научная статья по теме РОССИЯ: СНОВА ПЕРЕД ВЫБОРОМ ПУТИ Философия

Текст научной статьи на тему «РОССИЯ: СНОВА ПЕРЕД ВЫБОРОМ ПУТИ»

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

Россия: снова перед выбором пути

Ю.А. КОВАЛЕВ

Нарастает опасный "раскол" российского идейного пространства "по границам" сложившихся еще в 30-х гг. XIX в. позиций "западников" и "славянофилов". Для преодоления "раскола" автор предлагает использовать концепцию мировоззренческого синтеза, разработанную В. Соловьевым, но в современном ее прочтении: "в контексте" синергетики и с позиций идей Л. Гумилева.

Dangerous "split" of the Russian ideological space is growing on the limits of the position of "Westernizers" and "Slavophiles", established back in the 30s of the 19th century. To overcome the "split" the author proposes to use the concept of ideological synthesis, developed by Vladimir Solovyov, but in today's read: "in the context of' synergetics and ideas of Lev Gumilev.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: западники, славянофилы, христианство, эпоха Просвещения, рыночно-демократическое государство, пределы возможностей культуры Просвещения, мировоззренческий синтез, аттрактор, энергоинформационное взаимодействие, российский суперэтнос, Владимир Соловьев, Лев Гумилев, бестопливные технологии в энергетике.

KEY WORDS: Westerners, Slavophiles, Christianity, the Age of Enlightenment, market democratic state, the limits of culture of Enlightenment, ideological synthesis, attractor, energy-information interaction, Russian super-ethnos, Vladimir Solovyov, Lev Gumilev, fuelless energy technologies.

"Россия - это органическая часть Европы", - говорят современные "западники" (сегодня они называются "европейски ориентированным меньшинством"). "Нет, Россия -это уникальная цивилизация, развивающаяся своим собственным путем", - говорят современные "славянофилы".

И как теперь очевидно, это отнюдь не "теоретические тонкости", которые можно не замечать. Этот раскол имеет самое непосредственное отношение к перспективам России. Действительно, разве не сформировалось и не укрепляется в массовом сознании мнение о "западнических Москве и Питере, где живут преимущественно бездельники" и об "остальной России-труженице"? Этой логике только дать развернуться, и драматических последствий не избежать.

Кроме того, "западническая" и "славянофильская" позиции предполагают и взаимоисключающие пути выхода из того нравственно-смыслового тупика, в котором ныне ока-

© Ковалев Ю.А., 2015 г.

залось российское общество. Верно, из тупика нужно выходить. Но для этого необходимо определить единственное направление!

Значит, ключевой "задачей момента" является поиск такого направления. При этом важно учитывать, что сегодняшняя конфронтация "западнической" и "славянофильской" позиций лишь отражает объективно существующее противоречие, заложенное геополитическим положением России: мы ведь Евро-Азия. Поэтому линия раскола "западники" -"славянофилы" отнюдь не тождественна дихотомии "враги России" - "патриоты России". Итак, что же, собственно, предлагает каждая из "сторон"?

Вот главное в позиции современных "славянофилов": ничего выдумывать не нужно; следует лишь опереться на наши базовые ценности - на православие, и все проблемы автоматически решатся под действием "надчеловеческого фактора". Если не оставаться на уровне общих фраз, то данная позиция означает: православие должно стать государственной идеологией России. Окажется ли это продуктивным? Давайте посмотрим:

- В России постоянно проживают (по разным оценкам) более 18 миллионов мусульман, немало буддистов, сторонников иудаизма, католицизма, протестантизма. Не получим ли мы противостояние в обществе посерьезнее, чем в годы Гражданской войны? Особенно, учитывая нынешние очень непростые отношения между "русскими" и "мусульманами" в некоторых регионах РФ.

- Лишь менее 10% русскоязычного населения нашей страны являются действительно верующими. А остальные десятки миллионов станут "гражданами второго сорта"? Или опять "двоемыслие" и массовая "запись в верующие"? Если кто забыл, перед крахом Советского Союза в КПСС было порядка 19 миллионов членов. И что, все они "стояли насмерть" за спасение СССР? Так много ли проку от таких же "дутых цифр" будет в нашем случае?

- Россия окажется заложницей такой логики: "лишь православие, в противоположность католицизму и, тем более, протестантизму, сохранило верность истокам". Значит, опять "железный занавес", идеологическая цензура, идеологическая контрразведка, "глушение" зарубежного радио (и борьба с "неправильными" отечественными и иностранными интернет-ресурсами), идеологические принципы "подбора и расстановки кадров"?

- Наше "подбрюшье" от Кавказа до Средней Азии давно стало дугой нестабильности. Все это объективно делает Россию и частью Мусульманского мира. Можем мы ли в таких условиях позволить себе превратить православие в государственную идеологию?

- До сих пор не удалось наладить плодотворный диалог науки и религии, не изжито противопоставление "веры и разума", и каждая из сторон говорит преимущественно о своём. Это означает, что "опора на православие" очень скоро "выдернула" бы Россию из потока мировой интеллектуальной жизни.

Возразят: и не нужно делать православие "государственной идеологией"; пусть Русская православная церковь просто работает без помех; а основа для "православного возрождения" в обществе имеется. Сегодня от 60 до 80% россиян считают себя православными. По данным МВД, в 2014 г. в пасхальных богослужениях приняли участие: в Москве около 300 тыс. человек; в Белгородской области - более 68 тыс. человек; во Владимирской области - 45 тыс. человек; в Рязанской области - около 81 тыс. человек; в Нижегородской области - около 110 тыс. человек. А вот официальные данные о числе участников "крещенских купаний" 2014 г.: Москва и Подмосковье - более 100 тыс. человек; Санкт-Петербург - более 60 тыс. человек; Чебоксары - почти 15 тыс. человек; более 38 тыс. нижегородцев; около 20 тыс. воронежцев. Список можно продолжить.

Убедительно... Но означает ли это, что "славянофилы" одержали победу в споре с "западниками"? Нет. Поскольку во всем этом есть одна "тонкость".

Не будем забывать, что под воздействием "надчеловеческого фактора" "при помощи" (точнее, "при посредничестве") РПЦ находятся только практикующие православные, т.е. те, кто строго соблюдает пост, регулярно исповедуется и причащается. Но такие люди никогда не составят сколько-нибудь значительную долю всего населения страны!

По оценкам экспертов, ситуация в России такова. Для значительной части назвавших себя православными - это не более, чем культурная самоидентификация, а воцерковление

носит лишь поверхностный характер. В частности, из 5 показателей воцерковленного образа жизни люди, считающие себя православными, в большей степени отдают предпочтение лишь самым простым - посещению храма и молитве. Самыми "слабыми" показателями остается то, что для верующего труднее всего - исповедь, причастие, пост.

Иллюстрация к последнему утверждению: по данным Левада-Центра (опрос проводился накануне Пасхи 2014 г., т.е. в период Великого Поста), 72% россиян "сохраняют обычный режим питания", а "полностью соблюдают пост" - 3%.

Причина в механизме, который действует при "приходе" обычного человека к вере. Действительно, лишь сам человек может и должен принять решение "прийти в Церковь". Далее. Того "энергетического импульса", который возникает в момент крещения, "хватает" человеку лишь на 2-3 месяца, а дальше еще одна "точка принятия решения": либо крестившийся станет регулярно "подкреплять" первоначальный импульс, жестко следуя обрядовой системе Церкви (что на первых порах очень непросто), либо энергия импульса постепенно угаснет.

О том, в каком психологическом напряжении вынужден пребывать православный неофит, свидетельствует такой, например, авторитетный для РПЦ документ XIX в., как письма святителя Феофана Затворника. В них указано направление, в котором воцерковленный человек должен изменить свою жизнь: "Плоти угодий не творите и в малом. Посильное самопринуждение и лишение себя чего-либо, плоти приятного, - есть то же, что подкладывание дров в печку". И далее: "Особенно надо плоть утончать постом, бдением и трудом телесным, и постоянно держать ее в напряжении, как солдат на разводе. Да рассеяния бегать, празднословия и смеха, и чтения пустого. И пойдет добре". И в качестве заключения: "Помощь Божия будет сопутствовать вам... но она помощь борющемуся, а не поддающемуся первому удару искушения".

Сказанное означает: как для начала, так и для успешного "продолжения отношений" с надчеловеческим фактором при помощи РПЦ от обычного человека требуются волевые усилия, намного превышающие повседневный уровень. Ему предлагается затратить силы и энергию на борьбу... с самим собой: с привычным образом жизни! Но сможет ли он? Да и захочет ли?

На это первым обратил внимание Ф. Достоевский. В "Легенде о Великом Инквизиторе" есть такое обращение Инквизитора к тому, кого он считал еще раз пришедшим на Землю Христом: "Ты обещал им хлеб небесный, но... может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным? И если за Тобою во имя хлеба небесного пойдут тысячи и десятки тысяч, то что станет с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль Тебе дороги лишь десятки тысяч великих и сильных...".

Иными словами, по схеме "посредника" подавляющее большинство населения всегда будет вне серьезного воцерковления. Этот вывод подтверждает и статистический закон нормального распределения вероятностей случайных величин ("кривая Гаусса"). В соответствии с ним, в любом обществе как воинствующие атеисты, так и верующие, "готовые пойти за свои убеждения на эшафот", составляют всего несколько процентов. Основная ее часть - это представители группы "серединка на половинку". (Я не говорю здесь о мусульманстве - это тема специального разговора.)

Промежуточный итог. 1) Православие, безусловно, является нравственно-смысловым "мотором" в жизни по-настоящему воцерковленных людей, но 2) оно не сможет служить таким же "мотором" для российского общества в целом. И значит, православие нельзя рассматривать

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком