научная статья по теме РУССКАЯ ИМПЕРИЯ ПРОТИВ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА Философия

Текст научной статьи на тему «РУССКАЯ ИМПЕРИЯ ПРОТИВ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА»

Русская империя против русского национализма

Чтобы по достоинству оценить эту книгу, надо начать с общественно-историософской обстановки, в которой она появилась на свет. Империю нынче не поминает только ленивый. Для всех она символ мощи и силы. С положительным знаком, с отрицательным - но суть одна. "Империя" стала чуть ли не псевдонимом товарища Сталина, в отношении к которому в нашем обществе царит воистину плюрализм без берегов. Между тем сами по себе сила и мощь Империи еще не созидают. Более того: они не так уж неразрывно связаны с ней. Изгнанническое Никейское царство в XIII в. потеряло все, включая Константинополь. Но ни греки, ни окружающие их народы и племена в имперскости Никеи не сомневались. Многие историки убеждены: имперское сознание было силой, на два столетия отсрочившей гибель Византии. Видимо, вопрос "А сколько у Папы дивизий"? к подобным феноменам применим не всегда.

Но Бог с ними, с "силовыми" обсуждениями и разговорами. К монографиям и серьезным журналам они отношения не имеют; это явления другого ряда. В последнее время, однако, возникли и более серьезные феномены. Кажется, можно только радоваться растущему интересу к византийской проблематике: перед нами уже не тре-тьеримская химера, не евразийский фантом - "Византия" действительно огромная составная часть нашей собственной истории и культуры. Смущает только, как именно преподносится читателю и зрителю исчезнувшая полтысячелетия назад страна.

Гибнет Византия. Одинокая, всеми преданная. Гибнет оттого - любят сегодня подчеркивать, - что сама отказалась от возложенных на нее историей задач. Намеки и аллюзии абсолютно очевидны. А градус антизападничества в нашем сегодняшнем обществе таков, что можно его особенно и не муссировать. Наоборот, великодушно подчеркнуть: нет-нет, они перед нами ни в чем не виноваты, просто у них свои интересы, у нас -свои. Не будем отказываться от своих задач - вот и не погибнем, как Византия...

Подмены подобной логики далеко не очевидны на первый взгляд. "Византия дала нам православие"? Тезис, во всяком случае, спорный: не греки же, в самом деле, привили нам к "эллинским борзостям" всем известную нелюбовь. Византийские влияния, болгарские влияния... Видимо, дело не только в словах: мы получили деэллинизиро-ванное, с богомильским оттенком христианство. "Византия принесла культуру"? В Древнюю Русь - в значительной мере. Но живем мы в реальном поле русской культуры последних двух-трех веков. В культуре этой - например, у Пушкина, Достоевского, Лескова - явственны восточнохристианские, особенно сирийские, корни. Но еще бесспорнее другое: основная проблематика этих писателей - современная им, общеевропейская. Зачем же, зацикливаясь на глубинных аллюзиях, отворачиваться от того, чем волновались и дышали русские гении в своей "здешней", повседневной жизни?

Но дело не в религии и не в культуре: о них постоянно говорится, чтобы исподволь внушить совсем уж недоказуемое. Сегодняшний византизм - психологическая атака, попытка опрокинуть на полтысячелетия в прошлое наше мирочувствование, мышление, менталитет. Усвоим прочно и окончательно: ничего общего с западными христианскими странами у нас нет. Будем искать там, в 1453-м, наши истинные задачи и цели. Что останется вскорости от России на этом пути?

Имперскость a la Byzantium заталкивает нас именно в антиимперский период нашей истории. Она возрождает, подчас буквально, идеологию последних двух государей - несостоявшегося, похоронившего Империю нового "Московского царства". Самой же Российской империи во всем этом нет. В упорном молчании, враждебность которого часто и не скрывается, по-прежнему скрыта от нас собственная великая страна. Не утратившая самобытности - но одновременно правовая, европейская. Развивающаяся, эволюционирующая Российская империя... Удивительная си-

туация: полувековой давности статьи христианского социалиста Георгия Федотова -едва ли не последняя взвешенная, адекватная оценка имперской России...

В такой вот обстановке книга Владимира Кантора появилась на свет. С первых же страниц автору приходится решать тяжкие, новаторские задачи. Поначалу - чисто методические. Что такое Империя? А разве не империи Турция, Китай? Но невозможно правильно ответить на некорректно поставленный вопрос: историософские понятия не задаются "свыше", они вводятся нами самими. При этом наше словотворчество подчинено весьма суровым ограничениям: "свободное" определение должно прочно охватить класс объектов, которые мы собираемся изучить. Определить узко - значит отказаться от изучения общих закономерностей. Неправомерно широко - тогда, наоборот, закономерности окажутся чересчур общими и абстрактными, а попытки найти сущностные конкретные связи лишатся заранее оговоренной теоретической базы. Эту задачу автор решает - четко и оптимально.

«Империя есть европейская идея. Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море... Необходимо четко разделить Империю и восточную деспотию... Империя есть переструктурирование старых азиатских систем. С момента осмысленного своего существования возникает необходимость и сопутствующая ей идея собрать человечество "в едино стадо"... Первыми на этом пути стоят гигантские азиатские деспотии..., где все разрозненны и объединены не общим смыслом, а невиданным ни раньше, ни позже насилием... Жители страны не имеют никаких прав, но и владыка подчинен сам своему произволу, который прямо противоположен свободе... В Греции и Риме число свободных увеличивается и расширяется. Там появляется свободный самодостаточный человек, гражданин. Именно на этой структуре вырастает европейская империя. И впервые в мире это образование несет идею не подавления, а примирения противоположных - азиатских и европейских - смыслов... Империя немыслима без правового сознания, немыслима при националистическом пафосе. Европа имеет много идей. Идея империи - одна из них, и не самая плохая. Там, где деспотии. пытались преодолеть первобытную жестокость жестокостью деспотической, империи пытались ввести дикие еще народы в правовое поле... Иными словами, империя - это политико-общественное структурное образование, предназначенное историей для введения в подзаконное и цивилизационное пространство разноплеменных и разноконфессиональных народов...» (с. 535-536).

Это - все. Империя есть явление обособившегося от азийства эллинско-христи-анского ареала. И эти границы понятия позволяют фундаментально рассмотреть все стоящие перед нами проблемы. Задав - по необходимости, кратко - общеимперские базовые посылки, после недолгого римского экскурса, автор переходит к Российской империи. "Петр Великий и второе норманнское влияние". Название этой главы, конечно, во многом полемично. Но в действительности она оказывается ценным дополнением к хорошо известным сегодняшнему читателю вопросам влияний византийских. При этом автор подчеркивает двойственность генеалогии византийско-ев-ропейской империи. В. Кантор напоминает глубокую полузабытую сегодня статью Ю. Лотмана и Б. Успенского1, показавших, что эта двойственность (никак не означавшая отказа от византийского наследства) заложена уже в символике, введенной Петром. Но дело, разумеется, не только в символике. "Если раньше иноземцы замечали, что московиты потому не христиане, что почитают своего царя наравне с Богом, то Петр решительно меняет эту варварскую установку сознания", - пишет автор (с. 101). В действительности московиты, подобно византийцам, без колебаний восставали на царя за введенную им лишнюю букву в имени Божием: иерархия "Бог - Царь - народ" была органической частью сознания. Но тоскующие посегодня

1 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва - третий Рим" в идеологии Петра Первого // Художественный язык Средневековья. М., 1982.

об утрате этого сознания не понимают: в реальной истории идеальность подобных схем - исключительное достояние Третьего мира. А всякий, кто не хочет оказаться навечно сосланным в него, неизбежно должен вводить более сложные, светские связи. "Петровская пропаганда полностью отказывается от древнерусских представлений о праведном и неправедном властителе, противопоставляя им идею всевластного монарха, который является источником закона. Эта концепция, восходящая к законодательству Юстиниана, переживает в политике Петра особую трансформацию... Харизматическое всевластие царя... при Петре институализируется, приобретая характер легального порядка, не имеющий соответствия в прошлом". То есть империя - это закон, пусть и созданный императором. Империя - это европейское преодоление хаоса социальной жизни и противоборства этносов, недаром Данте мечтал об империи как гасителе итальянских распрей" (с. 104). Так, процитировав современного исследователя, констатирует автор книги основное свойство Империи. О свойстве этом - вся книга: правовая Империя созидала личность путем Закона, преодолевала хаос. Преодоление имперским космосом националистического "порядка" - прикровенного хаоса. Эта не осуществившаяся пока, но единственно возможная позитивная перспектива нашей истории и стала главной темой книги Вл. Кантора.

Это показано на огромном материале - историческом, литературном, историософском. Главные достоинства этого труда - систематика, охват. Осмысление необозримого материала. Кажется, все возможное написано уже о Федоре Тютчеве. Но вылущен ли где-либо в другом труде византийский (не путать с "третьеримским"!) элемент его творчества, указано ли, четко и ясно, отличие этого имперца-европейца от органических славянофилов? Значительные люди прошлого у нас часто распределены между лагерями. Радищев, Катков... Есть ли вопрос, кому из них куда по команде "налево-направо" надлежит шагать? В этой книге они никуда не шагают. Они прописаны наконец на своей единственной родине - в Империи. Они часть Империи, и в утверждении, и в отрицании ее.

Вот некоторые из наиболее интересных разделов книги: "Шведская тема в Московской Руси", "Покоритель безличностной стихии" (о Петре), "Кризис имперской идеи в начале XX века", "Возможно ли социальное стру

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком