научная статья по теме ПИФОН - НАСЛЕДНИК АЛЕКСАНДРА В ТЕНИ ВЕЛИКИХ СОВРЕМЕННИКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПИФОН - НАСЛЕДНИК АЛЕКСАНДРА В ТЕНИ ВЕЛИКИХ СОВРЕМЕННИКОВ»

© 2014 г.

С. В. Смирнов

ПИФОН - НАСЛЕДНИК АЛЕКСАНДРА В ТЕНИ ВЕЛИКИХ СОВРЕМЕННИКОВ*

Статья посвящена политической биографии диадоха Пифона, сына Кратева, -одного из исторических персонажей периода раннего эллинизма, деятельность которого мало изучена. Будучи телохранителем Александра и влиятельным полководцем, Пифон принимал участие в разделе его империи. В 323 г. до н.э. Пифон стал сатрапом Мидии, а с 320 г. занимал должность стратега «верхних сатрапий». После убийства Пердикки (лето 320 г.) Пифон совместно с диадохом Арридеем был объявлен регентом империи. Анализ источников позволяет утверждать, что Пифон стремился создать собственное государство на Ближнем Востоке с центром в Мидии.

Ключевые слова: Пифон, диадохи, эллинизм, Антигон Одноглазый, Иероним из Кардии, Селевк I.

Каждому исследователю, когда-либо обращавшемуся к событиям эпохи раннего эллинизма, хорошо известно, что политическая история этого периода имеет большое количество лакун. Основная причина этого - плохое состояние источников. За исключением труда Диодора Сицилийского, сообщения древних авторов представляют собой разрозненные и противоречивые фрагменты. В результате исследователь сталкивается с невероятным нагромождением исторических ситуаций, лишь в самых общих чертах поддающихся хронологической систематизации. Между тем первые несколько десятилетий после смерти Александра - это период, который имеет колоссальное историческое значение для Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Средней Азии. Именно в это время происходит зарождение принципиально новых форм политической и социально-экономической организации, определивших основы эллинистической цивилизации.

Уже достаточно давно история раннего эллинизма стала объектом специальных исследований. За долгие годы интенсивной работы были сделаны важнейшие открытия в различных областях истории эллинистических государств в начальный период их существования. И теперь время формирования эллинистической государственности практически перестали называть «переломом» и все чаще называют «переходом», подчеркивая не разрыв со «старым миром», а наоборот - преемственность по отношению к нему1.

И все же большое количество белых пятен в истории раннего эллинизма препятствует формированию общей картины событий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в период с 323 по 281 г. до н.э. происходила ожесточенная борьба

Смирнов Святослав Викторович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 14-31-01233 «Распад империи Александра Македонского в контексте политических биографий "малых" диадохов».

1 См. La transition... 2006.

между бывшими соратниками Александра Македонского, ознаменовавшая распад его империи. Главными действующими лицами этого противостояния были диадохи2. Традиционно в историографии под «диадохами» принято понимать политических наследников Александра Македонского, иными словами, тех исторических деятелей конца IV - начала III в. до н.э., которые начинали свою карьеру еще в походах Александра и активно участвовали в разделе его державы. Среди них широко известны Антигон Одноглазый и его сын Деметрий Полиоркет, Пер-дикка, Антипатр, Эвмен, Птолемей, Селевк, Лисимах, Кассандр. Все эти персонажи - политики и полководцы - были первыми лицами эпохи раннего эллинизма. Некоторые из них создали в Восточном Средиземноморье сильные государства, а их потомки на протяжении еще двух веков пытались всячески сохранить наследие предков, уже тогда ставших легендой и объектом религиозного поклонения.

Однако на фоне этих центральных персонажей, так сказать, в их тени, остались полузабытыми те, кого без всяких условностей также можно было бы назвать диадохами. Речь идет о соратниках Александра, которые также обладали политическим влиянием при жизни великого завоевателя, а после смерти включились в борьбу за его наследство, но по разным причинам оказались на политической периферии или просто погибли в беспрерывных войнах. К их числу непременно следует отнести Пифона, сына Кратева, Певкеста, Стасанора, Антигена, Сибиртия, Лаомедонта и многих других.

Причиной этого «забвения» можно считать тенденциозность наших источников, важнейшим из которых является повествование Иеронима из Кардии, сохранившееся в пересказе Диодора Сицилийского. Для Иеронима, долгие годы служившего при дворе Антигонидов, центральными фигурами периода войн диадохов, конечно же, были наиболее влиятельные личности, в первую очередь те из них, кто имел какое-либо отношение к Антигону Одноглазому или Деметрию Полиор-кету. Сочинение Иеронима из Кардии легло в основу практически всех трудов, посвященных событиям истории раннего эллинизма. Так, свидетельства Иеронима, кроме Диодора, использовали Аппиан, Плутарх, Трог/Юстин, Полиэн и Арриан3. Все эти авторы «унаследовали» как достоинства, так и недостатки традиции Иеро-нима, в том числе и характерное для него разделение всех исторических персонажей раннеэллинистического периода на главных и второстепенных, - так сказать, «больших» и «малых» диадохов.

К сожалению, и более поздняя историография обошла вниманием «малых» диа-дохов. Кроме нескольких просопографических работ, нет специальных исследований, посвященных этой теме4. Весьма краткие сообщения о них всегда вписаны в более общий контекст истории раннего эллинизма. Между тем детальное изучение политических биографий многих из «малых» диадохов открывает большие перспективы и позволяет не только существенно дополнить общую картину событий, но и пересмотреть и скорректировать устоявшиеся точки зрения на политические процессы, проходившие на Балканах и в Восточном Средиземноморье в конце IV в. до н.э. Данная работа посвящена одному из таких «забытых» диадохов -Пифону, сыну Кратева.

2 Понятие «диадох» появилось еще в древности. Применительно к данным политическим фигурам его впервые употребили авторы-современники диадохов - Нимфид из Ге-раклеи и Иероним из Кардии.

3 О биографии и традиции Иеронима см. Brown 1947, 684-696; Hornblower 1981, 5-17; Roisman 2010, 135; Смирнов 2009, 74-79.

4 См. Berve 1938; Bengtson 1965; Heckel 1992; 2006.

О происхождении Пифона известно мало. Его отцом Арриан называет некого Кратева (Anab. VI. 28; Ind. XVIII. 6; FGrHist 156. F. 9)5. Как полагал Г. Берве, именно этот Кратев упоминается в надписи из Гамбрия в Мизии, относящейся к 326/325 году (Syll.3 302)6. Однако, учитывая распространенность этого имени среди македонян, уверенно присоединиться к такому мнению мы не можем. Неизвестно и то, имел ли Кратев, отец Пифона, какое-то отношение к Кратеву - убийце македонского царя Архелая (Ael. VIII. 9; Diod. XIV. 37. 6; Arist. Polit. V. 8. 10). Дискуссионным является и вопрос о родстве Пифона с Кратевом - полководцем Кассандра (Diod. XIX. 50-51)7.

Когда родился Пифон и откуда он был родом, также остается загадкой. Арриан называет Пифона в числе восьми телохранителей Александра (Anab. VI. 28), что, безусловно, должно подчеркивать знатность его происхождения. Учитывая, что все телохранители и «друзья» были примерно одного возраста с царем, можно предположить, что Пифон родился примерно в середине IV в. до н.э.

О месте рождения Пифона существует три версии. Парадоксально, но две из них принадлежат одному автору - Арриану. В «Анабасисе» (VI. 28) он пишет, что Пифон, как, кстати, и Птолемей, сын Лага, был родом из Эордеи - небольшой области в горной Македонии. В «Индике» (XVIII. 6) Арриан отмечает, что Пифон был уроженцем Алкомен, которые Страбон (VII. 9) помещает в небольшую область - Эфикию, располагавшуюся поблизости от реки Эригон на границе Эпира, Македонии и Фессалии. Интересна третья версия, которую предлагает Юстин. Он называет Пифона иллирийцем (XIII. 3. 18; 4. 13). Согласно Стефану Византийскому (Ethnica., s.v. Alkomenai), в Иллирии также располагался город Алкомены. Определиться в пользу какой-то одной из версий крайне сложно. И все же заметим, что, поскольку среди ближайших соратников Александра не было ни одного чужеземца, вариант, предложенный Юстином, кажется менее вероятным8. В целом источники подчеркивают одно обстоятельство - Пифон происходил из какого-то периферийного аристократического рода, видимо, не игравшего большой роли в македонской политике. В данном случае можно провести параллель между Пифоном и Селевком, который также являлся уроженцем довольно отдаленной области, при этом семья Селевка, несмотря на явно военный род занятий, не была заметной при царском дворе9.

Карьера Пифона началась при Александре. К сожалению, подробности его политического роста, безусловно связанного с походами на Восток, остаются в тени. Первое упоминание о Пифоне относится к индийской кампании, в которой он принимал непосредственное участие. По сообщению Арриана (Ind. XVIII. 6), Пифон, как и другие приближенные к царю полководцы, был триерархом - командиром одного из кораблей, переправлявшихся через Гидасп. В другом месте Арриан (Anab. VI. 28) приводит список царских телохранителей, видимо, сопровождавших царя в Индии. Среди них мы встречаем самых видных приверженцев Александра, в будущем влиятельных диад охов: Пердикку, Птолемея, Лисимаха, Леонната. Сюда же Арриан относит и Пифона. Уже к концу правления Александра

5 Важно не путать Пифона, сына Кратева, с другим его современником - Пифоном, сыном Агенора, который также был полководцем Александра, а в 325 г. до н.э. стал сатрапом области долины Инда (Arr. Anab. VI. 15. 4).

6 Berve 1938, 221.

7 Heckel 2006, 195.

8 См. противоположную точку зрения: Fox 2011, 370.

9 Смирнов 2013, 40-43.

2 Вестник древней истории, № 3

33

Пифон стал одним из наиболее приближенных к царю людей. В Сузах он в числе других телохранителей и наряду с Неархом, Онесикритом и Гефестионом был удостоен золотого венка (Arr. Anab. VII. 5. 6). Имя Пифона упоминается и среди тех, кто перед смертью Александра совершил ритуальную инкубацию в храме Серапи-са (Arr. Anab. VIII. 26; Plut. Alex. 76).

Пифон принимал участие в разделе империи Александра. Изначально он входил в круг сторонников Пердикки. О политической активност

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком