научная статья по теме СЕБЕКНЕФЕРУ СЕБЕККАРА - ЦАРИЦА-ФАРАОН История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СЕБЕКНЕФЕРУ СЕБЕККАРА - ЦАРИЦА-ФАРАОН»



© 2008 г.

В. А. Головина СЕБЕКНЕФЕРУ СЕБЕККАРА - ЦАРИЦА-ФАРАОН

Древним Египтом за его более чем 3000-летнюю историю правили более трех с половиной сотен царей (не строго научно называемых фараонами). В большинстве они были египтянами, хотя в разные эпохи египетский трон занимали и чужеземцы: сначала (начиная с II тыс. до н.э.) ближайшие соседи - азиаты (гиксосы), ливийцы, нубийцы, позднее, когда Египет становился частью других великих держав (с первой половины I тыс. до н.э.), - ассирийские и персидские цари, греко-македонские цари эллинистической эпохи, римские императоры. Вне зависимости от этнической принадлежности, обстоятельств прихода к власти и ее продолжительности они, начиная с середины I династии, носили титул nswt bitj - «царь Верхнего и Нижнего Египта», двойную красно-белую государственную корону, изображались согласно иконографическим канонам, в базовых чертах оформившихся к концу I династии.

Известно, что среди правителей Египта было несколько женщин, однако взгляд на их число и идентичность неоднозначен - как в собственно египетских источниках, так и у античных авторов (использовавших разные египетские традиции). Нет единства во взглядах и у современных египтологов - ввиду отсутствия единых критериев, возможность их расширительного понимания и т.п.

В круге «женщин-фараонов» оказывается разное число «кандидаток», однако чаще всего присутствует семь имен: Мернейт, Хенткаус, Нитокрис, Себекне-феру, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII), последняя царица Египта, - не египтянка, но «уроженка» Египта. Кто же из них на самом деле была первой?

Время жизни древнейшей из «претенденток» царицы Мернейт приходится на Раннее царство, середину правления I династии (ок. 3000-2890 гг. до н.э.). Хотя известно о ней немного, это несомненно одна из исключительных фигур формативного периода египетской государства.

Имя Мернейт всплыло более столетия назад в ходе раскопок Фл. Питри в Умм эль-Кааб (элитном районе абидосского некрополя). Оно было вырезано на двух стелах, найденных близь субструктуры огромной кирпичной мастабы (Y1). Мастаба, как и имя, были сначала признаны царскими, принадлежащими новому царю I династии (несмотря на отсутствие при имени обязательного для ранних царей сереха). Впоследствии, однако, стала очевидна2 принадлежность гробницы не царю, но царице Мернейт (собственно, Мер(ет)нейт - «Любимой-(боги-ней)-Нейт»), согласно главной из гипотез, - матери царя I династии Дена.

1 Petrie WM.Fl. Royal Tombs of the First Dynasty. Pt 1. L., 1900. Pl. LXIV, 6; Emery W.B. Archaic Egypt. Harmondsworth, 1961. P. 65. Fig. 29; Spencer A.J. Early Egypt: The Rise of Civilization in the Nile Valley. L., 1993. P. 82. Fig. 60.

2 Подробнее: Wilkinson T. Early Dynastic Egypt. L.-N.Y., 1990. P. 74.

Рис. 1. Оттиски печатей с именами царей I династии: а - печать царя Дена (Dreyer // MDAIK. 1987. 43. S. 36. Fig. 3); б - печать царя Каа (Dreyer et al. // MDAIK. 1996. 52. S. 72. Fig. 26). Прорисовки

Уникальные otthckh двух цилиндрических печатей, найденные в Умм эль-Кааб в 1985 г. Германской археологической экспедицией3, подтвердили эту гипотезу, отчасти прояснив историю Мернейт. Оттиски - единственные современные событиям источники, запечатлевшие перечни (короткий и полный) хоровых имен царей I династии в последовательности их правления. В «коротком» перечне на оттиске, найденном в гробнице самого Дена (рис. 1, а), после имен первых пяти царей (от Нармера до Дена) следует имя Мернейт, при этом имени каждого из царей предшествует элемент «Хор» (вплоть до Дена - единственный собственно царский титул-имя), имени Мернейт - титул mwt nsw «мать царева». Мернейт, таким образом, действительно присутствует в официальном (для времени правления ее сына, царя Дена) царском списке, но лишь в качестве «царевой матери». Говоря иначе, она могла быть лишь регентшей при малолетнем сыне-царе.

«Полный» оттиск (рис. 1, б) из гробницы Каа, последнего царя I династии, фиксирует перечень всех царей этой династии (от Нармера до Каа). Структурно и стилистически аналогичный «короткому», он отличается в главном: имени Мернейт в нем нет. Из перечня, de facto уравнивавшего ее с законными царями, имя Мернейт было изъято, скорее всего, после смерти ее сына Дена (которую от правления Каа отделяет около чуть более полувека). Эта «коррекция» и отражает утвердившуюся с конца I династии историческую традицию.

Мернейт, следовательно, была супругой (возможно, старшей, но не единственной4) сравнительно недолго правившего царя Джета и матерью Дена - одного из самых значительных в истории Раннего царства, царя-долгожителя5, правление которого отмечено многими инновациями (от административной системы до погребальной архитектуры)6. Существует правдоподобная (но не подтвержденная) гипотеза, что она также могла быть дочерью Джера7 и, таким образом, объединять собой три династических поколения. Наряду с царями Мернейт имела собственную гробницу, размерами превосходящую гробницу ее

3 Dreyer G. Ein Siegel der früzeitlichen Köningsnekropole von Abydos // MDAIK. 1987. 43. S. 36. Fig. 3; Dreyer G, Engel T.-M, Härtung U, Hikade T., Köler E, Pumpenmeier F. Umm el-Kaab. Nachuntersuchungen im Früzeitlichen Königsfriedhof. 7/8 Vorbericht // MDAIK. 1996. 52. S. 72. Fig. 26.

4 Гробница с элементами «дворцового» стиля у Назлет Батран (к югу от Гизы) приписывается матери или супруге Джета - иной, нежели Мернейт. Petrie W.M.Fl. Gizeh and Rifeh. London. School of Archaeology in Egypt. L., 1900. P. 48.

5 Dreyer G. // MDAIK. 1990. 46. S. 80. Fig. 9.

6 Lauer P. Quelques remarques syr la Ire Dynastie // BIFAO. 1966. 64. P. 176-178; White-house H. King Den in Oxford // OJA. 1987. 6. P. 261; Gordon G. Etudes sur l'Horus Den // CdO. 1990. 19; Wilkinson. Op. cit. P. 5-78.

7 Lauer. Quelques remarques... P. 175-177.

супруга и лишь на треть уступавшую гробнице Дена, самой большой в I династии8. При гробнице, имеющей, кроме погребальной камеры, также дополнительные, как будто бы также выявлено особое пространство для культовых целей9.

Таким образом, Мернейт, насколько известно, первой из цариц обладала особой привилегией - погребальным комплексом на царском некрополе10. Поскольку гробница - не просто место упокоения, но высшее выражение статуса владельца11, погребение Мернейт несомненно уравнивало ее с царями. О том же говорит помещение ее имени (хотя и с особым титулом и на время) на официальной печати вместе с предшественниками, царями de jure. В обществе своего времени она занимала исключительное положение в качестве «царской матери», а в качестве регентши при сыне-царе в период его малолетства, скорее всего, de facto правила страной.

Однако Мернейт не имела царского имени-титула; обязательного для ранне-династических царей сереха и, видимо, собственных печатей (используя печати с именем сына); не была широко известна за пределами Абидоса (судя по единичным находкам с ее именем); ее имя отсутствует в позднейших так называемых «царских списках» (даже принимая во внимание их характер - культовый, а не официальный, «исторический»12) и Туринском царском каноне, в отличие от Дена, известного по многим позднейшим источникам13. Высокий статус Мернейт проистекал лишь от ее положения «царевой матери» (первой из известных

14\

нам представительниц этого важного «института» царской власти ), и в силу этого обстоятельства из числа древнеегипетских женщин-монархов царица Мернейт должна быть, на наш взгляд, исключена.

Следующая в «списке претенденток», царица Хенткаус (конец IV(?)-V династии), также фигура исключительная в истории своего времени - середины Старого царства, почитаемая при жизни и еще более после смерти.

В династической истории Хенткаус - фигура переходного времени, стоящая в конце эпохи великих строителей гизехских пирамид и у истоков новой абусир-ской линии. Вероятная супруга Менкаура, а также мать царей - основателей V династии Сахура и Нефериркара. «Литературная» версия этих событий частично отразилась, как считается, в истории папируса Весткар.

8 См. Reinser G. The Development of Egyptian Tomb down to the Accessin of Cheops. Cambr. (Mass.), 1936. Tab. XI. P. 270.

9 Wilkinson. Op. cit. P. 146.

10 Таковым признает Абидос большинство египтологов, вернувшихся к идее Питри, высказанной до раскопок в Саккаре В. Эмери. Подробнее см. Wilkinson. Op. cit. P. 157.

11 Hoffman M. Egypt before the Pharaohs. L., 1984. P. 327 f.

12 См. Redford D .B. Pharaonic King-Lists, Annals and Day-Books. Mississauga (Ontario), 1986. P. 18 ff.; passim.

13 Его nswt bitj-имя зафиксировано в Абидосском «списке», Туринском папирусе (col. III. I. 16) и многих других текстах. См. Wildung D. Die Rolle ägyptischer Könige im Bewustsein ihrer Nachwelt // MÄS. 17. 1969. S. 21-31.

14 Официальный взгляд отражен в Палермском камне: имя «Мерет[нейт]» с титулом «царева мать» указано в «дополнительной ячейке» (rec. col. III). См. Gardiner A. Egypt of the Pharaohs. Oxf., 1961. P. 63. Предположительно, это лежит в основе утверждения Манефона (Fr. 8.10) о том, что в правление египетского царя Бинотриса/Био-фиса «было решено, что женщины тоже могут быть царями». См. Redford. Pharaonic King-Lists... P. 213.

Рис. 2. Царица Хенткаус. Южный косяк входа в гробницу в Гизе (LG 100) (Verner. The Pyramid Complex... P. 174. Fig. 85, b)

Свидетельство статуса Хенткаус - гробничный комплекс в Гизе, исследованный С. Хассаном15. При ее небольшой и необычной по конструкции гробнице (LG 100)16 (прежде приписывавшейся Шепсескафу, последнему известному царю IV династии) обнаружено траншейное захоронение «солнечной» ладьи (необходимый элемент царских захоронений, транспорт для путешествия к богам и его метафора), а также поселение (одно из древнейших спланированных) персонала, который обслуживал заупокойный культ владелицы на протяжении V-VI династий. Титул жрецов (hmw-ntr, т.е. «слуги бога») свидетельствует об ее обожествлении. Гизехский комплекс Хенткаус, таким образом, обнаруживает несомненные признаки «царского».

Но неопровержимым, казалось бы, свидетельством «царского» статуса Хенткаус являются ее изображения и титулат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком