научная статья по теме РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ. КОНДАК ИОСИФУ ПРАВЕДНОМУ. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО И ПРИМЕЧАНИЯ ВАСИЛИКА В.В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ. КОНДАК ИОСИФУ ПРАВЕДНОМУ. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО И ПРИМЕЧАНИЯ ВАСИЛИКА В.В»

ПРИЛОЖЕНИЕ

оОООо

© 2008 г.

PQMAOT ТОТ МЕЛОМОТ

KONTAKION EIX ШХНФ

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

КОНДАК ИОСИФУ ПРАВЕДНОМУ

Вступительная статья, перевод с древнегреческого и примечания В.В. Василика

Роман Сладкопевец (490-560) - один из величайших гимнографов византийского мира1. Немецкий исследователь Г. Гельцер называл его Данте новогреков. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках, прежде всего в синаксарях, самый ранний из которых, Менологий Василия II, относится к концу X в.2 Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский3, Иерусалимский4 и Патмосский5, которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием св. Романа.

Патмосский кодекс дает следующие сведения: «В тот же день - память Романа, творца (noi^ToU) кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмесы. Стал дьяконом в Бейруте, в святой Божией Церкви, так называемой церкви Воскресения ('Avaaxá aeœç, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах (NaoU U nepayiaç GeoxÓKOU ev

1 Наиболее полную библиографию, посвященную Св. Роману Сладкопевцу см. MiToàKtfç K. BuZavxivn U ^оураф'ш. 'A0f|vai. 1986, Фундаментальная работа, посвященная св. Роману: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977 (далее - Grosdidier de Matons. Romanos le Melode).

2 Pitra J. Sanctus Romanus veterum melodorum princeps. Cantica sacra ex codicibus mss. Monas-terii S. Ioannis in insuea Patmo. Roma, 1888. P. 42.

3 Philipps 1622, F. 42 r (XIV в.); Delehaye S. Romanos le Melode // Analecta Bollandiana. 1884. T.13. P. 441.

4 Рукопись X-XI вв. Патриаршая Библиотека. Кодекс № 40, лист 19.

5 ^dex patmiacus. 241. XII saec. F. 30 v.

xoîç Kupou.), в которой и приобрел благодать составления кондаков (%àpiv xnç ouvxà^eœç xœv KovxaKiœv), когда явилась ему во сне пресвятая Богородица в вечер (èonép av) Рождества Христова и свиток пергаменный (xo|iov %à pxou) дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал воглашать и весьма благозвучно петь: "Дева днесь пресущественнаго раждает". С того времени он составил на господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память (ouv a^iç)»6.

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях (Àixaveu» œv) на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, где упоминается Роман, это - житие св. Артемия7, повествующее о событиях времени правления Ираклия. В нем говорится, что св. Артемий «от юного возраста, молясь на бдении (navvu%i5i) воспевал стихи иже во святых смиренного Романа» (xoû êv xoîç âyioiç xoû xaneivou Pœ|iavoî) ).

Как говорит предание, выраженное в синаксарях, св. Роман написал около 1000 кондаков. Безусловно, это является преувеличением, обыкновенной гиперболической цифрой - не потому, что Роман не мог написать такое количество, просто в нем не было необходимости. Кондак - прежде всего произведение литургическое, рассчитанное на соборное богослужение - торжественное бдение - navvu%iç которое совершалось не каждый день, а в значимые праздники. Если принять цифру 1000 кондаков буквально, то это означало бы, что Роману пришлось бы писать примерно по три кондака на каждый день года, и каждый день в Константинополе должно было бы совершаться соборное бдение - navvu%iç. Между тем, судя по тому, что мы знаем о константинопольском литургическом календаре VI в.8, он не был заполнен и наполовину памятями святых, и тем более - далеко не все на памяти совершалось бдение. Соответственно число кондаков, написанных св. Романом, должно быть в несколько раз меньше. В настоящий момент выявлено 88 кондаков, приписываемых Роману Сладкопевцу, из них 16 - явно не подлинные. Однако приводимый ниже кондак «На Иосифа» - несомненно подлинный. Он принадлежит к группе ветхозаветных кондаков, которые занимают особое место в творчестве Романа Сладкопевца и в литургической традиции.

За исключением кондака пророку Илии (20 июля), кондака «На Трех Отроков», связанного с предпразднеством Рождества и нашедшего в конечном счете свое место в неделю праотец, остальные кондаки ветхозаветного цикла связаны с Великим Постом. Все они основаны на ветхозаветных чтениях времени поста - на Бытии, которое начинает читаться с 1-й седмицы Великого поста (кондаки - Адам и Ева, Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Иосиф), и на книге Ионы (Ниневия), которая до сих пор читается в Великую Субботу. Отметим, что чтения из Бытия в Великий Пост, очевидно, восходят к IV веку, если не ранее, они имеются в латинском бревиарии, а также в сирийских лекционариях9. C литургическими памятями Великого Поста, возможно, связан ряд сирийских гимнографических памятников - согиты - Авель и Каин, Авраам и Сарра, 12 мемре Ефрема Сирина - на Иосифа10, а также - творения «греческого Ефрема Сирина» - «на Авраама», «на Прекрасного Иосифа», «на Иону»11. След древних ветхозаветных памятей сохранился в византийской традиции в названии сыропустной неде-

6 Тоцадакцд NiKÔXaoç. BuÇav-nvn û|xvoyp(^ia Kai ягапоц. Aö^vai, 1966. £. 86.

7 Papadopoulos-Kerameus A. Varia graeca sacra. Petersbourg, 1909. P. 20.

8 Mateos J. La typicon de Grande Église// Orientalia Christiana Analecta. T. 156. Roma, 1967.

9 Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 98; Baumstark A. Die nichteuangelische syrischen Perikopen. Münster, 1922.

10 Lamy E. Sancti Ephremi Syri Hymni et Sermones. T. III. Mechelinae, 1889. (далее - Lamy. Hym-ni et Sermones). P. 254-646.

11 Mercati J. Sancti Ephremi Syri Opera. Roma, 1915.

ли: «Неделя о падении Адамовом», а также - в воспоминании Великого Понедельника о прекрасном Иосифе.

На основании данных сравнительно-исторической литургики, Типикона Великой Церкви, а также кондакарей, содержащих кондаки св. Романа, можно реконструировать ветхозаветные памяти Великого Поста для периода IV-VI веков. Неделя мясопустная - Иона и ниневитяне12. Неделя сыропустная - Адам и Ева. Грехопадение Адама. Первая неделя поста - Авель и Каин (впоследствии - Моисей и Аарон). Вторая неделя поста - Ной и потоп. Третья неделя - жертвоприношение Авраама. Четвертая неделя - благословение Исаака. Пятая неделя - праведный Иосиф.

Эта стройная система стала разрушаться, вступив в соприкосновение с новозаветным циклом памятей Великого Поста, который зародился в конце V в. и стал интенсивно развиваться в VI-VII веках. Этот цикл построен на новозаветных притчах - в основном из Евангелия от Луки. Возможно, родина этого цикла - Иерусалим, и для Константинополя он вторичен, по крайней мере именно на его основе выстраивается Триодь.

Можно восстановить этот круг следующим образом: Неделя мясопустная - притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). Неделя сыропустная - притча о десяти девах13 (Мф. 25, 1-13). Первая неделя поста - традиционно память св. пророков Моисея и Аарона, затем - торжество Православия.

Вторая неделя поста - Неделя о блудном сыне (Лук. 15, 11-32). Третья неделя - неделя о Мытаре и Фарисее (Лук.18, 9-14). Четвертая неделя - неделя о милосердном Самарянине (Лук. 10, 25-37). Пятая неделя - неделя о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19-31).

В результате появления притчи о Страшном Суде в неделю мясопустную память Ионы и ниневитян переносится на среду первой седмицы, затем под воздействием притчи о мытаре и фарисее происходит сдвиг памяти жертвоприношения Авраама с 3-й на 4-ю неделю, в результате чего в конечном счете память Иосифа попадает на 6-ю неделю, но поскольку та уже занята празднованием воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, воспоминание Иосифа переносится на Великий Понедельник. Затем ветхозаветные памяти по мере создания Триоди закрываются новозаветными.

Было еще одно событие, которое способствовало разрушению ветхозаветного цикла, - это появление поклонения Кресту на 3-й неделе поста. Собственно, оно проходило от понедельника до пятницы 4-й седмицы поста, но начиналось в воскресенье. Возможно, на укоренение празднования Креста в 3-е воскресенье поста оказало влияние возвращение Креста в 628 г. из персидского плена.

Очевидно, во времена св. Романа уже начался процесс разрушения ветхозаветного великопостного цикла, по крайней мере он написал три кондака из новозаветного цикла - на богатого и Лазаря и на блудного сына, а также - на Страшный Суд. Весьма вероятно также, что уже во времена Романа воспоминание об Иосифе было перенесено на Великий Понедельник, ибо об этом говорится в проэмии «На искушение Иосифа»:

Мы же поприще светлых постов * премудро пробежавшие и страстей начатки Господа с любовью * воспоминающе, все идемте, братия, * поревнуем ревнованью мудрого Иосифа священному.

12 Соответствует посту Ниневитян в армянской традиции. Как считает И.А. Карабинов, пост Ниневитян появляется в армянской традиции во второй половине VI в. под влиянием сирийского обряда (Карабинов И.А. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 23-25; см. также Желтое М.С., Никитин С.Н. Армянский обряд. Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. С. 366).

13 В codex Tauriensis в сыропустную неделю имеется фрагмент кондака о десяти девах.

Конечно, не исключена возможность, что этот проэмий был написан позднее, поскольку для этого гимна их четыре, однако такое предположение весьма гипотетично. Перенос же кондака об Адаме и Еве с сыропустной недели на среду второй седмицы, по-видимому, произошел позднее.

В связи с отмеченным нами процессом взаимодействия старого ветхозаветного и нового новозаветного цикла следует высказать соображение о хронологии ветхозаветных гимнов. Еще Гродидье де Матон отмечал, что ветхозаветные кондаки могут восходить к раннему периоду творчества Романа, предшествующему его приезду в Константинополь14. В частности, кондак «На трех отроков», ввиду любопытной метрической структуры, мог быть создан в Сирии. Кондак «На Илию» и «На Иону в Ниневии» были вдохновлены двумя гомилиями Василия Селевкийского

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком