руки автора если не исчерпывающий, то, без сомнения, весьма репрезентативный материал по интересующим его сюжетам Книги мертвых. Нужно отметить, что оценить тщательность учета Н.А. Тарасенко актуального для него материала чрезвычайно удобно по его сводкам, представленным в форме таблиц (см. помимо уже упомянутых: с. 24-25 - сцены восхода и заката солнца в BD 16 и в росписях гробниц; с. 74-80 - rwty-scene в виньетках BD 17, в росписях гробниц и в оформлении саркофагов; с. 181-186 - типы виньеток BD 42). Значительно более интересны для нас те религиоведческие наблюдения, к которым привел Н.А. Тарасенко собранный им материал, а также их соответствие общим картинами эволюции древнеегипетских религии и мировоззрения, представленными в египтологической литературе. Известно, что саму задачу построения подобного рода сводных картин ставят перед собой (и вообще осознают ее актуальность) далеко не все египтологи: тем не менее на отечественные исследования в этой отрасли истории древнего мира в настоящее время оказывают влияние, по крайней мере, две таких схемы - Я. Ассмана7 и А.О. Большакова8. Выбор Н.А. Тарасенко сюжетов для исследования неслучаен и хорошо понятен: главы Книги мертвых, оказавшиеся в поле его зрения, дают «выход» на базовые проблемы древнеегипетской картины мира эпох Нового царства - Позднего времени. Соответственно, связанные с ними наблюдения не могут не быть позиционированы по отношению к существующим в науке концепциям (отметим, что отсылки к работам двух названных исследователей присутствуют в работе Н.А. Тарасенко, по сути дела, passim). Анализ обсуждаемой монографии в этом ключе кажется актуальным и еще по одной причине - сравнительного дефицита в отечественной египтологической литературе исследований по религии и мировоззрению именно Нового царства и Позднего периода, восполнению которого так или иначе содействует книга Н.А. Тарасенко.

Прежде всего хотелось бы сказать о том, что, на первый взгляд, констатирующие, но очень важные нюансы четко расставлены уже во Введении монографии. Так, говоря о генезисе папирусной фиксации заупокойных текстов, Н.А. Тарасенко склоняется к тому, что она существовала еще во времена Текстов пирамид, ссылаясь, в частности, на сравнительно новую и весьма важную находку папирусного фрагмента с одним из изречений в архиве заупокойного храма Пепи I в Саккара (с. 9)9. 2000-е годы стали временем почти что взрывного интереса отечественных египтологов-религиоведов к так

7 Ассман 1999; см. Баскакова 1999; Ладынин 2002.

8 Большаков 2003.

9 Berger el-Naggar 2004; ср. Большаков 2003, 13.

называемой Книге двух путей - удобному для изучения своей компактностью комплексу текстов и изображений на днищах саркофагов из гробниц номархов Гермополя в эль-Берше, появляющемуся с начала XII династии10. Внимание к этому памятнику привело к тому, что едва ли не исключительно с ним стали связывать происхождение новоегипетской традиции «путеводителей по загробному миру» для лиц нецарского статуса (как раз и представленной Книгой мертвых) и, даже шире, заупокойных комплексов Нового царства в целом11. Между тем, несмотря на заметную роль Гермополя в культурно-религиозном развитии древнего Египта12, возможность того, что именно его традиция (притом в варианте, обнаруженном в погребениях, по сути дела, только одного правительского рода13) одна могла дать столь обширное наследие, представляется маловероятной уже априорно. В работе Н.А. Тарасенко справедливо подчеркивается, что Книге двух путей типологически близок целый ряд «путеводителей» Среднего царства, ф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком