научная статья по теме ПСИХОПАТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ВОЛИ (К 125-ЛЕТИЮ КАРЛА ЯСПЕРСА) Философия

Текст научной статьи на тему «ПСИХОПАТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ВОЛИ (К 125-ЛЕТИЮ КАРЛА ЯСПЕРСА)»

Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла Ясперса)

А. В. ВОДОЛАГИН

В кругу философов-профессионалов Карла Ясперса долгое время считали чужаком, хотя уже в "Общей психопатологии" (1913) и затем в "Психологии мировоззрений" (1919) он проявил себя в качестве философски мыслившего исследователя, представителя феноменологического направления в психиатрии1. Анализ философских оснований психопатологической концепции Ясперса позволяет уяснить логику его перехода из проблемно-тематической области психопатологии в область метафизики.

Во Введении к "Общей психопатологии" Ясперс утверждает: "Психопатология ограничена, ибо индивида совершенно невозможно растворить в психологических понятиях... в любой человеческой личности кроется нечто непознаваемое"2. Так Ясперс формулирует свою исходную методологическую позицию, которая, хотя и ассоциируется с агностицизмом и скептицизмом, тем не менее, очень плодотворна. Ученый сразу же отказывается от претензии на достижение всеобъемлющего знания о природе человеческой психики, от сведения индивидуального к "типичному и регулярному" и установления "законов". Он настраивает себя и своих читателей на "понимающее созерцание", на свободное от предвзятых теоретических схем изучение единичных, уникальных по своей странности феноменов психической жизни. Выявление, фиксация и описание таких феноменов намного важнее, с его точки зрения, чем поспешное диагностирование, заключающее в себе не подлежащий апелляции приговор психиатра. Несмотря на кажущийся прогресс в области изучения человеческой психики, человек, по своей экзистенциально-онтологической сути, остается непостижимой для науки загадкой. Таков мировоззренческий лейтмотив всего исследования Ясперса.

Критический анализ и всеохватывающий обзор сложившихся к началу XX столетия психологических и психопатологических концепций подвели Ясперса к осознанию того центрального феномена, который и придает психике человека характер рационально непостижимой загадки. Речь идет о феномене свободной воли, не выводимом из элементарных психических функций и не сводимом к комбинации тех или иных переживаний: "осознание своей воли представляет собой не поддающийся редукции фе-номен"3.

Психология начала XX в., по наблюдению Ясперса, предоставляла незначительное число фундаментальных понятий, необходимых для анализа "волевых переживаний".

© Водолагин А.В., 2008 г. 140

Пожалуй, никто, кроме Э. Гуссерля, не доходил до четкого различения "переживания волевого акта" как субъективного проявления психической жизни и самого волевого акта с присущей ему смысловой направленностью и нацеленностью на изменение объективного порядка вещей. Феноменологические исследования Гуссерля подводили к выводу о том, что именно выбор и решение воли, ее свободное самоопределение, проявляющееся даже в безволии или слабоволии, определяют интенциональную окраску индивидуальной психики, ее ценностно-целевую направленность, болезненную сосредоточенность на определенной страсти или идее. Постижение воли в ее сокровенных истоках могло бы пролить свет и на природу человеческой психики в целом, и на генезис различных психических аномалий и расстройств. В частности, появилась бы возможность объяснения "магического воздействия воли на наши физические движения"4.

Осознав непостижимость воли в рамках психологии, Ясперс, следуя феноменологическому импульсу, попытался выйти на более высокий, метанаучный уровень исследования и тем самым получить доступ к ресурсам метафизики, скрытым от позитивистски ориентированных психологов и психиатров. В "Философской автобиографии" он, говоря о мотивах своего перехода в 1913 г. из психиатрической клиники на философский факультет Гейдельбергского университета, ссылался на плохое состояние здоровья. Здесь нужны более подробные пояснения. Дело в том, что именно в 1913 г., когда была опубликована его "Общая психопатология", на тридцатом году жизни, Яс-персу предстояло умереть, согласно "приговору", вычитанному им в студенческую пору у Р. Вирхова. Сделав ставку на магию личной воли, Ясперс, как известно, отодвинул свою смерть более чем на полвека. Этого времени ему хватило на разгадывание феномена воли. Однако само разгадывание совершалось уже за пределами науки - в области метафизики и историософии. Таким образом, обращение к философии было продиктовано не только "заботой о теле", но и определенным метафизическим интересом - стремлением найти решение фундаментальной проблемы, не разрешимой на уровне эмпирического знания. Как отмечал Карл Густав Юнг, "тайна свободы воли" есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не решить5. В отличие от Юнга, искавшего ключ к разгадке "тайны психе" в области эзотерического знания - в мифологии, астрологии и алхимии, Ясперс обратился к метафизике. Уже в "Общей психопатологии" можно обнаружить контуры вызревавшей в его сознании метафизики воли. Они явно проступают в его рассуждениях о душе.

Касаясь древнейшей проблемы "связи между телом и душой", Ясперс не находит оснований для того, чтобы постулировать существование "психосоматического параллелизма в узком смысле", учитывая, что есть определенные события психической жизни, не связанные однозначно и прямо с такими же определенными событиями соматической сферы. Весь смысл своей книги он видит в том, чтобы «представить психопатологию как науку, которая по своему понятийному аппарату, методам исследования и общим мировоззренческим установкам не находится в рабской зависимости от неврологии и соматической медицины и не придерживается догматического положения, будто "психическое расстройство - это мозговое расстройство"». Заявленный подход позволяет Ясперсу четко очертить границы предметного поля исследования: "Предметом исследования психопатологии служат действительные, осознанные события психической жизни"6.

Анализ этого компактного определения в контексте развернутой в книге психопатологической концепции ведет к выявлению следующих принципиально важных моментов методологической позиции Ясперса:

• внимание исследователя направлено именно на событие психической жизни личности (не на свойство, функцию, поведение), т.е. относительно завершенный по своему смыслу фрагмент потока переживаний, в котором существует личность, фрагмент ее волевого бытия-в-мире; событие в отличие от случая представляет собой сплетение прошлого, настоящего и будущего бытия, в которое вовлечена конкретная персона, оно темпорально и исторично, патология же того или иного вида проистекает из

нарушений смысловой связи трех названных модусов изживаемого личностью времени, из-за того, что для нее эта связь распадается, перестает существовать;

• исследованию подлежит осознанное событие психической жизни, т.е. событие в его бытии-для чувствующей, мыслящей и волящей личности, в его более или менее очевидной самоданности рефлексирующему "Я", так или иначе относящемуся к своему переживанию и к переживаемому; следует подчеркнуть, что Ясперс ставит знак равенства между психикой как таковой и "центром осознания воли", признает присутствие в психическом "потоке сознания" непсихического, чисто духовного начала - во-лящего, рефлексирующего "Я";

• и, наконец, речь идет об изучении действительного, осознанного события, включающего в себя как объективно-реальные (соматические и социальные), так и субъективно-идеальные проявления волевого бытия личности, обозначенного заимствованным у Ф. Шеллинга и С. Кьеркегора термином "экзистенция".

Признавая процессуальный, событийно-драматический характер психической жизни, Ясперс отвергает те психологические доктрины, которые возникли в русле картезианской традиции и базировались на известном представлении Декарта о душе как вещи мыслящей. «...Психическая субстанция или душа не есть вещь, - утверждает Ясперс. - Говорить о "душе" как об объекте - значит вводить в заблуждение. Во-первых, душа означает сознание, но в той же мере... она означает бессознательное. Во-вторых, душа должна рассматриваться не как объект с устойчивыми свойствами, а как "бытие в собственном мире", как целое, охватывающее внутренний мир и окружающий мир. В-третьих, душа - это становление, развертывание, различение; в ней нет ничего окончательного и завершенного»7. В приведенном высказывании Ясперс вышел за пределы психологической трактовки психики, реализовав онтологический подход к ее толкованию: психика - не свойство какого-либо объекта (например, человеческого тела, мозга и т.п.), а само бытие в одном из его модусов, причем в человеке это бытие имеет волевой характер. Но мыслить о бытии, исходя из сущего (объекта), затруднительно: мысль постоянно соскальзывает и вязнет в телесно-вещных проявлениях, упуская из вида само бытие. И вот Ясперс, опережая своего единомышленника Мартина Хайдеггера, предлагает мыслить о бытии (психическом бытии личности), исходя из события ("события психической жизни").

Из рассуждений Ясперса следует, что психическое бытие не может быть адекватно описано в категориях телесно-вещного, субъектно-объектного мышления; его осмысление по силам лишь онтологически фундированному, ситуативному и процессуальному мышлению, которое как таковое темпорально, исторично и персоналистично. Такой способ мышления в состоянии охватить все существенные аспекты повседневного человеческого бытия-в-ситуации, бытия здесь-и-теперь, в настоящем, которое есть длящееся "прошедшее бытие" личности, волевое удержание ее прошлого (припоминание) и вместе с тем - "забегание-вперед", самопроектирование. Выход на этот принципиально новый уровень осмысления психического вел и к радикальному обновлению традиционной германской метафизики воли за счет включения в нее принципов тем-поральности и историчности. Усилия Ясперса на этом пути получили поддержку со стороны М. Хайдеггера, разрабатывавшего в 1920-е гг. новый понятийный аппарат, которого так не хватало психологии для анализа "волевых переживаний". В 1922 г. в связи с выходом книги Ясперса о Стриндберге и Ван Гоге Хайдеггер писал: «Ваша фи-лософско-научная позиция выражена в этом труде еще яснее, прежде всего начиная с той страницы,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком