научная статья по теме РОЛЬ RESPONSA РИМСКИХ ЮРИСТОВ В DISPUTATIO FORENSIS В РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЕ V-I ВВ. ДО Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ RESPONSA РИМСКИХ ЮРИСТОВ В DISPUTATIO FORENSIS В РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЕ V-I ВВ. ДО Н.Э»

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

© 2014 г.

Л. Л. Кофанов

РОЛЬ RESPONSA РИМСКИХ ЮРИСТОВ В DISPШTAГЮ FORENSIS В РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЕ У-1 вв. до н.э.*

В статье рассматривается обычай римских юристов обсуждать право на форуме, который существовал уже с середины У в. до н.э. Эти публичные обсуждения законопроектов, кандидатов в магистраты и судебных казусов проходили на трех народных сходках. Римские юристы на таких сопйопеБ давали свои согласованные ответы, которые в случае достижения между ними консенсуса приобретали силу закона. Делается вывод о том, что римская юриспруденция развивалась не в тиши библиотек и кабинетов ученых, а в бурных обсуждениях римского форума.

Ключевые слова: юриспруденция, соШопеБ, ^риШю Рогепв18, консенсус, гевроша.

Мой старший коллега и друг, doctor honoris causa Государственного университета гуманитарных наук, проф. Мануэль Гарсиа Гарридо в своем знаменитом учебнике по римскому праву справедливо отмечает, что «введение обычая, согласно которому ответы юристы стали давать публично (publice profiteri), античная традиция приписывает первому великому понтифику из сословия плебеев Тиберию Корунканию»1. Фрагмент из Помпония2, на который

Кофанов Леонид Львович - доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром истории римского права и европейских правовых систем Института всеобщей истории РАН.

* Данная статья написана при поддержке РГНФ в рамках гранта «Исследование по истории развития системы римского и европейского государственного права» (проект № 1301-00093).

1 Гарсиа Гарридо 2005, 80. Подробный анализ деятельности понтифика и юриста Ти-берия Корункания и термина publice profiteri в значении «публично давать ответы» см., например: D'Ippolito 1977, 131-145; Vacca 1989, 26-30; Sini 1992, 81-99; Cannata 2012a, 31-42.

2 D. 1. 2. 2. 35 (Pomp.): Et quidem ex omnibus, qui scientiam nancti sunt, ante Tiberium Coruncanium publice professum neminem traditur: ceteri autem ad hunc vel in latenti ius civile retinere cogitabant solumque consultatoribus vacare potius quam discere volentibus se praesta-bant - «Из всех, кто занимался этой наукой, никто до Тиберия Корункания не занимался публичной дачей ответов; до него другие думали держать цивильное право в тайне и скорее стремились поодиночке консультировать спрашивающих у них совета, чем предоставлять себя всем желающим учиться».

ссылается ученый, обычно рассматривается как свидетельство революционных преобразований начала III в. до н.э., выразившихся, в частности, в создании светской юриспруденции3. Обычай «публично давать ответы» в области частного права, как правило, понимается в том смысле, что юристы давали на форуме или даже у себя дома консультации спрашивающим у них совета частным лицам4. Выражение publice profiteri справедливо идентифицируется современными романистами5 с выражением ius publice respondendi, используемым Помпонием6, но понимается все в том же узком значении частных консультаций на основании личного авторитета, а со времен Августа ex auctoritate принцепса7. Иногда текст Помпония ошибочно понимается в том смысле, что система ius respondendi была введена только Авгу-стом8, однако более верным представляется традиционный комментарий к этому тексту Ф. Шульца, согласно которому Август своей auctoritas стремился лишь укрепить «древний обычай responsa», поэтому юристы, не получившие auctoritas principis, «могли продолжать давать responsa в республиканском стиле, из propria et privata auctoritate, ведь ius respondendi существовало не менее, чем само право дышать»9. В том же духе понимают текст Помпония и многие другие современные романисты10. Как бы то ни было, начало светской ius publice respondendi обычно относят к середине II в. до н.э.11, а умерший задолго до реформы Августа Цицерон употребляет выражение ius respondendum как обычное обозначение практики юристов и жрецов давать ответы12. Этот технический термин Цицерон использует

3 См. Girard 1906, 94; Nocera 1973, 82; D'Ippolito 1978, 27-50; Vacca 1989, 26.

4 Schulz 1968, 95-109.

5 См., например: Ruggiero, 1968, 613-616; Plisecka 2009, 385.

6 D. 1. 2. 2. 49 (Pomp.): Et, ut obiter sciamus, ante tempora Augusti publice respondendi ius non a principibus dabatur, sed qui fiduciam studiorum suorum habebant, consulentibus respondebant: neque responsa utique signata dabant, sed plerumque iudicibus ipsi scribebant, aut testabantur qui illos consulebant. primus diuus Augustus, ut maior iuris auctoritas haberetur, constituit, ut ex auctoritate eius responderent: et ex illo tempore peti hoc pro beneficio coepit -«Мимоходом укажем, что до времен Августа право давать публично ответы не предоставлялось принцепсами, но те, кто внушал доверие своими знаниями, давали ответы тем, кто спрашивал совета. И они не давали ответов за своей печатью, но обычно сами писали судьям или выдавали свидетельство тем, кто спрашивал совета. Впервые божественный Август для возвышения авторитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) авторитета, с того времени и стали домогаться этого как привилегии)».

Подробный обзор дискуссии в историографии проблемы понимания фрагмента см. Tuori 2004, 295-337; Plisecka 2009, 372-392.

7 Schulz 1968, 202 ss.

8 См., например: Cannata 2012b, 510.

9 Schulz 1968, 203. В том же духе понимает реформу Августа и A. Corbino (2012, 196-198).

10 См., например: Mantovani 1997, 671-673; Talamanca 2003, 64; Plisecka 2009, 383.

11 Schiavone 1987, 9-19; Petrucci 2012, 235.

12 См. Cic. De leg. I. 12: ...id populo nostro probari, si te ad ius respondendum dedisses -«...наш народ одобрил бы тебя, если бы ты обратился к праву давать ответы». Ср. Cic. De orat. I. 198. Цицероновское выражение ius respondere не совсем равнозначно ius respondendi Помпония, дословно оно означает «давать ответ права» (Cocchia 1917, 286: «dare la risposta del diritto»), но всегда связано с особыми правомочиями, особенно с правом жрецов давать ответы от имени богов. Впрочем, в современной историографии нередко оба эти выражения воспринимаются как синонимы (см. Tuori 2004, 303; Plisecka 2009, 384).

для обозначения особой власти жрецов давать ответы в области права13, особо подчеркивая, что у авгуров эта власть является величайшим и выдающимся правом (maximum et praestantissimum ius), связанным с их auctoritas14.

Свои советы юристы могли давать и в области публичного права15 сенату16, римскому народу17 и римским магистратам, входя в так называемый магистратский consilium18. Однако нередко считается, что в области публичного права юридическая литература была довольно незначительна19.

Вместе с тем широко известны определения responsa prudentium в Институциях Гая20 и Юстиниана21, согласно которым их согласованный ответ имел силу закона и был обязателен для исполнения судьями. Обязательность ответов юристов для судей уже в республиканскую эпоху подтверждается Цицероном22, хотя в речи

13 Cic. De leg. II. 29: Plures autem deorum omnium, singuli singulorum sacerdotes et respondendi iuris et conficiendarum religionum facultatem adferunt - «Многие жрецы всех божеств и особые жрецы отдельных божеств пользуются властью давать ответы права и творят обряды».

14 Cic. De leg. II. 31: Maximum autem et praestantissimum in re publica ius est augurum cum auctoritate coniunctum - «Но величайшим и выдающимся в государстве является право, связанное с авторитетом авгуров».

15 Schulz 1968, 45 s.

16 Например, ответы коллегии понтификов на запросы сената: Schulz 1968, 37 ss.

17 Pani 2006, 729: «В трактате De oratore (3. 134) Цицерон прежде всего упоминает... о том, что они своей sapientia оказывали помощь на совещаниях в сенате, на сходках народа...».

18 Schulz 1968, 102 ss.

19 Schulz 1968, 89; Pani 2006, 729-731.

20 Gai. Inst. I. 7: Responsa prudentium sunt sententiae et opiniones eorum quibus permissum est iura condere. quorum omnium si in unum sententiae concurrunt, id quod ita sentiunt, legis uicem optinet; si uero dissentiunt, iudici licet quam uelit sententiam sequi; idque rescripto diui Hadriani significatur - «Ответы знатоков (права) - это мнения и суждения юристов, которым позволено было установлять и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, - что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана».

Как аргументированно доказывает А. Плисецка (2009, 388), Гай относит это определение не только к классическим, но и к «древним республиканским юристам периода legis actiones».

21 Iust. Inst. 1. 1. 8: Responsa prudentium sunt sententiae et opiniones eorum, quibus permissum erat iura condere. nam antiquitus institutum erat, ut essent qui iura publice interpretarentur, quibus a Caesare ius respondendi datum est, qui iuris consulti appellabantur. quorum omnium sententiae et opiniones eam auctoritatem tenent, ut iudici recedere a responso eorum non liceat, ut est constitutum - «Ответы юристов - это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались юрисконсультами. А мнения и суждения всех их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено».

22 Cic. Pro Caecin. 67-70: ...tum illud volgo in iudiciis et non numquam ab ingeniosis hom-inibus defendi mihi mirum videri solet, nec iuris consultis concedi nec ius civile in causis semper valere oportere. (68) Nam hoc qui disputant, si id dicunt non recte aliquid statuere eos qui con-sulantur, non hoc debent dicere iuris consultis, sed hominibus stultis obtemperari non oportere; sin illos recte respondere concedunt et aliter iudicari dicunt oportere, male iudicari oportere di-cunt; neque enim fieri potest ut aliud iudicari de iure, aliud responderi oporteat, nec ut quisquam iuris numeretur peritus qui id sta

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком