научная статья по теме ПОУЧЕНИЕ В РАДОСТИ. ПЕРЕВОД С ЯПОНСКОГО, ПРЕДИСЛОВИЕ И ПРИМЕЧАНИЯ А.Н. МЕЩЕРЯКОВА Философия

Текст научной статьи на тему «ПОУЧЕНИЕ В РАДОСТИ. ПЕРЕВОД С ЯПОНСКОГО, ПРЕДИСЛОВИЕ И ПРИМЕЧАНИЯ А.Н. МЕЩЕРЯКОВА»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Поучение в радости

КАЙБАРА ЭКИКЭН

Знаменитый японский мыслитель-конфуцианец Кайбара Экикэн (1630-1714) написал трактат "Раккун" ("Поучение в радости") на закате своей жизни, в возрасте 81 года. В этом трактате он утверждает, что ключи к радости - любование природой и чтение мудрых книг; эти занятия служат лучшим утешением в старости.

Famous Japanese Confucian scholar Kaibara Ekiken (1630-1714) wrote his treatise Rakkun ("Precept in Happiness") at the dawn of his life when he was 81. In this treatise he argues that the clue to true happiness is enjoying nature and reading clever books. This is especially true for aging people. The publication presents Rakkun translated into Russian by Alexander Mesheryakov.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: японская философия, конфуцианство, Кайбара Экикэн, старость, природа, чтение.

KEY WORDS: Japanese philosophy, Confucianism, Kaibara Ekiken, aging, nature, reading.

Предисловие к публикации*

Период Токугава (1603-1867), который до сих пор по недоразумению часто именуют "застойным", отличался в целом оптимистическим мировосприятием. На смену буддизму, считавшему этот мир юдолью печали, приходит конфуцианство (неоконфуцианство), которое размышляет об этом мире в жизнеутверждающих терминах. Для понимания общей атмосферы эпохи большое значение имеют труды конфуцианского ученого Кайбара Экикэн (1630-1714). Он не был теоретиком, который высказал много нового. Его значимость состоит в другом. Его многочисленные труды имели адресатом самую широкую аудиторию, были написаны просто (чтобы, как тогда любили выражаться, "было понятно женщинам и детям") и пользовались большой популярностью. В связи с этим они являются прекрасным источником для понимания атмосферы эпохи, тех ценностей, которые формировали стратегию поведения человека (самурая и горожанина) того времени.

* Перевод осуществлен по изданию: Кайбара дзэнсю. Токио, 1927. Т. 3. С. 605-640. Работа выполнена в рамках НИР "Контексты формирования современной культурной парадигматики в странах Востока: язык, литература, история" Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. The publication is prepared for the research program "Formative Contexts of Modern Culture Paradigm in the East: Language, Literature, History" SASH RANEPA.

"Поучения в радости" ("Раккун") дают достаточно полное представление о том, какой видел Кайбара достойную жизнь достойного человека. Будучи выходцем из самурайской семьи, он превозносит вовсе не воинские доблести. Его идеалом является мирная и долгая жизнь, полная радости, которая заключена в спокойствии, добросердечии, терпимости, умеренности, покорности судьбе, умении довольствоваться малым. При таком подходе формировался тип человека, который не угрожал существовавшим общественно-государственным отношениям. Длительный мир эпохи Токугава был беден событиями, убыстряющими ход истории. В это время господствовал культ малоподвижной старости, а не деятельной молодости. Такое положение вещей во многом объясняется успешной работой по воспитанию малоагрессивного типа личности, не ищущей перемен.

А.Н. Мещеряков

Свиток первый Общие соображения

Среди бесчисленных существ, которые обязаны даром жизни Небу и Земле, человек -самое почтенное. А всё потому, что он - самое совершенное среди десяти тысяч существ и созданий. Родиться человеком - счастье несравненное. Но мы, люди, глупы и не знаем Пути человека: теряем сердце, дарованное нам Небом-Землёй при рождении, не шествуем верным Путём, блуждаем по дорогам кривым, днём и ночью истощаем своё сердце. Мало того: заботимся лишь о себе, другим не сочувствуем, о них не думаем, горестей чужих знать не хотим. И даже родным отцу с матерью не служим, сердцами с ними разнимся. Так и выходит, что долга человеческого не исполняем, с дороги сбиваемся, тело свое человеческое, драгоценное - не ценим, живём как птицы со зверями, вянем и гниём вместе с травами и деревьями, первозданного смысла не сберегая. А следовало бы укоренить в сердце слова Янь Чжи-туя: тело человеческое получить непросто и не дело употреблять его понапрасну1. А посему с младых лет должно приникать к учению мудрецов прошлого, взращивать в сердце человеколюбие, данное Небом-Землёй при рождении. Тем и себя будешь радовать, и людей, на которых свое человеколюбие употребишь.

Человеколюбие - в чем оно? Добрые дела, которые во множестве проистекают из сочувственного сердца, - это и есть человеколюбие. Человеколюбие - общее имя для добрых дел. Быть человеколюбивым - значит следовать за почтенным сердцем Неба-Земли. То есть это Путь, заповеданный мудрецами прошлого. Будешь шествовать этой дорогой -и себя, и других обрадуешь. Шествовать Путём человека - это и значит быть человеком. И тогда уже не посетят сожаления о зряшной жизни, о которой говорил Янь Чжи-туй.

Так устроена жизнь, что в человеческом сердце есть полученная от Неба-Земли изначальная сила-ки великой гармонии. Как травы с деревьями не могут остановиться в росте, так и в нашем сердце трудится небесный ткацкий станок, что не останавливаясь ткёт мягкое веселие. Это и называется радостью. В этом - корень жизни сердца, в этом и корень человеколюбия.

Не только мудрецы обладают радостью, все люди могут равно обрести её. Но не станешь учиться - не обретёшь. Не о том ли говорится в "Книге перемен": используешь каждый день, а не познал. Тот, кто отвлекается на собственные хотения, радость теряет. И лишь человеку мудрому она дана - он не отвлекается на хотения, и радость остается при нём. Но не только человек способен пребывать в радости - есть она и у птиц со зверями, и у трав с деревьями. Деревья и травы растут и разрастаются, цветы приносят плоды, птицы - щебечут, звери - резвятся, ястреб залетает под самое небо, рыба играет в глубине - так каждый обретает радость. И лишь человек из толпы радости не ведает и теряет ее, уступая в том птице и зверю.

В сердце человека есть изначальная радость, если он не отвлекается на хотения, во всяком времени он находит место - и всюду обретает радость. Он наслаждается радостью, струящейся из самого истока, и другой радости ему не надо. Пять органов - уши, глаза, рот, нос и тело - при встрече с внешним различают цвета, слышат голоса, ощущают

вкус, обоняют запахи, обретают движение. И если в этих пяти делах не желать лишнего и довольствоваться малым, то каждое движение принесёт радость. Но радость даёт не внешнее. При соприкосновении с ним ты одушевляешься его радостными силами, но исток радости берет начало в ином месте. Изначально живущая в сердце радость идёт на встречу со внешним помощником и взращивает эту нутряную радость. Вот прирожденно-данная человеку сила-ки. Она - основа человеческой жизни. Но если у человека нет питья, еды и одежды, то есть внешнего источника вскармливания радости, то голод и холод не дадут удержать прирожденное. Напитывание внешним помогает нутряной радости, находящиеся вне человека еда и одежда помогают взращиванию внутренней силы. Если есть нутряная радость, то тогда и сторонняя еда с питьём будут в помощь.

Велики дела Неба-Земли, творящиеся на твоих глазах днём и ночью. Ясный свет луны и солнца, чудные картины природы, меняющиеся вместе с четырьмя временами года, текучая переменчивость облаков на заре и на закате, основательность гор, струение рек, мягкий шелест ветра, благодатная свежесть дождя и росы, чистота снега, прелесть цветов, благоухание свежей травы, раскидистые деревья, неугомонность птиц, зверей, насекомых и рыб - во всем есть неостановимое движение жизни. Сумеешь тем наслаждаться - обретёшь и бесконечную радость. Обратишься к тому лицом - раскроется сердце, осветлятся чувства, сердце почувствует Путь и очистится от грязи. Это и называется - прикоснуться к Небу. При соприкосновении том сторонние встречи сделают тебя добросердечным. Так напитывание внешним взрастит нутряную радость.

Человек неученый не знает нутряной радости. Встреча с внешним опустошает его. Ни внутреннее, ни внешнее не удержатся в нём.

Мудрецы прежних времён частенько толковали о радости. Должно думать о том -отчего так, а не эдак, нужно понять - как тебе обрести эту радость? В "Книге ритуалов" говорится: если в сердце есть хоть малое затвердение и если радость хоть немного замутнена, то сердце станет дурным. Или: когда радость потеряна, сердце запятнается грязью. А потому всякий человек - умён он или глуп - должен стремиться обрести радость. Но не только мудрец способен к радости. Когда внутри тебя обретается радость, добродетельность-току омывает твое тело, сердце широко открывается - будто богатство входит в дом.

Благодаря милости Неба-Земли ты пребываешь человеком. Обретая почтенное сердце Неба-Земли, ты становишься человеком, обладающим сердцем. Следуя за почтенным сердцем Неба-Земли, сохраняя своё гуманное сердце, всегда пребывая в радости, с тщанием сохраняя в себе покой, любовное благотворение и глубокую сочувственность, жалея людей и одаривая их, ты творишь добро и обретаешь радость. Обличать людей с жаром, чтобы отвратить их от зла - да, такое бывает. Но всё-таки следует пребывать в радости и душевном покое, пестуя их. Но если стремиться лишь к одному покою и не думать о церемониальности, то всё придёт в беспорядок, а радость уйдёт.

Думай о горестях и бедах людских, отвратись от того, что может навредить людям. Всегда имей в сердце жалость, старайся помочь, заботься о том, чтобы не навредить людям и не заставить их страдать. Ты - радуешься, а люди - печалятся... Бойся гнева Небес! Радуйся вместе с другими, помни, что источник радости - это Небо, тогда и обретёшь истинную радость. А посему: следовать Путём Неба, творить Путь человека, радоваться самому и радовать других - это следует взять за обычай, творить добро и отвращаться от зла. Чтобы так стало, многого не надо: просто следуй Путем мудрецов древности и пойми их.

Ненавидеть людей и злобствовать, превозносить себя и поносить других, попрекать их малыми проступками и придираться к сказанному, вести себя без церемоний - так поступает человек ничтожный, который лишает себя радости. Тот же, кто обуздывает гнев и желания и расширяет свое

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком