научная статья по теме О XVII МЕЖДУНАРОДНОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ Философия

Текст научной статьи на тему «О XVII МЕЖДУНАРОДНОМ ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

О XVII Международном эстетическом

конгрессе

В г. Анкаре (Турция) с 9 по 13 июля 2007 г. состоялся очередной XVII Международный эстетический конгресс под девизом: "Эстетика, наводящая мосты между культурами", в котором приняли участие деятели науки и культуры из более чем 40 стран - около 400 человек.

Полезно напомнить, что последние пять эстетических конгрессов ставили довольно серьезные проблемы: "Модернизм как эстетика" (XII конгресс, Испания, Мадрид, 1992), "Эстетика и практика"(ХШ конгресс, Финляндия, Лахти, 1995), "Эстетика как философия" (XIV конгресс, Словения, Любляна, 1998), "Эстетика в XXI веке" (XV конгресс, Япония, Макухари, 2001), "Новое в эстетике" (XVI конгресс, Бразилия, Рио-де-Жанейро, 2004)1.

Из всех эстетических конгрессов только один, а именно XVI, был проведен вне Европы - в Японии, остальные конгрессы проводились в различных европейских странах.

Тематика XVII конгресса ориентировала ученых на анализ эстетических проблем в тесной связи с культурами различных народов.

Было также проведено специальное заседание, посвященное анализу взаимоотношений политики и искусства.

В докладе А. Эръявеца (Словениа) было показано, что взаимоотношение между искусством и политикой имеет свою историю, начало которой, по его мнению, было положено в эпоху Французской революции ее политизированными художественными представителями. В дальнейшем происходили идеологизация и политическая инстру-ментализация искусства и культуры, в частности, в эстетике марксизма, в политизированном классическом авангарде (футуризм, супрематизм. Пролеткульт, продукти-визм, политически парадоксальная позиция сюрреализма, открывающая раскол между искусством и политической идеологией в модернизме XX в., дискуссии Блоха-Лукача-Адорно о модернизме); происходил внутренний концептуальный конфликт неоавангардистского искусства. В докладе было представлено современное положение искусства относительно политики, этики.

А. Каскарди (Великобритания) рассмотрел манифесты кубистов, футуристов, ку-бо-футуристов, дадаистов, сюрреалистов, креационистов, взгляды Троцкого. Т. Миллер (США) пытался раскрыть трансформации в области художественной политики, когда глобальный биополитический феномен привел к глубоко аффектированной концепции личного и общественного тождества, активизма и солидарности. Л. Харрис (США) затронул проблему космополитизма, имеющую важное значение для совре-

1 См.: Долгов K.M. О XV Международном эстетическом конгрессе // Вопросы философии. 2002. № 6. С. 177-182; Долгов K.M. О XVI Международном эстетическом конгрессе // Философские измерения политики, дипломатии и культуры. В пяти томах. Т. 4. Культура и современность. М., 2007. С. 233-247.

менного общества. Он выделил три формы космополитизма: "радикальный космополитизм", воздерживающийся от фиксирования родовой (расовой, этнической, национальной) лояльности; "умеренный космополитизм", благоприятствующий культивированию культурных ресурсов, связанных со спецификой этнических групп; "туземный космополитизм", придающий особое значение культивированию и сохранению отдельных этнических, расовых, национальных или культурных общностей. В докладе Б. Ромайя (США) отмечалась сложная эволюция взаимоотношений эстетической и культурной традиции с социально-политической реальностью.

В докладе Инас Али Алколи (Иордания) утверждалось, что в произведении искусства повествование является одним из важных художественных принципов, что доказывается его укорененностью в истории, религии и мифологии. На произведениях западных живописцев (Мазаччио, Брейгеля, Давида) докладчик выявил различные социальные, экономические, моральные и политические аспекты, имеющие важное значение для Среднего Востока сегодня.

Большой интерес вызывал доклад Сатоши Хигучи (Япония), в котором речь шла о "культурной колонизации" не-европейского мира вообще и о "культурной колонизации" изящными искусствами, в частности. Надежда Качинович (Хорватия) на примере работ Т. Адорно и Н. Лумана показала "игру власти" на усиление или умаление независимости или автономии искусства от политики.

Катя Колшек (Словения) рассмотрела концепции Жака Рансера и Луи Альтюссе-ра, взгляды которого связаны с "новым прочтением" "Капитала" Маркса.

Мойца Пунсер (Словения) рассмотрела проект "художественные посольства" как пример интенсивного процесса саморефлексии Запада и самопозиционирования Востока, заменяющего толкование Востока в зеркале Запада. Докладчик раскрыл новые стратегические отношения между художественно-культурными практиками и реальными условиями глобализации.

Райниш Хейникс (Бельгия) на примере творчества венгерско-французско-еврейского эстетика и политика Виктора Баша, известного координатора первых эстетических конгрессов (в Берлине - 1913, и в Париже - 1937), раскрыл новые перспективы в анализе истории эстетики XX в., когда чисто философские понятия извлекаются из их политического контекста, а история идей фокусируется на генезисе, артикуляции и присвоении эстетических понятий.

Одной из важнейших тем была тема соотношения эстетики, искусства и философии в историко-логическом аспекте: рассмотрение эстетических концепций Конфуция, Платона, Аристотеля, Сенеки, Канта, Гегеля, Шлегеля, Ницше, Гуссерля, Хай-деггера, Дьюи, Уайтхеда, Юнга, Дерриды, Делеза, Лиотара, Беккета, Мерло-Понти и других мыслителей, писателей, художников в свете современной философско-эстети-ческой проблематики позволило вычленить из эстетического наследия прошлого наиболее важные и актуальные концепты, понятия и категории и показать их эвристическое значение для современной философии и эстетики. Например, в докладе Ю Ванга и Фу Ксяовея (Китай) было показано, что принадлежащая Конфуцию идея идеального человеческого характера раскрывается преимущественно через его толкование некоторых черт личности.

Известный эстетик Иозеф Марголис (США) исследовал генезис эстетики, которая, начиная с "Критики способности суждения" Канта, становится академической дисциплиной, занимающейся фундаментальными проблемами искусства и культуры. Докладчик показал влияние кантовских идей на представителей современной философии (Ницше, Хайдеггер, Сартр, Хомски, Хабермас, Фуко и др.), непреходящее значение идей Канта для осмысления художественных и эстетических проблем. В наше время они помогают преодолеть угрозу, доходящую до культурного империализма и почти невидимых форм академического колониализма.

В докладе Тома Рокмора (США) доказывалось симметричное отношение между началом и концом искусства, разъяснялись различные измерения этого сложнейшего художественно-эстетического процесса.

Метин Бал (Турция) в докладе дал свое толкование категориям "бытие", "воображение", "свобода", "интуиция", их взаимосвязи и взаимодействия, их роли в создании новой концепции произведения.

Переосмысливаются некоторые стороны эстетической концепции Ницше. Так, в докладе Эмине Ханде Туна (Турция) было предложено понимание критицизма и пессимизма Ницше в контексте его замены модернистской дихотомией рационального и иррационального, пессимизма и оптимизма, реального и нереального в тесной связи с дуальностью Аполлона и Диониса, что позволяет лучше понять культуру и индивидуальную жизнь.

Шарль Фейтоза (Бразилия) показал, что Ницше считал нигилизм как "unheimlichste aller Gäste" - как самый ужасный из всех гостей, то есть радикальным, полным, активным, пассивным и художественным, чуждым нам самим.

Целый ряд докладов был посвящен исследованию "эстетизации философии" Гуссерлем и другими выдающимися мыслителями XX в. С ними выступили: Арзу Йеджин (Турция), Мартин Каплицки (Чехия), Луис Лагана (Мальта), Майя Мурник (Словения), Ерай Сарио (Турция), Хакан Дибел (Турция), Кеес Вуик (Нидерланды), Сюзанн Фоаси (Канада), Катя Мандоки (Мексика), и др. Речь шла не только об "эстетизации философии", но и об "эстетизации жизнедеятельности" современного человека, когда эстетика выступает в виде своеобразной "онтологии" как наиболее универсальной формы сознания и самосознания современного человека и общества.

Большое количество докладов было посвящено взаимоотношению эстетики с различными видами искусства. На специальном заседании, в частности, обсуждалась проблема "Архитектура и город", где осмысливались различные направления постмодернистской архитектуры. По мнению ряда докладчиков, архитектура начинает занимать более высокое положение среди других видов искусства, чем это было в недавнем прошлом. Ставились вопросы о новой будущей стилистике архитектуры, о переходе от функционализма к урбанизму как новейшему модернизму, обсуждались вопросы "городского коллажа", "третьего города", "азиатского урбанизма", взаимоотношений постфункционалистского урбанизма и мультикультурализма. Об этом говорилось, например, в докладах Евы Реверс (Польша), Гювен Саргин (Турция).

Очень интересным и важным было заседание, посвященное "Азиатскому разнообразию". Али Узай Пекер (Турция) показал восприятие красоты в учении Корана и исламской теософии и пытался объяснить их результат в анатолийской архитектуре.

Парул Дейв Мукерджи (Индия) раскрыл традиционную терминологию мимезиса в классическом тексте санскрита, показал существенную разницу между европеизированным пониманием мимезиса и индийским толкованием этого термина.

Танехиша Отабе (Япония) показал, что Япония стала осознавать "Азию" как социокультурную сущность во второй половине XIX в., в период, когда в стране начинался процесс модернизации или вестернизации. Япония приняла Китай как свою культурную модель, но в то же время она настаивала на собственном своеобразии и дистанцировании от этого центра, ибо она существовала в ином историческом контексте. Фенг Пенг (Китай) разъяснял понятие эстетического объекта в традиционной китайской эстетике.

Ева Кит Ва Манн (Гонконг) раскрывала, в частности, понятие женской красоты в китайской эстетике, одновременно критикуя западную феминистскую модель.

Гао Янпинг (Китай) показал, что каждая из азиатских эстетик имеет свою специфику и своеобразие, что хорошо видно на примере Китая, Индии, Японии, Турции.

Интересные доклады и д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком