научная статья по теме САКРАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНЗОРСКОЙ ВЛАСТИ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «САКРАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНЗОРСКОЙ ВЛАСТИ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»



© 2GG8 г.

A. M. Сморчков

САКРАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНЗОРСКОЙ ВЛАСТИ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Созданная в 443 г. до н.э. магистратура цензоров являлась весьма своеобразной и в политическом, и в сакральном аспекте. С политической стороны своеобразие цензуры заключалось уже в том, что, относясь к высшим магистратурам (в частности, цензоры обладали так называемыми высшими ауспициями1), она единственная не имела империя. Выделившись из круга консульских обязанностей, цензура со временем2, как считал Ливий, расширила объем своих полномочий, подняла свой престиж и стала вершиной политической карьеры3. Цензоров, как и консулов, избирали на центуриатных комици-ях4. Но с государственно-правовой точки зрения эта магистратура оказывается даже ближе к диктатуре, чем к консулату5, ибо была предназначена для выполнения четко определенных задач. Об особом значении цензуры и диктатуры в религиозном отношении свидетельствует количество абдикаций, т.е. отказов от должности, по сакральным мотивам: у цензоров и диктаторов их больше, чем у консулов, даже в абсолютном исчислении6. Можно указать еще одно показательное совпадение: во 2 г. до н.э. при посвящении храма Марса Мстителя Ав-

1 Gell. XIII. 15. 4: Patriciorum auspicia in duas sunt divisa potestates. Maxima sunt consu-lum, praetorum, censorum.

2 Или уже с самого своего учреждения: Suolahti J. The Roman Censors. A study of social structure. Helsinki, 1963. P. 82-84.

3 Liv. IV. 8. 2; Plut. Flam. 18; Cato Maior. 16; Aem. 38; Comparat. Crass. 2; Zon. VII. 19; Lyd. Mag. I. 43. О привилегиях цензоров см. Suolahti. Op. cit. P. 71.

4 Liv. XL. 45. 8 (упомянуто Марсово поле, где проходили центуриатные комиции); Gell. XIII. 15. 4.

5 Lange L. Römische Alterthümer. Bd 1. Aufl. 3. B., 1876. S. 795-796; Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. Bd 2. Abt. 1. Aufl. 3. Lpz, 1887. S. 334; Kubitschek W. Censores // RE. Bd 3. 1899. Sp. 19G3.

6 Для консулов известно, с учетом сомнительных случаев, пять таких абдикаций, в то время как у диктаторов - не менее семи, а у цензоров - не менее шестнадцати (в сохранившихся фастах - тринадцать), и это при том, что число лиц, бывших цензорами или диктаторами, значительно меньше, чем тех, кто занимал консульскую должность. У консулов и диктаторов сакральным основанием абдикации была исключительно огрешность в ауспициях при выборах или назначении. Что касается цензоров, в основном это были абдикации из-за смерти коллеги (см. ниже), в то время как огрешно избранными оказались две пары: в 38G г. до н.э. (Liv. VI. 27. 5) и в 231 г. до н.э. (CIL. I. Ed. 2. P. 24). По неизвестным или не вполне ясным причинам досрочные абдикации обоих цензоров имели место в 92 г. до н.э. (Fast. Ant.), 65 г. до н.э. (Plut. Crass. 13; Dio Cass. XXXViI. 9. 3), возможно, также в 319 (Broughton T.R.S., Patterson M.L. The magistrates of the Roman Republic. Vol. I. Atlanta, 1986 (repr. 1951). Vol. II. N.Y., 1951; Vol. I; P. 154. Not. 2), 64, 61 и 5G годах до н.э. (Berve H. Lustrum // RE. Bd 13. 1927. Sp. 2G51-2G52). Не исключено, что в некоторых этих случаях формальной причиной послужила также огрешность при избрании.

густ распорядился, чтобы цензорами, точнее, теми, кто исполнил их обязанности (uno T&v xi^nTeuaocvxœv), осуществлялся обряд вбития гвоздя в стену храма7 - старинный ритуал, который ранее в известных нам случаях совершали диктаторы в отношении храма Юпитера Всеблагого Величайшего8. А ведь логичнее было бы передать указанную функцию консулам (диктатура была законодательно упразднена в 44 г. до н.э.), поскольку именно им предание приписывало ее в некие давние, точно не определенные, времена (Liv. VII. 3. 8).

06 особом сакральном значении цензуры говорят прилагаемые к ней эпитеты. Цицерон (Pro Sest. 55) назвал цензора «священнейшим магистратом» (sanrtissimus magistratus)9. Ему вторили Дионисий Галикарнасский и Плутарх10, причем последний ссылался на мнение самих римлян11. Однако, как ни парадоксально, столь значимая в сакральном (и политическом) отношении магистратура стала единственной «жертвой» из ординарных магистратур при переходе к Принципату, практически полностью исчезнув как самостоятельная должность12. Обращает на себя внимание, что уже первый опыт единоличной власти (диктатура Суллы) также сопровождался фактической ликвидацией цензуры, чьи функции были переданы другим магистратурам13. Таким образом, цензура оказалась наиболее тесно связанной с республиканским строем, не пережив его, в отличие от консулата.

Парадокс заключается и в том, что несмотря на высокую и, можно сказать, уникальную оценку сакрального значения цензуры обязанности цензоров, имевшие отношение к религии, были весьма и весьма немногочисленны. К важнейшим полномочиям цензоров относилась сдача государственных подрядов, в том числе тех, которые касались религии, в частности, подрядов на строительство и ремонт храмов14. Однако такие обязанности не имели специфически са-

7 Dio Cass. LV. 10. 4. Впрочем, данное распоряжение Августа, по всей видимости, так и осталось без применения: об осуществлении когда-либо этого обряда ничего не известно.

8 Liv. VII. 3. 3-9; VIII. 18. 12-13; IX. 28. б; CIL. I. Ed. 2. P. 22 (491 a.u.c.). Этот обряд четыре (или шесть) раза применялся как магическое средство для прекращения эпидемии и схожих бедствий. Другую версию высказал антиквар I в. до н.э. Л. Цинций, видевший здесь способ подсчета лет: Liv. VII. 3. б-7, ср. Fest. P. 49L, s.v. clavus annalis.

9 Выражение sanctissimus censor у Квинтилиана (Inst. or. IV. pr. 3), имевшего в виду Домициана, явно связано с личностью императора, хотя и не исключено влияние Цицерона, поклонником которого был Квинтилиан.

10 leрютатп архп (Dionys. IV. 22. 2; Plut. Aem. 38. 7).

11 le рос архп (Plut. Camil. 14. 2).

12 Август не занимал специально цензорскую должность, но осуществлял соответствующие мероприятия, обладая цензорскими полномочиями (Mommsen. Op. cit. Bd 2. S. 337. Anm. 2; Berve. Op. cit. Sp. 2051-2052). Непосредственно сама эта должность возрождалась в 22 г. до н.э. (цензоры Г. Мунаций Планк и А. Эмилий Лепид), в 47/48 гг. (император Клавдий и Л. Вителлий), в 73/74 гг. (император Веспасиан и Тит), а император Домициан являлся censor perpetuus (Mommsen. Op. cit. Bd 2. S. 338. Anm. 1, 2). Более при Империи цензура не использовалась.

13 Cic. In Caec. 8. Анализ см. Mommsen. Op. cit. Bd 2. S. ЗЗб.

14 Cic. Leg. III. 7; Liv. IX. 43. 25; X. 1. 9; XXIV. 18. 10; XXIX. 37. 2; XXXIV. 53. б; XXXVI. Зб. 4, б; XLII. 3. 7; Plut. Cato Maior. 19. 2. Cp.: Cic. Verr. I. 130; Ad fam. XIII. 11. 1. Глагол locare («сдавать в аренду») обозначал также сакральный ритуал определения и освящения места для будущего храма: Ziolkowscki A. The Temples of Mid-Republican Rome and their Historrcal and Topographical Context. Roma, 1992. P. 203-208; Сморчков A.M. Этап locatio (сакральные аспекты) при учреждении общественного храма в республиканском Риме // Древний Восток и античный мир. Труды каф. истории древнего мира истор. ф-та МГУ. Вып. б. М., 2003. С. 4б-55. Этот ритуал осуществляли и цензоры, и другие магистраты, т.е. он относился к магистратским полномочиям как таковым, а не являлся специфически цензорским: Сморчков. Этап locatio... С. 47. Прим. 5-9.

крального характера, являясь частью хозяйственных функций цензоров. В случае необходимости их могли осуществлять консулы (см. прим. 41). Лишь один подряд можно считать сакральным ритуалом, т.е. преследующим прежде всего религиозные, а не хозяйственные цели, - тот, который цензоры сдавали первым, а именно, подряд на окраску суриком статуи Юпитера Капитолийского и кормление священных гусей Юноны при том же Капитолийском храме15. Кроме того, из государственных доходов первыми ради благого предзнаменования сдавались в аренду доходы от озера, чье название означало прибыль (lucrum)^ По всей видимости, и упомянутый сакральный подряд, касавшийся Капитолийского храма, сдавался прежде остальных ради благого предзнаменования17. Можно добавить также, что одним из оснований для цензорского замечания служило отсутствие должного внимания к наследственным, т.е. родовым, святыням и могилам18, - что являлось объектом контроля со стороны понтификов19, - как и нарушение других моральных норм (лжесвидетельство, неисполнение обязанностей по отношению к родственникам и т.п.)20, связанных с религией.

Названными актами ограничивались сакральные стороны деятельности цензоров, помимо по-настоящему важной в сакрально-политическом плане церемонии lustrum. Эта церемония, завершавшая ценз, являлась практически единственной цензорской функцией действительно религиозного характера. Ее учреждение традиция относит к реформам Cервия Туллия21, которому приписывалось четырехкратное осуществление церемонии lustrum (Val. Max. III. 4. 3). После царей lustrum шесть раз осуществляли консулы22, а с 443 г. до н.э. - цензоры23. Постепенно термин lustrum стал обозначать промежуток между двумя церемониями (с конца III в. до н.э., как правило, пятилетний), а затем и любой временной интервал24. Здесь, несомненно, сказалась постепенно утверждавшаяся периодичность, хотя и не жесткая, цензов и связанных с ними люстров, а также рост значения государственных арендных договоров, обычно заключавшихся цензорами. Немалую роль сыграло и признание важности обряда для жизни гражданской общины, ведь между обрядом и характером - счастливым или нет - следующего за ним периода видели тесную связь (см. ниже).

Наиболее подробное описание подготовки к церемонии lustrum дает Варрон (LL. VI. 8б-87), чьи сведения представляют собой обширную цитату непосредственно из цензорских документов (tabulae censoriae). Как было принято в рим-

15 Plut. QR. 98; Plin. NH. X. 51; XXXIII. 111-112. Cp.: Cic. Pro Rosc. 5б.

16 Fest. P. 108L, s.v. lacus Lucrinus.

17 Lange. Op. cit. Bd 1. S. 815.

18 Dionys. XX. 13. 3; Fest. P. 466L, s.v. stata sacrificia (отрывок из речи цензора Ка-тона, который по этой причине отнял лошадь у всадника Л. Ветурия).

19 Cоответствующий материал см.: Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001. C. 128-1Зб.

20 Источники и комментарии см. Mommsen. Op. cit. Bd 2. S.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком