научная статья по теме РОМАН АНТОНИО ФОГАЦЦАРО "СВЯТОЙ” В СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО МОДЕРНИЗМА Философия

Текст научной статьи на тему «РОМАН АНТОНИО ФОГАЦЦАРО "СВЯТОЙ” В СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО МОДЕРНИЗМА»

Роман Антонио Фогаццаро "Святой" в системе христианского модернизма

И.В. ВОРОНЦОВА

В конце XIX - начале ХХ вв., на фоне социально-политической модернизации страны, в России отчетливо проявилась тенденция обновления церковных структур и традиционного религиозного сознания. Она во многих чертах напоминала религиозно-реформистское движение "модернизма" в римо-католицизме и формировалась из нескольких религиозных направлений, имевших свои идеологии. Статья обращением к роману Il Santo ("Святой") итальянского модерниста А. Фогаццаро продолжает исследование историко-культурных соответствий христианского "модернизма" в римо-католицизме и религиозного движения в православной России начала ХХ в. Публикация романа в России стала стимулом к обсуждению "модернизма" представителями тех течений и движений, которые так или иначе участвовали в процессе "модернизации" традиционного религиозного сознания в России. Статья рассматривает их отношение к роману А. Фогаццаро, автор приходит к заключению, что роман является показателем того, как позиционировали себя русские "модернисты" по отношению к исторической православной Церкви.

In Russia at the beginning of the 20th century, against the background of socio-political modernization of the country, clearly emerged a tendency towards renovation of ecclesiastical structures and the traditional religious outlook. In many respects it resembled the religious reformist movement of 'modernism' in Roman Catholicism, and was based upon several religious denominations that had their own ideologies. The present article reviews the novel Il Santo (The Saint) of the Italian modernist A. Fogazzaro and continues our study of historical and cultural parallels between the Christian "modernism" in Roman Catholicism and the religious movement in orthodox Russia at the beginning of the 20th century. The publication of the novel in Russia encouraged discussion about the "modernism" among representatives of those currents and movements which, in one way or another, were involved in the process of 'modernization' of the traditional religious consciousness in Russia. The present article examines their relationship to the novel by A. Fogazzaro; the author concludes that the novel is an indicator of how the Russians positioned themselves as 'modernists' in relation to the traditional Orthodox Church.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Антонио Фогаццаро, "Святой", Майрони, модернисты, Мережковский, Луначарский, традиционное религиозное сознание, религиозное движение, Тиррель.

KEY WORDS: A. Fogazzaro, 'Il Santo', modernists, Majroni, Modernists, Merezhkovsky, Lunacharsky, traditional religious consciousness, religious movement, Tyrrell.

© Воронцова И.В., 2015 г.

Начало ХХ в. в России было отмечено устойчивой тенденцией к модернизации традиционного религиозного сознания. Возникнув во второй половине XIX в. в процессе секуляризации всех сторон общественной жизни, эта тенденция в первые десятилетия ХХ в. способствовала возникновению религиозных "движений". Каждое из них руководствовалось своим набором идеологем, или "программ" реформ, чем проявляло и свое отношение к православной Русской Церкви как институту, несколько веков формировавшему традиционное религиозное сознание в России. В последние годы XIX в. начала складываться идеология "нового религиозного сознания" (НРС), в 1905 г. возникло "церковное реформаторство", в 1906 г. - "социальное христианство", в 1906-1909 гг. расцвели "бого-строительские" искания в среде русских марксистов1. "Религиозные мыслители появлялись один за другим как грибы после дождя" [Изгоев 1907, 2]. Наиболее влиятельным в первое десятилетие оказалось направление, во главе которого стояли писатели Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус и их единомышленник, журналист Д.В. Философов. Они собрали круг культурных деятелей, которые, находясь в разной близости к самим лидерам и в разной степени поддерживая тезисы оформившейся к 1905 г. доктрины НРС, составили эклектичное движение, названное современниками "неохристианством". См.: [Воронцова 2008].

Доктрина НРС включала учение о "новом религиозном сознании" и "новой религиозной общественности". Первое подразумевало реформу традиционного христианского вероучения, сотериологии, апологетики, богослужебных чинов, отмену ставших асоциальными церковных канонов. Второе было своеобразным выражением рецепции "неохристианством" философии всеединства В.С. Соловьева, "философии действия" М. Блонделя и концепции архимандрита Феодора (А.М. Бухарева) об активно-волевой христианизации современности [Воронцова 2013г].

Идею модернизации как церковного обновления поддержало белое духовенство Русской Церкви: в революционный 1905 год Русская Церковь испытала осуждение гражданского общества за то, что не предотвратила кровопролития 9 января, возникли группы священнослужителей, считавших, что Церковь должна занимать передовые позиции и разделять идеологию гражданского общества, иметь свою социальную доктрину. Это направление было представлено группами петербургских и московских священнослужителей, имевших незначительную поддержку на местах и в провинции. Петербургское либеральное духовенство прошло школу религиозного реформизма в духе НРС на Петербургских религиозно-философских собраниях (1901-1903), но, как и московское либеральное духовенство, было обособленным сообществом профессионального типа, объединенным узким кругом церковных реформ. С "неохристианами" в 1905-1906 гг. их сближали требование созыва всецерковного собора, восстановление принципа соборности, пересмотр устаревших канонов, реформа богослужебных чинов, второбрачие для клириков, белый епископат, ослабление позиций аскетизма. Среди выдвинутых ими требований были отделение Церкви от государства, демократизация внутрицерковных отношений, выборность епископата, разрешение духовенству участвовать в политической жизни, приходская и административная реформы.

В 1906 г. возникло направление социального христианства. Христианский социализм был представлен - в его идейно-теоретической части - сочинениями бывшего марксиста С.Н. Булгакова, работами (о западных христианских социалистах) В.Ф. Эрна и статьями В.П. Свенцицкого, а также авторов, сотрудничавших в организованных ими газете "Народ" и журналах "Живая жизнь" и "Век". Христианский социализм (1906-1908) не нашел поддержки в обществе, однако, как и "неохристианство", оказал влияние на современников, он способствовал возникновению группы "голгофского христианства" [Семенов 1907; Головушкин 2006].

После неудачи марксистов в 1905 г. тенденция модернизации традиционного религиозного сознания получила "подкрепление" в виде течения идеалистов-"богостроителей". "Идеалистическое" направление было представлено именами марксистов А.В. Луначарского, Н.М. Неведомского [Неведомский 1909], В. Базарова (В.А. Руднев) [Базаров 1909а; Базаров 1909б] и П.С. Юшкевича [Юшкевич 1909]; оно рассматривало религию в прак-

тическом плане и предполагало использование её структурно-обиходных форм в послереволюционном социуме2. Они опубликовали ряд статей на тему "религия и революция" и вступили в полемику с "неохристианами" о значении религиозного сознания для русской революции. Однопартийцы называли их "богостроителями" и немногим отличали от "богоискателей" из числа русской религиозной интеллигенции [Плеханов 1910, 263, 246-248, 256]. Д. Стейла, которая отвела "религиозным" взглядам А.В. Луначарского несколько строк 2-й главы своего исследования эмпириокритизма в России, отмечала, что в 1904-1908 гг. для него было характерно смешение фраз из Библии и К. Маркса, Луначарский «дошел до того, что... сформулировал "пролетарскую" версию "Отче наш"» [Стейла 2013, 259]3.

Международным фактором влияния на эти направления был римо-католический модернизм - движение клириков, богословов и интеллектуалов-мирян за религиозное обновление Римско-Католической Церкви (с 1890-х гг.). Его идеологи и организаторы (А. Лу-ази, Э. Леруа, Ф. фон Хюгель, Дж. Тиррель и др.) ставили целью обновить католицизм, устранив из его мировоззрения строгую приверженность интеллектуализму, из практической деятельности - обрядовый формализм, из управления Церковью - авторитаризм. Основой идеологии модернизма, сконцентрировавшейся в основном в сочинениях аббата А. Луази [Луази 1902; Луази 1903; Луази 1908], было стремление согласовать традиционную католическую теологию с наукой, обновить богословие и апологетику привлечением новых научных методов, исследованиями в областях истории, географии, археологии, психологии; "прагматизмом" [Воронцова 2012в]; обосновать необходимость дальнейшего развития католической доктрины, опираясь на теорию догматического развития кардинала Дж. Ньюмана [Воронцова 2012а]. Для оживления "сердечной веры" и привлечения верующих в Церковь они объясняли Церковь, обрядовую символику её таинств и догматы как исторически изменчивые и культурозависимые, а библейские тексты и личность Христа и пророков - как исторически обусловленные; приблизились к отрицанию сакрального значения Церкви и Откровения, а также божественного происхождения Христа (Луази). В 1905 г. в модернизме произошло знаменательное событие - появился роман итальянского модерниста А. Фогаццаро II Santo ("Святой"). В 1906 г. роман был опубликован в России.

Ведущие представители названных направлений религиозного движения в России стремились познакомиться с модернизмом [Воронцова 2011б; Воронцова 2012б], и логично предположить, что модернистский роман А. Фогаццаро должен был вызвать интерес. Какого рода отклики получил в этот период роман "Святой" и может ли он быть показателем характерных черт вышеназванных направлений?

Никем из отечественных исследователей, обращавшихся к изучению "неохристианства", церковного обновленчества и др. в России, факт появления модернистского романа рассмотрен не был. Западные исследования на эту тему нам также не встретились; сложно говорить и об исследованиях, анализирующих вместе римо-католический и русский христианский "модернизм". Первый очень плохо известен российской науке, второй еще не был в достаточной степени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком