научная статья по теме ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ»

Преобразования конституционного строя и развитие правового сознания

МАО ЧЖЭНДА

Россия и Китай конца XX - начала XXI в. переживают исторический этап общественных преобразований. На правовом уровне это выражается в совершенствовании конституционного строя и общем развитии правового сознания. В мировой истории можно выделить три типа конституционной динамики, сообразно с типами преобразований в обществе: конституционная революция; конституционная реформа и конституционный процесс.

Тип конституционной революции. Конституция устанавливается в результате завоевания власти с целью подтверждения и закрепления итогов переворота. Основы данного типа конституций не исходят из старых правовых норм, а порождаются революцией. Например, установление и совершенствование Конституции СССР после Октябрьской революции, установление и совершенствование первой Конституции КНР и т.п.

Тип конституционной реформы. Конституция устанавливает правовое закрепление результатов реформы. Она выражает созданный реформой порядок в экономике и политике, приводит правовую сферу в соответствие с изменением обстановки в государстве. Конституционное изменение данного типа узаконивает результаты реформы, и в то же время проводится реформа самой конституции.

Тип конституционного процесса. Законодательные изменения производятся уже после того, как революция или реформа в основном окончились, а конституционный строй и принципы правового управления государством в основном установились. Это не столько изменения в самой конституции, сколько изменения прочих законов на основе конституции. На данном этапе истории в государстве существует не только конституция, но и общий конституционный строй; из нее вытекающий, не только формальные законы, но и реальный процесс управления государством на основе права. Конституция через ее общие принципы входит в массовое сознание и пользуется большим правовым авторитетом. Деятельность государства введена в колею конституции и права. Данный тип конституционных преобразований гарантирует не только продолжение реформ, но также сохранение и укрепление достигнутых результатов. Таким образом, конституция гарантирует продолжительную стабильность государства. Правоведы Китая интенсивно изучают вопросы совершенствования конституции с целью укрепления результатов реформ и развития конституционного строя через конституционные поправки. Здесь возникает ряд следующих проблем.

Основные конституционные ценности

На чем базируются установления и совершенствования конституции? Искать ответ следует не только в арсенале юридических принципов, играющих, скорее, роль технических средств для выражения более глубоких ценностей. Конституция является основным законом по той причине, что в ней воплощаются основные аксиологические принципы общества, его базисные ценности. Эти ценности по своей природе служат всякому человеку, выражают достоинство и счастье всех и тем самым являются общими моральными нормами. Основные конституционные законы являются формой общественной морали, выраженной через право, и получают широкое признание в том случае, если воплощенная в них общественная мораль выдержала исторические проверки и закрепилась в массовом сознании.

Конституция в качестве основного закона для решения проблем государства появляется и развивается в процессе познания и использования коренных принципов - своеобразных "аксиом" - общественной жизни. Данные коренные "аксиомы" включают основные ценности общества и являются логическими основами появления конституции, в то же время они выражают моральные основы для конституции. Только такие коренные общественные "аксиомы" выше самой конституции. Они придают ей характер основного закона и высшую авторитетность. Такие "аксиомы" воплощают высшие достижения цивилизации. Правильнее было бы сказать, что мы обнаруживаем данные "аксиомы", чем утверждать, что мы их "создаем", поскольку они носят объективный характер. То, что различает коренные "аксиомы" от других производных принципов и задает порядок их осуществления, зависит от конкретной культурной и правовой традиции, а также общественных институтов страны.

Функциональная особенность коренных принципов-"аксиом" в том, что коренные принципы решают проблемы законности конституции и адекватно доказывают законность институтов конституционного строя, что касается источника ценности и логического метода. Коренные принципы превращают абстрактные положения в конкретные ценности, формальную свободу - в политические и процессуальные законы, естественные права - в реально действующие.

Современные политические правила, обеспечивающие суверенитет народа, служат решению проблем движущей политической силы и политической законности, а современные процессуальные правила в качестве процессуального разума служат решению проблем установления порядка и законности юридического процесса. Политические и процессуальные правила решают проблемы действенности принципов ценности в публичной жизни общества и поэтому вошли в содержание конституций. Принципы ценности воплощают свободы человека, политические правила воплощают суверенитет народа, а процессуальные правила воплощают справедливость процесса. Данные три стороны стали основами легализации конституции и источниками основных юридических принципов конституции, а также принципами ее установления и редактирования. Поэтому они стоят над конституцией в качестве ее источника. Ведь если не существует коренных принципов-аксиом над конституцией, то эта конституция может выродиться в диктат произвольных установлений, как в том случае, когда не существует законов над властями. Только исходные общественные ценности являются ядром конституции, определяют и воплощают сущность конституции и конституционого строя. Сущность конституционализма не только в том, что все законы должны соответствовать конституции, которая воплощает народный суверенитет и целесообразность политического порядка, но также в том, что все законы и правила являются правомерными и справедливыми по их конечному смыслу.

Конституционные основы общества

Совершенствование Конституции на основе поправок проводится с целью рационального сдерживания государственной и административной власти, гарантий прав граждан, демократизации и упорядочивания общественной жизни.

В КНР реформа и переход к открытому обществу способствовали значительному развитию и коренным социальным изменениям. В ходе данного процесса размывается гомогенность общества, непрерывно растет плюрализм интересов и ценностей, становятся все популярнее современные концепции свободы, равноправия, договорных отношений и права. Поэтому развитие демократии и управление государством на основе законов стали насущным общественным требованием.

В первые годы реформ китайского общества главные усилия сосредоточивались на создании и совершенствовании правовой системы. До этого основное внимание уделялось законодательству, а теперь оно направлено, прежде всего, на правовые оперативные механизмы и правовые общественные основы законодательства, применение и совершенствование гражданских прав. В случае дефицита понимания необходимости современного правового управления государством и системы сдержек государственных властей, права остаются на бумаге, а законодательство воплощает не разумные сдерж-ки властей, а их безграничное расширение. Без разделения, равновесия и сдержек властей царит правовой произвол. Без демократии, свободы, равенства, прав и справедливости современный правовой дух и его принципы не могут развиваться. Без подкрепления формальных общественных правил реальными плюралистическими интересами и правами порядок правового управления государством не действует. Поэтому необходимо культивировать и формировать общественные основы правового управления государством с целью содействовать заботе о плюралистических интересах, для эффективного разделения государственных властей, избежав ситуации ''бумажных законов'', что позволяет действительно реализовать конституционный строй.

Культурные основы правового государства

Правовое управление государством в системе конституционного строя является не только проекцией общественных институтов, но и формой социальной культуры, поскольку порядок правового управления государством создается на основе интеграции правовых концепций, правовых институтов, правовых поступков и правосознания. Еще Вебер отмечал, что только на основе уверенности в законности господства члены общества признают существующие общественные институты законными, и они сохраняются в обществе. Принудительный характер законов эффективен, если коренной источник принуждения исходит не от насилия государства, а от того, что большинство членов общества уверено в законности институтов государства и согласно подчиняться его законам. Иначе государственное насилие оказалось бы неэффективным, согласно поговорке ''закон не в силах наказать большинство''. Институт законности является основным элементом правового управления государством, а гражданское правовое сознание, когда оно лежит в основе стремления общественных субъектов к свободе и в мотивации соблюдения ими законов, является вторым необходимым элементом. Органическое соединение данных элементов делает возможным современное правовое управление государством. Гражданское правовое сознание определяет критерий рациональности законных институтов. Оно рационально судит о ''плохих законах'', и, отталкиваясь от них, формирует рациональное представление о ''хороших законах'', которое составляет основу социально-психологической уверенности в законах и создает имманентную опору для правового управления государством. Поэтому гражданское правовое сознание является культурной основой правового управления государством.

В период перехода китайского общества к правовому государственному управлению оно сталкивается с рядом противоречий. Это противоречие традиционной культуры с современными правовыми ценностями, противоречие идеи власть имущих как особого

сословия с демократическими концепциями и другие. Как отмечают современные западные социологи, многие развивающиеся страны постепенно узна

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком