научная статья по теме ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ "НЕОЕВРАЗИЙСТВЕ" О ЗНАЧЕНИИ ВЗЛЕТА АЛЕКСАНДРА ДУГИНА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Философия

Текст научной статьи на тему «ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ "НЕОЕВРАЗИЙСТВЕ" О ЗНАЧЕНИИ ВЗЛЕТА АЛЕКСАНДРА ДУГИНА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Патологические тенденции в русском "неоевразийстве"

О значении взлета Александра Дугина для интерпретации общественной жизни современной России

А. УМЛАНД

Лидер Международного "Евразийского движения" (МЕД), доктор политических наук Александр Гельевич Дугин (1962 г.р.) - плодовитый публицист, который уже в 90-х годах привлекал внимание исследователей русского правого движения, как в России, так и за ее пределами. В 1998 г. он стал официальным советником тогдашнего спикера Государственной думы Геннадия Селезнева и, тем самым, частью политического истеблишмента РФ. В последние годы он приобрел известность не только в бывшем Советском Союзе, но и на Западе. Сегодня он известен, пожалуй, большинству политически заинтересованных граждан России и многим иностранным специалистам по Восточной Европе как несомненный лидер нового русского интеллектуального движения под названием "неоевразийство" и как один из самых ярых антизападников среди российских политических комментаторов.

Дугин и фашизм

Первая и, возможно, самая важная программная статья Дугина "Великая война континентов" была написана в промежутке между февралем 1991 г. и январем 1992 г., впервые опубликована в ведущем национал-патриотическом еженедельнике "День"1 и перепечатана в 1993 и 2005 гг. в двух изданиях книги "Конспирология"2. В этой статье Дугин представляет свою теорию заговора в развитии человечества, согласно которой ход мировой истории со времен античности (если не раньше) определялся борьбой двух тайных орденов "атлантистов" и "евразийцев", которые уже столетиями находятся в состоянии "оккультной пунической войны". Внутри "евразийского" лагеря, главным современным идеологом которого сам себя представляет Дугин, в первой по-

1 Hielscher K. Konturen der "geistigen Opposition" im heutigen Russland. Alexander Prochanow und die Zeitung der Neuen Rechten Djen // Die Neue Gesellschaft. Frankfurter Hefte. 1992. Vol. 39. < 5. P. 443-449.

2 Дугин A. Конспирология. Наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне. М.: Арктогея, 1993. С. 91-131; Он же. Конспирология. Наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне. М.: Евразия, 2005. С. 564-611.

© Сивуда Е. (перевод), 2008 г.

ловине XX столетия существовали "красные" и "белые евразийцы", причем последние в Европе были близки немецкому национализму: "...мы находим представителей этого [евразийского. - А.У.] Ордена в Абвере [нацистская контрразведка. - А.У.], а позже в иностранных секторах СС и СД [Sicherheitsdienst: служба безопасности, подразделение СС. - А.У.] (особенно СД, чей шеф Гейдрих был сам убежденным евразийцем, отчего он и пал жертвой интриги атлантиста Канариса)"3. Абсурдная статья также утверждает, что КГБ являлся агентурой атлантистов (т.е., видимо, США) и заканчивается словами: "Уже бьет решающий Час Евразии... Уже близится к последней точке ВЕЛИКАЯ ВОЙНА КОНТИНЕНТОВ"4.

Другая программная статья Дугина "Левый национализм" 1992 г. представляет собой пространную апологию русского фашизма. В ней "неоевразиец" уверяет читателя: "Фашизм - это Третий Путь [...]. Фашизм не имеет ничего общего с крайним национализмом, с неким национал-радикализмом на грани шовинизма и расовой ненависти. Хотя расистский и даже шовинистический аспект присутствовал в германском национал-социализме, отнюдь не он определял сущность идеологии. Итальянский фашизм, к примеру, не имел никакого расистского или антисемитского элемента, утверждая в центре своей доктрины 'этатизм', ценность государства". Далее Дугин пишет, что "эксцессы этой идеологии в Германии - дело исключительно немцев и их национальной специфики", тогда как "русский фашизм - [...] это сочетание естественного национального консерватизма и страстного желания истинных перемен"5.

Несмотря на то что в этой статье и других своих публикациях Дугин дистанцируется от нацизма, формулировки некоторых из его ранних текстов близки идеям НСДАП. Здесь имеются в виду даже не разные дугинские попытки найти конструктивные течения в нацизме, когда он, например, утверждает что "Ваффен-СС, и особенно научный сектор этой организации 'Аненербе', 'Наследие Предков'" являлись "в рамках национал-социалистического режима [...] интеллектуальны[м] оазис[ом]"6. Дугин иногда попросту копировал терминологию и стилистику нацистской идеологии. В написанной в 1990 и вышедшей в 1993 г. книге "Гиперборейская теория" Дугин, к примеру, пишет: "Этой книгой мы кладем начало 'ариософии' в русскоязычном контексте. Как бы трагично низок ни был сегодня интеллектуально-духовно статус нашей нации, благодаря жестокому террору антинордических элементов 'сверху' в последнее десятилетие и многовековому генетическому растворению в расовом бассейне гондванических народов, автохтонов по отношению к славянам-ариям, пришедшим на 'неарийский' палеоазиатский субстрат, т.е. благодаря разложению 'снизу' - там, где есть хотя бы капля арийской крови (которая, кстати, может прийти и не через славян, а через тюркские, кавказские и, естественно, европейские народы), есть шанс расового пробуждения, 'воскрешение арийского примордиального сознания'"7.

Следует отметить, что Дугин, напоминая чем-то модифицированный метафизический расизм Альфреда Розенберга или Юлиуса Эволы, уточняет, что "арий, в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во 'плоти' является сама его биология. Арийская раса Субъекта -это раса нордических воинов-священников"8. Но все же, противопоставленный арийцу "человек-зверь - это не только нечеловек (как обычные звери), это античеловек. [...] Если сущность Человека-Объекта, конечно же, нечеловечна, то есть объективна или антисубъектна, его внешние признаки имитируют человеческий тип в его основ-

3 Дугин А. Конспирология. Наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне. С. 102.

4 Там же. С. 131, заглавные буквы в оригинале.

5 Дугин А. Левый национализм. http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1225. Смотри также: http://www.anticompromat.ru/dugin/leftnazi.html.

6 Дугин А. Консервативная Революция. М.: Арктогея, 1994. С. 24-25.

7 Дугин А. Гиперборейская теория. Опыт ариософского исследования. М.: Арктогея, 1993. С. 5.

8 Там же. С. 100.

ных чертах. Человеко-зверь имитирует мысль и слово"9. С некоторыми изменениями эти строки могли бы вполне пройти как официальные заявления ряда ведущих идеологов того режима, который господствовал в Германии с 1933 по 1945 г.

Более того, несмотря на осуждение немецкого фашизма во многих своих заявлениях, в других статьях Дугин признавал в завуалированной форме, что Третий Рейх выполняет образцово-показательную функцию для его собственных идейных построений. В первом номере своего журнала "Элементы: евразийское обозрение" 1992 г. и в своем сборнике статей "Консервативная Революция" 1994 г. он признает себя сторонником вышеупомянутого "Третьего Пути" и заявляет: "Итальянский фашизм в его ранние периоды, а также во время существования Итальянской Социальной Республики на севере Италии (Республика Сало) [созданной и находившейся под опекой Вермахта. - А.У.], почти целиком основывался на принципах Консервативной Революции. Но наиболее полным и тотальным воплощением (хотя надо признать, что и не самым ортодоксальным) Третьего Пути был германский национал-социализм"10. В другой программной статье "Метафизика национал-большевизма", впервые опубликованной на русском языке в 1996 г. в тех же "Элементах", Дугин утверждает: "По ту сторону 'правых' и 'левых', единая и неделимая Революция, в диалектической триаде - 'Третий Рим - Третий Райх - Третий Интернационал'"11.

То, что эти заявления имели и практическое значение для его политической деятельности, иллюстрирует, например, участие Дугина в попытке создать объединенный фронт некоторых московских экстремистских группировок под названием "Революционная Оппозиция" в июне 1994 г. Среди подписантов декларации этого в конечном счете несостоявшегося объединения был, помимо Дугина и других радикалов, уже тогда небезызвестный Александр Баркашов, лидер пресловутого Русского Национального Единства - организации, которая имела свастику и римский салют среди своих символов, тем самым откровенно имитируя нацистское движение. В том же году Дугин объявил, что "баркашовцы продемонстрировали на деле свою преданность русской нации и [в октябре 1993 г. - А.У.] с оружием в руках доказали, на чьей стороне

„13

русский национал-социализм в критический, переломный момент .

Вопреки таким, казалось бы, однозначным откровениям Дугин неоднократно, как, например, в интервью от 1996 г., переведенном на английский язык, категорически отрицал, что он "фашист". Это само по себе неудивительно, принимая во внимание негативную коннотацию понятия "фашизм" в России и в послевоенном мире вообще14. Однако пора-

9 Там же. С. 74-75, курсив в оригинале.

10 Дугин A. Консервативная Революция. С. 14. Фрагменты этой книги также можно найти на сайте: ht-tp://www.anticompromat.ru/dugin/3put.html.

11 Здесь цитируется по: Дугин A. Тамплиеры пролетариата. Национал-большевизм и инициация. М.: Арктогея, 1997. С. 26, курсив в оригинале. По информации Дугина статья "Метафизика национал-большевизма" вышла сначала на французском языке как предисловие к новому изданию книги Эриха Мюллера "Национал-большевизм". Там же. С. 323. Смотри также: http://www.nb-info.ru/nb/nb7.htm.

12 Mathyl М. Is Russia on the Road to Dictatorship? // Left Green Perspectives. 1995. № 34. http://www.social-ecology.org/lgp/issues/lgp34.html.

13 Дугин А. Левый национализм.

14 Tolstych V., Galkin A., Loginov V., Buzgalin A. Der russische Faschismus im Widerstreit // Utopie kreativ. Diskussion sozialistischer Alternativen. 1995. № 52. P. 65-72; Галактионов Ю. Германский фашизм как феномен первой половины XX века. Отечественная историография 1945-90-х годов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999; Schützler H. Faschismus - ein Thema in der russischen Historiographie der 90er Jahre? // Manfred Weißbecker, Reinhard Kühnl, Erika Schwarz (Eds.). Rassismus, Faschismus, Antifaschismus. Forschungen

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком