научная статья по теме ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПТОЛЕМЕЕВСКОМ ЕГИПТЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПТОЛЕМЕЕВСКОМ ЕГИПТЕ»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

© 2014 г.

А. М. Фридманн

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПТОЛЕМЕЕВСКОМ ЕГИПТЕ*

В статье анализируются структура и функционирование двух видов религиозных и социально-религиозных объединений, связанных с обслуживанием погребальных нужд частных лиц в Птолемеевском Египте. Затрагивается вопрос о преемственности корпуса птолемеевского «погребального» жречества по отношению к предшествующему древнеегипетскому.

Ключевые слова: заупокойный культ, Птолемеевский Египет, жрецы ктм>-Ы.

Исследование древнеегипетских представлений, касающихся посмертной участи человека, как и форм соответствующей им ритуальной практики, должно быть отнесено к числу фундаментальных задач египтологии. Это объясняется по крайней мере двумя причинами: во-первых, центральным местом, которое они всегда занимали в жизни отдельного египтянина и древнеегипетского общества в целом, во-вторых, их исключительной живучестью, позволяющей наблюдать эволюцию этого сложного духовно-практического комплекса на протяжении нескольких тысячелетий. В настоящей статье рассматриваются два вида организаций, связанных с погребением частных (т.е. нецарских в традиционной для египтологии терминологии) лиц, которые существовали в Птолемеевском Египте (332-30 гг. до н.э.). Хронологические рамки темы ограничены, таким образом, поздним периодом египетской истории, и хотя «соприкосновения» с предшествующей (древнеегипетской) погребальной практикой неизбежны, они (как и проблемы преемственности птолемеевского жречества, недостаточно разработанные в целом) затрагиваются в общих чертах.

Главной целью жизни древнего египтянина было достижение посмертного возрождения. Условия для этого в значительной мере создавала грандиозная процедура погребения. В историческое время она всегда предполагала (несмотря на хронологические особенности и зависимость от статуса усопшего) три этапа деятельности - подготовительный (мумификацию), погребальный и «посмертный» (заупокойный культ). На каждом были заняты многочисленные «исполнители»:

Фридманн Аполлинария Михайловна - младший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН.

* Автор выражает глубокую признательность В.А. Головиной и И.А. Ладынину за ценные замечания и предложения к данной статье.

храмовые жрецы разных категорий, рабочий персонал храма, некропольские работники, наемные служащие и, разумеется, родственники усопшего.

Начиная с эпохи Старого царства мумификацией1 руководил храмовыйц жрец кгу-зШ (букв. «тот, кто над таинством», «владыка таинств»)2, ассоциировавшийся с Анубисом - главным (после Осириса) божеством, связанным с погребением. Судя по позднейшим гробничным росписям, в ходе мумификации кгу-зШ носил маску этого шакалоголового бога3. Его помощниками были храмовые жрецы кТт-пр- -«казначеи бога»4, в подчинении которых находились многочисленные мТМ — «пе-ленатели», фактические исполнители необходимых при мумификации процедур (обмываний, помещений в натрон, извлечения внутренностей, бальзамирования, пеленания и пр.). Поскольку мумификация была не просто «медицинской» процедурой, но ритуалом, важной фигурой был кгу-кЪ. Т, храмовый жрец-чтец (в храмовых ритуалах, помимо прочего, озвучивавший оракулы)5. В ходе мумификации кгу-кЪл зачитывал по папирусному свитку магические формулы, а позднее при самом погребении - текст ключевого ритуала «Отверзания уст и очей» (восстанавливавшего целостность тела и его «готовность» к возрождению). Руководил самим ритуалом «Отверзания» храмовый жрец ¿ш6, представлявший (в рамках сложной древнеегипетской «мифологемы возрождения») бога Хора, «любимого сына» усопшего (в свою очередь являвшего собой воплощение Осириса).

Отправление и поддержание посмертного культа, осуществлялось в основном двумя категориями лиц: родственниками усопшего (в первую очередь старшим сыном, наследником его должности и имущества) и наемными жрецами, носившими в доновоцарское время титул кшм-кЗ1 (букв. «слуги8 кА9»; условный перевод «заупокойные жрецы»)10. Владельцы частных гробниц (изначально - лишь крупнейшие вельможи, состоявшие на царской службе) при жизни заключали с ними с ними договоры. Судя по договорам Старого царства (известным в копиях, вырезанных на стенах гробниц), «заупокойных жрецов» (и жриц11), нанимавшихся за плату, у владельца гробницы могло быть много: они служили семейными коллективами12;

1 В зачаточном состоянии мумификация практиковалась уже в I династии, но «классических» форм достигла лишь к Новому царству, см. ikram, Dodson 1998.

2 Altenmüller 1975, 327.

3 Возможно, именно он имеется в виду как получатель «8 драхм для собаки» в одном из папирусов птолемеевского времени, см. Perpillou-Thomas 1993, 21. Ср., однако, Seeber 1980, 1197 (6).

4 Cannata 2009, 58. Прим. ред.: здесь и далее учитывать иное прочтение термина (sdAwtj), см. Берлев 1978, 165-204.

5 Quirke 2004, 124-125; Куликов 2006, 75-88.

6 Schmitz 1984, 833-836.

7 Древнейшее свидетельством титула - оттиск печати из частной саккарской гробницы 3505 (II династия), см. Emery 1958, pl. 37 (n. 13). Как полагает П. Каплони (Kaplony 1986, 679-680), изначальная форма титула - hm-zhn, после II династии и вплоть до Среднего царства - zhn-Ah.

8 О значении hmw см. Перепелкин 2000, 134-135; Берлев 1972, 38, 40 («слуга, социальный термин, обозначение существа, творящего волю господина»); 1978.

9 О понятии kA см. Hodjash, Berlev 1982, 14-15; Большаков 2001 (там же библиография вопроса).

10 Головина 1992, 3-20, особ. прим. 17.

11 Подробнее о hmt-kA см. Küllmer 2007.

12 Перепелкин 1988, 66, 93-94, 98-106; Романова 2006, 143-159.

делились на ранги; служили в составе «смен» сменявшихся помесячно.

Вместе с тем в качестве ктм'-кЗ могли выступать челядь владельца гробницы, а также его родственники - дети, жены, сестры, братья (порой занимавшие высокие должности и принадлежавшие к элите общества). Учитывая смешанный состав носителей титула кт~№-кЗ, сам титул имел расширительное значение13.

Договор владельца гробницы с кт~№-кЗ гарантировал, с одной стороны, обслуживание культа умершего, с другой - его материальное обеспечение. Службы включали ежедневные и праздничные жертвоприношения, которые совершались в наземной (открытой для посещения) части гробницы. Их средоточием был ритуал рН-кгм, букв. «выход голоса», «возглашение» (т. е. чтение перед статуей усопшего списка жертв), а также возливания, воскурения и другие ритуальные действа. За службы кт~№-кЗ обычно получали в условное владение имущество (участок земли, людей, скот, «вещи всякие»), доход от эксплуатации которых обеспечивал им плату, средства для проведения ритуалов, возможно, поддержания гробницы. Неотчуждаемое «заупокойное имущество» вместе с наследуемой должностью законным образом переходило к сыну-преемнику ктм>-кЗ или возвращалось в семью владельца гробницы14.

Наемные кт~№-кЗ входили в штат частного хозяйства владельца гробницы, пополняли категорию его пф - «собственных» (в египетском смысле) людей15. И вместе с тем, как полагал Ю.Я. Перепелкин, в Старом царстве, как и позднее Среднем «слуги кЗ» ставились в один ряд с храмовым жречеством 16 (ктм>-пТг)17.

В Среднем царстве место коллектива заупокойных жрецов занял единственный кт-кЗ18, управлявший «заупокойным имуществом» и как будто бы не связанный с владельцем гробницы узами родства. Одно из важных свидетельств этого периода - договоры Хапи-Джефаи (номарха Сиута и начальника жрецов-пророков храма Упуаута и Анубиса, XII династия)19. Из них следует, что на учреждение своего заупокойного культа номарх выделил своему кт-кЗ и храмовым жрецам (•м'Ъм>) средства из двух источников: личного (наследственного) имущества и служебного (также входившими в понятие Л «собственность» в ее древнеегипетском понимании20). Первое включало землю и работников, второе - двадцать семь его «храмовых дней»21 и «первинки урожая», получаемые в качестве номарха.

Начиная с эпохи Рамессидов «заупокойные жрецы» стали называться •мЗк-т'м (букв. «возливающий воду»). Термин обозначал как профессию, так связанные с ней стандартные службы22. Однако, возможно, что •мЗк-тм> совмещали свои служебные обязанности с другими: например, занимались самим процессом погребения и даже выполняли функции «жреца-чтеца»23.

13 Kaplony 1986, 680

14 Перепелкин 1988, 66, 93.

15 Перепелкин 1988, 42,82.

16 Перепелкин 1988, 107-108.

17 О hmw-ntr подробнее см. Gee 2004, 97-107.

18 Головина 1992, 3-20; Richards 2005, 16.

19 Siüt I: см. Erman 1882, 159-184; Griffith 1889; Reisner 1918, 79-98; Théodorides 1971, 109-251; Spalinger 1985, 7-20; Devauchelle 1996, 159-195; Ezzamel 2012, 206-214.

20 Перепелкин, 1988.

21 Т.е. плата за дни его службы в храме, которая (за неимением денег) выплачивалась (согласно норме) едой (хлебцами, кувшинами пива и другими продуктами). См. Берлев 1972, 179; Ezzamel 2012, 208.

22 Cannata 2009, 58.

23 Cannata 2009, 58.

Таким образом, основные перечисленные выше древнеегипетские категории исполнителей, связанных с «погребальными нуждами» частных лиц, имели прямую или косвенную связь с храмами, обычно действовали в составе коллективов, нередко совмещали узкопрофессиональные обязанности.

В Птолемеевском Египте известно существование двух видов организаций, функциями которых (основными или дополнительными) было отправление погребальных обязанностей в отношении частных лиц: во-первых, профессиональные гильдии жрецов, состоявшие при некрополях, во-вторых, посвященные определенному божеству частные социально-религиозные ассоциации, которые в том числе выполняли погребальные обязанности для своих членов и их семей24.

Двуязычные тексты декретов эллинистического времени, прежде всего Каноп-ского 238 г. до н.э. (OGIS I 56)25 и Мемфисского (Розеттского) 196 г. до н.э. (OGIS I 90 = ВМ ЕА 24)26, дают известное представление об иерархии и специализации разных категорий жречества птолемеевского периода, а также соответствий их греческих названий египетским. В свое время В. Отто, основываясь на этих данных, разделил высшее храмовое жречество на пять категорий («фил»)21. На верхней ступени храмовой иерархии находился верховный жрец (ар^е

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком