научная статья по теме ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В РАМКАХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: СМЕНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОПТИКИ Философия

Текст научной статьи на тему «ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В РАМКАХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: СМЕНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОПТИКИ»

Вопросы философии. 2015. № 9. С. 57-65

Процесс общения в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы: смена исследовательской оптики*

А.В. Резаев

Отталкиваясь от концепции исследовательских парадигм в социально-философской рефлексии общения, автор анализирует возможности преодоления инструментализма в эмпирическом анализе общения, переход от информационно-инструментальной к экзистенциально-феноменологической парадигме общения, их принципиальные различия. Обсуждается проблема "антиэмпиризма" экзистенциально-феноменологической парадигмы и ее решение в современном социогуманитарном знании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общение, парадигмы общения, мультипарадигмальность, экзистенциально-феноменологическая парадигма, информационно-инструментальная парадигма.

РЕЗАЕВ Андрей Владимирович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Цитирование: Резаев А.В. Процесс общения в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы: смена исследовательской оптики // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 57-65.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 57-65

Reframing of "Social intercourse" ("obschenie") through the lens of existential-phenomenological paradigm

Andrey V. Rezaev

The paper deals with the idea of studying social phenomenon that in Russian philosophy and socio-humanitarian literature has been named as "obschenie". The author believes that the closest comparable term in English is "social intercourse" as it was used back in the XIX century. In contemporary literature, however, "obschenie" is more often translated as "communication", "interaction", or "social relations". The paper summaries approaches developed in social philosophy toward an inquiry into this phenomenon and underlines three main paradigms that help to explore the enigmas of "obschenie" (social intercourse): a) instrumentalist, b) existentialist, c) social institutionalist. The paper goes further to examine how instrumentalist paradigm opposes the existentialist paradigm. In conclusion the author makes some presuppositions concerning possibilities of further research in the field.

KEY WORDS: social intercourse, paradigms of social intercourse, multiparadigmality, existential-phenomenological paradigm, informational-instrumental paradigm.

REZAEV Andrey V. - Doctor of Sciences in Social Philosophy and History of Philosophy, Professor and Chairperson of Comparative Sociology at St. Petersburg State University.

anrezaev@yandex.ru; rezaev@hotmail.com

Citation: Rezaev A. V. Reframing of "Social intercourse" ("obschenie") through the lens of existential-phenomenological paradigm. Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 57-65.

* Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 15-18-00101. The article is supported by the grant of the Russian Science Foundation № 15-18-00101. © Резаев А.В., 2015 г.

Процесс общения в рамках экзистенциально-феноменологической парадигмы: смена исследовательской оптики

А.В. РЕЗАЕВ

Пространство современных исследований общения (в особенности эмпирических) страдает от инструментализма, от преобладания коммуникативной проблематики, когда процесс общения сводится к целерациональной передаче информации (см. [Трегубова 2014]). Соотнесение, а в определенном отношении противопоставление, экзистенциально-феноменологической и информационно-инструментальной парадигм общения привычно для отечественной социальной философии, хотя и не формулируется в терминах парадигмального деления. Одна из особенностей нынешних исследований в этой области - устойчивая тенденция анализа процессов общения в рамках теории субъект-субъектных отношений, которые противопоставляются субъект-объектным отношениям. Наиболее отчетливо и полно это проявляется в работах [Каган 1988; Агальцев 2008; Агальцев 2007; Олива 2012], при этом данное различение часто формулируется как оппозиция общение - коммуникация.

В настоящее время существенным представляется вопрос о возможности адекватного обобщения всех существующих ныне подходов и построения на этой основе некоей синтетической концепции. Настоящая статья, развивая темы и сюжеты, рассмотренные в предыдущих работах [Резаев 1993; Резаев 2002; Резаев, Трегубова 2015], формулирует данную проблему в перспективе сравнения эвристических возможностей экзистенциально-феноменологической и информационно-инструментальной парадигм общения.

Фраза "Я общаюсь" рядоположена по теоретической глубине и значимости для философской рефлексии уже устоявшимся "Я мыслю", "Я существую". Полное представление о деятельном, творческом человеке, создающем и осваивающем предметный мир, культивирующем природу и самого себя, невозможно без осмысления феномена общение. Процесс - или многообразие процессов - общения организует социум и позволяет индивиду выжить, жить и развиваться. Сложность и многомерность общения задается в первую голову социальностью как его атрибутом. Предикат "социальный" по отношению к общению определяет различные ракурсы осмысления общения: "социальный" - "биологический", "телесный"; "социальный" - "индивидуальный", "приватный"; "социальный" -"трансцендентальный".

Для характеристики различных форм взаимосвязи в живой и неживой природе используются термины "контакт", "связь", "взаимодействие", "коммуникация". "Коммуникация" как родовое понятие акцентирует внимание на "сцеплении", "связывании", "контактности" двух или более нечто между собой. Было бы неверно отрицать какую бы то ни было эволюционную связь между коммуникацией в животном мире и в человеческом обществе. Коммуникация в животном мире, безусловно, естественная предпосылка для возникновения общения людей друг с другом. Другое дело, по сути и внутренней детерминации взаимосвязи даже высших "общественных" животных и насекомых (дельфины, обезьяны, пчелы, муравьи) подобны процессам общения в человеческом обществе еще менее, чем обезьяна подобна современному человеку.

В чем проявляется специфика осмысления общения с позиции социальной философии? Теория общения представляет собой полипарадигмальную теорию. Современное

философское знание позволяет четко очертить три парадигмы исследования общения: а) информационно-инструментальную, б) эксистенциально-феноменологическую, в) институционально-социальную [Резаев 2002]. Функционируя на различных уровнях социальной реальности, общение предстает как а) взаимосвязь - взаимодействие и обмен образованиями материального и духовного порядка - способностями, деятельностями, информацией, мыслями, чувствами; б) реализация внутренней потенции самосознающего индивида; в) персонификация, актуализация и реализация структурной характеристики общества - общественных отношений. Как отмечал Ю.В. Перов - один из признанных лидеров ленинградской-петербургской школы в отечественной философии, концепция парадигм общения ".. .стала наиболее основательным из отечественных исследований социально-философских теорий общения и. поныне сохранила это свое значение, несмотря на то, что за прошедшее время появилось немало отечественных публикаций, существенно расширяющих и углубляющих представления о разработке проблематики общения в зарубежной философии" [Перов 2004, 10].

Экзистенциально-феноменологическая парадигма общения

Экзистенциально-феноменологическая парадигма исходит из того, что человек есть радикально конечное существо, конечность определяет всю его жизненную ситуацию. Регулятивным принципом жизни человека является стремление смягчить и преодолеть свою конечность. Человек стремится к полноте существования, к завершенному самооформлению в экзистенциальной коммуникации.

Рамки экзистенциально-феноменологической парадигмы определяются трактовкой общения как экзистенциальной коммуникации, благодаря которой раскрывается "непознаваемый извне" процесс становления и реализации Самости индивида. Общение в процессуальном аспекте есть со-бытие с другим. Со-бытие разворачивается в содействие, сопровождающееся сопереживанием, взаимной соиндукцией психических состояний, и может быть включено в культурно-историческую схему.

Философский анализ общения в границах экзистенциально-феноменологической парадигмы представляет собой такой тип философствования, который переносит теорию интенциональности в сферу онтологии бытия-с-другими и описывает процесс общения как стремление к преодолению "разорванности" существования наличного бытия отдельных индивидов в системе категорий познающего и экзистирующего сознания. Целью философской рефлексии общения становится выявление возможности и действительности общения, а ее предметом - рефлектирующее сознание в жизненном, чувственном мире.

Экзистенциально-феноменологическую парадигму характеризуют три важнейшие структуры: самосознательная активность, свобода и трансценденция. Схематично взаимосвязь этих структур может быть определена следующим образом. Отношение субъекта к самому себе и к миру объектов необходимо опосредовано его отношением к другому, предполагает весь жизненный опыт индивида и целевую систему иерархично структурированной коммуникации. Субъективные состояния наличного бытия, данные субъекта, непосредственно осознаются в тех формах, которые носят межиндивидуальный характер и опредмечиваются в формах, общих для всех субъектов: объекты культуры, язык обыденного общения. Субъективность обладает характеристиками объективности в той мере, в какой мир объектов нужен субъекту. Активность сознания находит более конкретное проявление в "конструировании" таких целостностей, как сущее, бытие, Я в целом, другое Я. Одной из важнейших особенностей человеческого сознания является его способность конституировать структуры, которые позволяют ориентироваться на alter ego, на других людей - другими словами, его интерсубъективность. Самосознание на более высоких уровнях - сознание как таковое, дух - лишено внешних объективных связей и условий. Подчинение объективному порядку и следование объективным

оценкам, уход из сферы экзистенциального общения означает утрату индивидуальности и конец свободе.

Знание о собственной Самости, о глубоко личных, экзи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком