научная статья по теме ПОЭТИКА СНОВИДЕНИЙ В «МУЧЕНИЧЕСТВЕ МОНТАНА, ЛУЦИЯ, ФЛАВИАНА И ДРУГИХ МУЧЕНИКОВ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЭТИКА СНОВИДЕНИЙ В «МУЧЕНИЧЕСТВЕ МОНТАНА, ЛУЦИЯ, ФЛАВИАНА И ДРУГИХ МУЧЕНИКОВ»»

22. SeniorR.C. 2001: Indo-Scythian Coins and History. 2. L.

23. Tanabe K. 2008: Not the Buddha but Hercules on the Gold Token from Tillya-tepe: a Review of the Relevant Legends and Images // Religion and Art: New Issues in Indian Iconography and Iconology. Wien, 33-48.

24. Tarzi Z. 2000: Vajrapani-Héraclès de la niche V2 de Tape Shotor de Hadda (Afghanistan) // Mélange G. Siebert, 25, Strasbourg, 163-170.

25. Zeymal E. 1999: Tillya-tepe within the Context of the Kushan Chronology // M. Alram and D. Klimburg-Salter (Ed.). Coins, Art and Chronology. Essays on the pre-Islamic History of the Indo-Iranian Borderlands. Wien, 239-244.

AN INDIAN COIN FOUND AT THE EXCAVATIONS AT TILLYA TEPE

A. A. Vigasin

The author comes to the conclusion that on a unique coin from Tillya Tepe in the guise of Hercules was depicted the king, who «turns the wheel» by spreading the Buddhist Dharma.

Keywords: Buddhism, numismatics, Greek-Indian ties.

© 2014 г.

А. Н. Крюкова

ПОЭТИКА СНОВИДЕНИЙ В «МУЧЕНИЧЕСТВЕ МОНТАНА, ЛУЦИЯ, ФЛАВИАНА И ДРУГИХ МУЧЕНИКОВ»

В статье рассматривается изображение сновидений в раннехристианской агиографической литературе на материале «Мученичества Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников» (вторая половина III в.) как особый литературный прием; устанавливается место в композиции и функция описаний снов мучеников, а также выявляются средства и приемы изображения сновидений.

Ключевые слова: раннехристианская литература, агиография, мученичества, изображения сновидений в литературе.

Одним из значимых культурных феноменов античности, интерес к которому сохранился и в христианской среде, являются сновидения: уже в Новом Завете содержатся упоминания о снах, а в начале III в. Тертуллиан в трактате «О душе» сформулировал первую христианскую теорию отношения к снам.

Крюкова Анна Николаевна - аспирантка кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ, г. Москва. Старший научный редактор редакции «Агиография» ЦНЦ «Православная энциклопедия».

Как правило, описания снов в литературе анализируются в двух планах: 1) как выражение культуры, религии и шире - мировоззрения, господствующего в том или ином социуме1; 2) как особый художественный прием литературного произведения2. В данной статье используется второй подход на материале раннехристианской агиографической литературы, а конкретнее на материале «Мученичества Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников» (BHL, N 6009)3 (далее: Passio МоПат). Это произведение было написано на латинском языке на территории Северной Африки во второй половине III в. и относится к группе так называемых «африканских мученичеств», в которую также входят «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты» (BHG, N 1482; BHL, N 6633), составленное не позднее 212 г., и «Мученичество Мариана и Иакова» (BHL, N 131), написанное примерно в то же время, что и Passio МоШаш. Помимо общего места и времени создания, а также языка оригинала4, все эти произведения имеют еще одну весьма интересную особенность, сближающую их, - в них содержатся описания сновидений, которые видели мученики накануне кончины. При этом следует особо подчеркнуть, что подобного рода описания не встречаются в других ранних агиографических текстах.

Особый интерес к сновидениям проявляли еще языческие авторы Северной Африки (достаточно вспомнить «Золотого осла» Апулея), поэтому неудивительно, что христиане, жившие на данной территории, также уделяли повышенное внимание снам и видениям. Уже при Тертуллиане в африканской Церкви видения, возникающие во время богослужений, тщательно фиксировалось в форме рассказов от первого лица (ТегШП. De ап. 9. 4; Ad их. 1.4). Древние христиане были уверены, что сон, который мученик видит накануне казни, посылается ему от Бога и, следовательно, является истинным5. Вот почему, находясь в темнице и ожидая допроса, а затем казни, христиане не забывали позаботиться о том, чтобы устно или письменно передать свои воспоминания о снах собратьям, которые впоследствии включали эти рассказы в агиографические повествования6.

Прежде чем перейти к анализу изображения сновидений в Passio МоШаш, необходимо сказать о жанровой специфике данного произведения. Его первая часть (1-11) написана в форме соборного послания христиан, арестованных после народного восстания в Карфагене весной 258 г.; выделить в ней главных героев довольно сложно. Вторая часть (12-23) составлена анонимным автором-редактором и напоминает хронику событий последних дней мучеников; ее наиболее значимыми героями являются Монтан и Флавиан. Четыре рассказа о сновидениях в первой части равномерно распределены в ней (5, 7, 8, 11) и, за исключением последнего

1 Amat 1985.

2 Mertens 1986, 5-46.

3 Впервые Passio Montani было опубликовано Лаврентием Сурием в 1570 г. и затем по мере нахождения новых рукописей переиздавалось несколько раз с учетом разночтений в тексте. Первым по-настоящему научным изданием является публикация П. Франки де Кавальери (Franchi de' Cavalieri 1898, 71-86). В 1983 г. Ф. Дольбо подготовил новое критическое издание Passio Montani (Dolbeau 1983, 39-82), на которое мы опираемся в данной статье.

4 Хотя «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты» имеет и греческую редакцию (BHG, N 1482), и вопрос о языке оригинала остается открытым, большинство исследователей признают латинскую версию первоначальной (см., например: Heffernan 2012, 60-61).

5 Amat 1985, 51. При этом речь идет как о дневных, так и о ночных видениях (Cyprian. Epist. 16. 4).

6 Pass. Perp.1. 6; Pass. Mar. 1.6; Pass. Mont. 12. 4; 21.1.

сна (сна Монтана), связаны с эпизодическими персонажами (Реном, пресвитером Виктором и некоей Квартиллозией7), которые после сообщения о своих видениях исчезают из дальнейшего повествования. Во второй части Passio Montani особое место уделяется фигуре Флавиана, и друг за другом последовательно описываются три его сна (21). Такое количество и распределение снов по персонажам заметно отличает Passio Montani от других «африканских мученичеств»: в «Мученичестве Перпетуи и Фелицитаты» рассказано о пяти снах, связанных только с главными героями (Перпетуей и Сатуром), а в «Мученичестве Мариана и Иакова» говорится о четырех снах, три из которых также принадлежат главным персонажам (чтецу Мариану и диакону Иакову).

Каждый сон в Passio Montani связан с описанием важных событий из жизни арестованных христиан. Так, первый рассказ о сновидении следует после сообщения о том, что христиане были брошены в мрачную темницу и претерпевали там различные лишения (4). Сюжет сновидения Рена8, который вводится словами ostensum est, достаточно прост: осужденных ведут к месту казни, но выходят только те, перед кем несут зажженные светильники9. По-видимому, сон отражает внутреннее беспокойство сновидца, его сомнения по поводу дальнейшей судьбы его самого и других заключенных христиан. Ни место событий, ни имена ведомых на казнь в тексте не названы, что указывает на то, что речь идет об арестованных христианах в целом. Кроме того, все сновидение состоит из образов, в нем вообще нет прямой речи, но для тех, кому Рен рассказал о своем сне, его смысл был понятен и без слов. Сразу после описания сна авторы послания объясняют его: светильник символизирует свет Христа10, при этом интерпретация подкрепляется аллюзией на стих псалма (Пс. 118, 105). Исходя из этого толкования, можно сделать вывод, что по своей функции сновидение Рена является сном-утешением, а его художественная роль в произведении может пониматься как психологическая, поскольку благодаря сну читатель понимает внутреннее состояние героев.

Вскоре после ободряющего сна Рена христиане подверглись новому испытанию: внезапно в тюрьму пришли римские воины и повели арестованных на допрос. Поскольку приговор пока не вынесли, их вновь поместили в темницу, где пресвитеру Виктору было дано видение, рассказ о котором начинается той же формулой, что и

7 В издании Дольбо имя передается как Quartillosia, однако, как отмечает сам издатель, такая форма вызывает сомнения, так как не встречается в каких-либо других источниках (Dolbeau 1983, 71). Франки де Кавальери предложил исправить данную форму имени вначале на Quartillosa (Franchi de' Cavalieri 1898, 13), а затем на Quartillascia (Franchi de' Cavalieri 1909, 6). Один из наиболее авторитетных современных издателей раннехристианских произведений о мучениках Г. Музурилло, основываясь на тексте, опубликованном Франки де Кавальери, и не учтя его дальнейших критических замечаний, оставляет форму Quartillosa (Musurillo 1972, 22Q).

8 В ряде рукописей в начале описания нет указания на то, что Рен видел именно сон: tunc Reno qui nobiscum fuerat adprehensus, ostensum est..., такое чтение принято в издании Дольбо (Dolbeau 1983, 69), при этом в критическом аппарате указывается возможное чтение: somno apprehenso, которое принято в издании Музурилло (Musurillo 1972, 216). Однако после рассказа о видении становится ясно, что это был сон, так как говорится, что Рен проснулся (expergefactus est).

9 Pass. Mont. 5. 1-2: produci singulos, quibus prodeuntibus lucernae singulae praeferebantur; cuius autem lucerna non praecesserat, nec ipse procedebat. 2. Et processimus nos cum lucernis nostris.

1Q Pass. Mont. 5.2: Et ut nobis retulit, laetati sumus fidentes nos cum Christo ambulare, qui est lucerna pedibus nostris, qui est sermo scilicet Dei.

сон Рена - ostensum est (Pass. Mont. 7. 2). Но на этот раз в тексте указано, что Виктор имел именно видение, после которого он вскоре претерпел мученичество11. По сравнению со сном Рена сновидение Виктора имеет более сложную композицию и состоит из диалога пресвитера с неким отроком, т.е. образы в нем дополняются словесным компонентом12. Уникальность описания сна Виктора состоит еще и в том, что вначале оно передается от лица самого сновидца, а затем его продолжают авторы послания, т.е. впервые мы сталкиваемся с фактом смены рассказчика сновидения. Очевидно, что, как и сон Рена, видение Виктора отражает внутреннее состояние всех арестованных: пресвитеру является некий отрок13, который тщетно пытается вывести заключенных из темницы. Этот эпизод ука

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком