научная статья по теме ОТ "ВСЕСЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” К "РУССКОМУ МИРУ” Философия

Текст научной статьи на тему «ОТ "ВСЕСЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” К "РУССКОМУ МИРУ”»

Публикуя эту статью, мы хотим отдать дань памяти нашему постоянному автору, ушедшему из жизни в прошлом году, и представляем слово его постоянному редактору, члену редколлегии нашего журнала В.К. Кантору.

12 ноября 2014 г. скоропостижно скончался Валерий Анатольевич Сендеров (родился 17 марта 1945 г.). Трудно перечислить, что он делал в своей жизни. Математик, правозащитник, находившийся в заключении с 1982 по 1987 г., где перенес многое, в том числе одиночку, ШИЗО и пр., публицист, блестящий культурфилософ, автор самых крупных российских журналов ("Новый мир", "Знамя", "Вопросы философии"). Я познакомился с ним вначале как с автором "Вопросов философии" (все эти годы я был его постоянным редактором). Потихоньку мы подружились. Отзывчивость его и разумность были удивительны. Редактор журнала "Грани", член редколлегии журнала "Посев", он никогда не был радикалом, а настоящим либералом-консерватором, сторонником правового начала, которого так не хватает России. Всякий бунт вызывал у него идиосинкразию.

Он был моим ровесником, тяжело, когда уходят люди твоего возраста, но страшно, когда уходят такие замечательные люди. Его называли князем Мышкиным нашего времени, но все сравнения не точны. Могу сказать, что это был один из самых светлых людей, которых я встречал на своем пути. Светлая и вечная ему память.

Отпевание состоялось 15 ноября в 12 часов в Андреевском монастыре.

Владимир Кантор

От "Всеславянской федерации" к "Русскому миру"

В.А. СЕНДЕРОВ

Необходимость выработки национальной идеи России была естественной, это вытекает из некоторых (свойственных и ряду других европейских стран) черт исторического менталитета страны. Однако бойкот либеральных кругов отдал формирование национальной идеи в руки советско-реставрационных интеллектуальных сил. Итогом стала неопанславистская идея "Русского мира". Статья рассказывает о формировании полтора века назад "первой версии" русского панславизма. Долго рассматривая панславизм как антигосударственную идеологию, правительство в начале 1850-х гг. приняло её как официальную. Статья напоминает как о последующем крахе надежд на "славянское братство", так и о более серьёзной роли панславизма в подготовке крушения исторической России. Указано на аналогичность сегодняшнего развития событий (пока - от отвержения государством изоляционистских панславистских идей до принятия им идеи "Русского мира" практически в качестве государственной).

The necessity of national idea for Russia became urgent, it consequences from some features of historical mentality of the country (which are also typical for some other European countries). However, the boycott by liberal circles gave the formation of national ideas into the hands of Soviet restoring intellectual forces. As a result a neopanslavic idea of "Russian World" was formed. The article describes the formation of a half century ago, "the first edition" Russian Panslavism. Considering for a long time the Panslavism as an antistate ideology in the early 1850s government had taken it as official. The article recalls the following disillusion for the "Slavic Brotherhood" and much more significant role of Panslavism in the ruination of historical Russia. The article points out that today's developments are similar (currently: the state at first has rejected Panslavist isolationist ideas, later accepts the idea of the "Russian world" almost as a state idea).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идеология, национализм, панславизм, православие, самодержавие, славянофильство.

KEY WORDS: ideology, nationalism, Panslavism, orthodoxy, autocracy.

Когда Борис Ельцин заговорил о необходимости выработки национальной идеи России, либеральная интеллигенция чрезвычайно скептически восприняла этот призыв: "всеобщая идеология" ассоциировалась ею с навязыванием, с тоталитаризмом. "Хватит с нас господствующих идей. Будем теперь как все страны жить!" Между тем "все страны" живут, по отношению к этому понятию, очень по-разному. Например, США без торжественно декларируемой, постоянно провозглашаемой национальной идеологии и представить себе, кажется, нельзя. Этим же свойством обладает и наша страна. И её первый президент, демократизм которого не вызывает сомнений, понимал это. Но произошла роковая подмена. Либеральный бойкот президентского "заказа" отдал его выполнение отнюдь не либеральным силам. Новая идея должна была способствовать изживанию советского менталитета - далеко не сводящегося, как совершенно очевидно сегодня, к бормотанию псевдомарксистских мантр. Произошло же как раз обратное. Реставрационные интеллектуальные силы свели поиск национальной идеи к поиску новой внешней формы, окаймляющей и оформляющей этот менталитет. Об изменении существа не могло, разумеется, при этом быть и речи. Временный "застой" сменился агрессивным подъёмом. И вопрос для реставраторов встал лишь об одном: в каких формулах, в каких формах начнёт советчина новое наступление на страну и мир.

В хоре идей - выразителей сокровенной российской сущности давно уже слышен и голос панславизма1. До последнего времени, однако, эта идея не предъявляла претензий на ведущую роль. И причины понятны. На беду свою, и не только свою, панславизм абстрактной идеей отнюдь не является. Он уже был ведущей российской идеологией: на рубеже XIX-XX вв. И именно он привёл страну к поражению и гибели. Даже на таком опыте адепты подобных идей редко чему-либо учатся. Но в такой ситуации велик шанс услыхать простой ответ: "Опять... на те же грабли..." И потому панславизм, накапливая артиллерию и тренируясь, много лет был, так сказать, в запасных рядах. В резерве патриотических сил идеологического фронта.

Но опыт столетней давности оказался неоднозначным. Гибель от идеологической болезни нельзя уподобить несчастному случаю: прежде неё происходит заражение болезнетворными идеями, проявляется склонность к болезни. И при изменении внешних обстоятельств, при возникновении условий для заражения предупреждения уже не воздействуют ни на кого. Теперь уже не до логики, не до исторических воспоминаний. Национальный организм оказывается в болезнетворной среде, противостоять которой он, как выясняется, не в силах.

Перемены в российской идеологии происходят без скачков. И рассмотрение вчерашних, позавчерашних позиций не даст нам представления об их масштабе. Но для того, чтобы оценить его, довольно обратиться к некоторым текстам 10-12-летней давности.

"Сущность любой страны и существо народа определяется культурой. С географической точки зрения Россия, конечно, евроазиатская страна. Но несмотря на разный

уровень благосостояния в её восточной части или, скажем, в Москве, все мы люди одной культуры. В этом смысле Россия без всяких сомнений европейская страна, потому что это страна европейской культуры. Сомнений быть не может никаких. Это вечный вопрос во внутриполитической жизни страны. Россия страна очень своеобразная, со своей собственной историей, со своими особенностями. Но почти каждая страна имеет такие особенности. Россия в этом смысле ничем не отличается от любой другой европейской страны. Но это страна европейской культуры, а значит это страна европейская" [Янов 2007, 386-387].

Этот национал-предательский, по сегодняшней терминологии, текст принадлежит Владимиру Путину.

Что же перед нами? Причина изменений? Их следствие? Симптом? Но выступая в одной из этих ролей, власть не может не выступать и во всех остальных. Перед нами процесс неуклонного скатывания, ускоряющейся деевропеизации страны, подчинения её неопанславистской идеологии.

Вот мы и перешли уже к уточнению термина. Близкая к панславизму идеология "Русского мира" не может всё-таки с ним совпадать. Мощным корректором выступает советский менталитет, "упаковкой" которого новая идеология, как мы уже констатировали выше, как раз и является. Но есть и более неожиданные эффекты. Сегодняшняя версия панславизма позволяет бросить новый взгляд и на "классику" и делает ясными некоторые недостаточно, как представляется, изученные черты последней.

Рассмотрению этих и смежных вопросов и посвящена настоящая статья.

Как не без ехидства подчёркивали противники панславизма в России, продукт этот -иноземного производства: возник он в Богемии в конце XVIII в. в процессе зарождения и других европейских национализмов (об этом процессе см., например, [Кантор 2008]). Основная идея движения была простой. "Все народы славянского происхождения, рассеянные по Европе и подвластные разным скипетрам, должны когда-либо слиться в одно целое и составить государство славянское" [Уваров 2010, 497]. Неудивительно, что идея эта встретила сочувствие и поддержку угнетённых славянских народов. Распространяясь по Европе, не миновал панславизм и русских эмигрантских кругов. Ментальное родство панславистов с революционерами не вызывало сомнений. Требовался, конечно, определённый творческий подход для применения панславистских идей непосредственно к России. Но окружение Александра Герцена справилось с проблемой. "Я бы сказал о немцах то, что Вольтер говорил о Боге: если бы немцев не было, их стоило бы выдумать, ибо ничто так успешно не объединяет славян, как укоренившаяся в них ненависть к немцам", - писал Михаил Бакунин [Лакер 1991, 36]. Россия - "кнуто-германская империя", славяне в ней -угнетённый народ... Схематическое революционное мышление такими конструкциями вполне удовлетворялось.

Что ж, у маленьких эмигрантских колоний своя логика, свой масштаб. В "континентальную" же Россию панславизм явился в ином облике. Империя не одно из антиславянских чудовищ. Империя - завтрашняя объединительница славян! И не какое-то абстрактное "славянское государство" возникнет вот-вот на карте мира. Россия спасёт наконец народы, соединённые с ней орбитой общей судьбы!

Разницу между этой идеологией и сегодняшней - "Русского мира" - указать нелегко. И реакция общества была очень сходной, но всё-таки не всего общества. Крупнейшие консервативные мыслители решительно предупреждали, и в тот, и в более поздний периоды, о катастрофичности панславизма с точки зрения интересов нашей страны.

"...И если в самом деле у нас есть

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком