научная статья по теме ОТ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ Философия

Текст научной статьи на тему «ОТ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Вопросы философии. 2015. № 10. С. 150-162

От европоцентризма к межкультурной философии*

М.Т. Степанянц

Европоцентристская позиция, в соответствии с которой "мерилом" философии является исключительно западная мысль, была подвергнута критике и пересмотрена, главным образом, благодаря развитию философского востоковедения и эволюции философской компаративистики, что привело к появлению в 80-90-х гг. ХХ в. нового направления -межкультурная философия. Последнее предполагает трансформацию философии, исходя из принципа "когнитивной скромности", т.е. признания того, что западный тип философствования не является единственным. Это чрезвычайно богатая смыслами рефлексия, не ограниченная рамками национальных или цивилизационных границ. Она нацелена на постижение и решение, помимо сугубо философских, важнейших глобальных проблем посредством диалога как средства снятия напряжённости, достижения взаимопонимания и нахождения новых способов совместного решения общезначимых проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межкультурная философия, Восток-Запад, европоцентризм, этноцентризм, компаративистика, "когнитивная скромность", диалог, глобализм, синтез, плюрализм, история философии.

СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, руководитель научного направления "Сравнительная философия и диалог культур".

Цитирование: Степанянц М.Т. От европоцентризма к межкультурной философии // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 150-162

* Статья подготовлена в рамках проекта, поддержанного грантом РГНФ № 15-03-00108: "От европоцентризма к межкультурной философии" ("From Eurocentrism to Intercultural Philosophy").

© Степанянц М.Т., 2015 г.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 150-162

From Eurocentrism to Intercultural Philosophy

Marietta T. Stepanyants

The eurocentric approach according to which the Western philosophy is the single measure for philosophy was put under criticism and reconsidered mainly due to the development of the studies in Eastern thought, and the evolution of comparative philosophy which brought in 80-90s of the XX century to the emergence of intercultural philosophy. The latter is aimed at the transformation of philosophy in accord with the principal of 'cognitive modesty' which makes to acknowledge that the western way of philosophizing is not the only one. Intercultural philosophy is a very rich reflection not limited by national or civilization boarders. It purposes to comprehend and to find the solutions for both purely philosophical and global issues through dialogue as a means of reaching understanding and finding new ways to tackle the universal issues.

KEY WORDS: intercultural philosophy, East and West, eurocentrism, ethnocentrism, comparative studies, cognitive modesty, dialogue, globalism, synthesis, pluralism, history of philosophy.

STEPANYANTS Marietta T. - DSc in Philosophy, Professor, Main Researcher, Head of the academic orientation «Comparative Philosophy and Dialogue of Cultures», Institute of philosophy RAS.

marietta@iph.ras.ru https://ru.wikipedia.org/.../Степанннц._Марнэтта_Тнграновна

Citation: Stepanyants M. T. From Eurocentrism to Intercultural Philosophy // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 150-162

В октябре 2015 года отмечает юбилей Мариэтта Тиграновна Степанянц - исследователь философских учений Востока, глава отечественной научной школы философской компаративистики.

В работах М.Т. Степанянц мыслители исламского Востока, Индии и Китая предстают как равноправные собеседники западных философов. Больше, чем кто-либо в нашей стране, М.Т. Степанянц сделала для преодоления европоцентристского взгляда на историю философии. Ей удалось открыть для читателей множество новых имен - как в современной восточной мысли, так и в зарубежной историко-философской науке. Благодаря М.Т. Степанянц постоянно поддерживаются связи между российским философским сообществом и коллегами за рубежом; в качестве редактора-корреспондента она сотрудничает в журнале "Philosophy East and West". Под руководством М.Т. Степанянц регулярно проходят международные научные конференции, издаются коллективные монографии, сборники статей и энциклопедии, посвященные философиям Востока. Несколько поколений российских философов-востоковедов благодарны М.Т. Степанянц как заботливому учителю, вдумчивому и доброжелательному критику. М.Т. Степанянц - постоянный автор журнала "Вопросы философии".

Международный редакционный совет, редколлегия и редакция журнала "Вопросы философии" поздравляют Мариэтту Тиграновну с юбилеем, желают ей здоровья и долгих лет плодотворной научной деятельности.

От европоцентризма к межкультурной философии

М.Т. СТЕПАНЯНЦ

Для тех, кто еще не осознал радикальность изменения статуса незападных философских традиций в современном философском дискурсе, позволим себе привести две цитаты. Первая, широко известная, принадлежит М. Хайдеггеру: «Часто употребляемое выражение "западноевропейская философия" на самом деле есть тавтология. Почему? Потому, что "философия" является греческой в своей сущности, - "греческой" здесь означает: сама сущность философии коренится в том, что она завладела сначала греческим миром, и только им, чтобы развернуть себя в нем. <...> Положение "философия по своей сути является греческой" означает одно: Запад и Европа, и только они, в глубинном ходе своей истории изначально "философичны". Поэтому вопрос "что это такое - философия?" мы можем задавать, только если вступаем в разговор с мышлением греческого мира» [Хайдеггер 1993, 113].

Автор второго высказывания - профессор Йенского университета (ранее преподававший в Гейдельбергском, Мюнхенском и Бернском университетах), основатель и президент Международного общества межкультурной философии, соредактор серии

"Исследования по межкультурной философии" Рам Адхар Малл. Перефразировав утверждение Хайдеггера, Адхар Малл заявляет о тавтологичности понятия "межкультурная философия", поскольку "философия по своей природе - межкультурная" [Mall 2000, 1].

Какое из приведенных выше утверждений верно? Полагаю, что второе все же ближе к истине, хотя заявление, что философия не может быть иной нежели межкультурной, слишком категорично. Она не всегда и не везде была таковой. Но, безусловно, межкультурная природа философии не является некой исключительной особенностью только современного философствования. Философия приобретала межкультурный характер каждый раз при "встрече" культур, которая могла быть обусловлена разными причинами. Яркий пример тому - мусульманская философия: влияние иудаизма и христианства на становление ислама и калама; фальсафа - как результат творческого восприятия греческой античной философии; наличие концептов зороастризма в философии суфизма и т.д.

Между высказываниями М. Хайдеггера и А. Малла - разрыв в 70 лет. С точки зрения хода истории, срок незначительный. Но по богатству и значимости геополитических событий (мировая война; крушение колониальной системы и появление многочисленных суверенных государств в Азии, Африке, Латинской Америке; возникновение лагеря социализма и крушение двухполюсной мировой политической системы; глобализация и появление альтернативных сценарий мирового развития) эти семь десятилетий, безусловно, можно считать судьбоносными. Политические потрясения не могли не сказаться на философии, и в частности, на пересмотре отношения к так называемым региональным философским традициям.

Хорошо известно, что к началу ХХ в. доминировал европоцентризм, наиболее ярко выраженный Гегелем в его знаменитых "Лекциях по истории философии", в которых, в частности, говорилось: "Первой по времени является так называемая восточная философия, которая, однако, не войдет в состав нашего изложения; она представляет собой нечто предварительное (выделено мной. - М.С.), о чем мы будем говорить лишь для того, чтобы объяснить, почему мы не излагаем ее более пространно и в каком отношении она находится к мысли, к истинной философии" [Гегель 1993, 160].

Примечательно, что позже, ознакомившись со статьями известного английского востоковеда Генри Томаса Колбрука (1765-1837), посвященными индийской философии, Гегель среди поправок к изданию 1829-1930 гг. добавляет сноску к странице 331 "Лекций по истории философии"; см.: [Hegel 1944, 373]. В ней сказано: "Прежде всего, мы встречаемся с восточной философией. Мы можем считать ее первой частью действительной философии; но мы также можем считать ее предварительной философией, предпосылкой к философии. А потому мы начинаем историю философии только с греческой философии... При формировании восточного мира мы находим философствование, даже очень глубокое... Но, оставаясь глубоким, оно в то же время остается абстрактным. Для нас истинная философия начинается только в Греции. Мера и ясность начинаются здесь" (цит. по: [Halbfass 1988, 97-98]).

Гегелевская оценка философских традиций восточных цивилизаций как далеких от "истинной философии" тиражировалась практически во всех университетских учебниках по истории философии. Примечательна в этом смысле двухтомная "Общая история философии", переведенная с немецкого языка, и изданная в 1910 г. в России, которая использовалась в российских университетах. Авторами глав, посвященных индийской, китайской и арабской философий выступают авторитетные ориенталисты: Герман Оль-денберг, Вильгельм Грубе и Игнатий Гольдциер. Обратите, однако, внимание на данные ими оценки. Главу по индийской философии Г. Ольденберг заключает словами: "Слишком воздушна игра этой философии, слишком она подобна сну, видению, полету Икара. Не было философии, исследующей действительность ясно и точно, беззаветно и успешно, а были только скудные зачатки естествознания, истории. Спекулятивное мышление не было воспитано в строгой школе науки" [Ольденберг 1910, 38].

В том же духе оценивается китайская философия. Вот что сказано в заключении главы, написанной В. Грубе: "Философское умозрение китайцев постоянно останавливалось на полдороге и никогда не достигало полного развития. Издревле китаец, движимый

врожденным

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком