научная статья по теме «SICUT IN EDICTUM SCRIPTUM EST». К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РИМСКО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ В ЭДИКТАХ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕЙ V-VI ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««SICUT IN EDICTUM SCRIPTUM EST». К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РИМСКО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ В ЭДИКТАХ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕЙ V-VI ВВ»



© 2013 г.

О. В. Ауров

«SICUT IN EDICTUM SCRIPTUM EST». К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РИМСКО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ В ЭДИКТАХ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕЙ V-VI вв.

Статья посвящена проблеме преемственности традиции позднеримского законодательства в романо-варварских королевствах V-VI вв. Вопреки доминирующим в историографии представлениям о сосуществовании в этот период особых правовых систем для римлян и варваров (так называемая «персональность» права), в статье приводятся доводы в пользу преобладания режима «территориального» характера правовых норм, единых для всего населения романо-варварских королевств.

Ключевые слова: романо-варварские королевства, Поздняя Римская империя, римское право, edictum, вестготы, вандалы, бургунды, франки, остготы, Тулузское королевство вестготов.

Вопрос о степени преемственности традиции постклассического римского права в законодательстве варварских королей неизменно находится в центре внимания как антиковедов, так и медиевистов. Естественно, в разные периоды и разными учеными на него давались разные же ответы. Однако к настоящему времени большинство исследователей полагает, что в качестве принципиального отличия законов правителей Варварского Запада выступает принцип «персональности» права лиц в противовес его «территориальности», свойственной посткассической римско-правовой традиции1. Иначе говоря, если императорские конституции IV-V вв. (сохранившиеся в кодексе Феодосия и в виде новелл восточных императоров Феодосия II (408-450) и Маркиана (450-457) и западных Валентиниана III (423-455), Майориана (457-461), Либия Севера (461-465) и Ан-темия (Анфимия) (467-472))2 автоматически распространялись на все население, проживавшее на территории империи (принцип «территориальности»), то в дальнейшем, в соответствии с потребностями переходного времени, сложились два отдельных, параллельно существующих законодательства - одно для варваров,

Ауров Олег Валентинович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ

1 Насколько мне известно, первым концепцию «персональности» права романо-варварских королевств предложил видный германист К.Ф. Эйхгорн, отталкивававшийся от засвидетельствованного Ф.К. фон Савиньи факта существования особого права для римлян в государстве бургундов (Eichhorn 1843, 163 ff.). Подробнее об этой дискуссии см. García Gallo 1936-1941, 172-181; D'Ors 1956, 92-96.

2 Именно в таком составе императорское законодательство IV-V вв. получило отражение в «Бревиарии Алариха» (он же - «Римский закон вестготов») - обширной компиляции положений римских правовых памятников, сохранявших практическое значение в Юго-Западной Галлии и Испании в период обнародования памятника (506 г.). Показательно, что действовавшие в Восточной империи новеллы императоров Льва (457-474) и Зенона (474-491) уже не привлекли внимания римских юристов из окружения вестготского короля Алариха II (484-506). См. LRV. Р. 254-313.

другое для романского населения (принцип «персонально сти»). Сторонники изложенной концепции утверждают, что лишь не ранее конца VI в. правовой режим вновь обрел «территориальный» характер, соответствующий условиям общества, вступившего в фазу стабилизации.

Как правило, подобные представления исходят из содержания известного положения «Бургундской правды», устанавливающего принцип исключительной подсудности галло-римлян «римским законам»3. Однако эта норма не имеет прямых аналогов в праве других романо-варварских королевств. К тому же, применительно даже к королевству бургундов, не существует никаких свидетельств существования - в противовес галло-римлянам - «собственного» права у «варваров» (прежде всего - собственно бургундов), проживавших в его границах. Именно этот факт и обусловил в свое время остроту дискуссии, развернувшейся применительно к каждому конкретному правовому памятнику, обнародованному на «варварском Западе» в V-VI вв. Ниже я сосредоточусь главным образом на одном из таких документов - законах вестготского короля Эвриха (466-484/485), правителя Тулузского королевства вестготов. Этот конкретный памятник интересен, прежде всего, как неотъемлемая часть самого широкого историко-правового контекста, без учета которого решение проблемы «территориальности»/«персональности» права бывших провинций Западной империи периода V-VI вв. представляется невозможным.

ЗАКОНЫ ЭВРИХА КАК ЭДИКТ

Начало (а вместе с ним и оригинальное название) памятника утрачено, однако его «эдиктальный» характер давно и прочно признан в литературе4. Это определение базируется на однозначном замечании А. д'Орса, утверждавшего, что «название, которое на самом деле имел этот свод законов, нельзя считать неизвестным. Вероятно, он именовался "Edictum (cfr. Fragmenta Gaudenziana 7) Eurici regís"»5; что же касается термина «кодекс», то его применение к названию законов Эвриха носит условный характер и призвано лишь подчеркнуть его соотношение с позд-неримским Кодексом Феодосия6 (который он заменил на территории Тулузского королевства). Это основополагающее замечание основывается на содержании седьмой главы так называемых «фрагментов Гауденци» - остатков юридического комментария или эдикта, состоящего из 14 глав и сохранившегося в единственной рукописи Х в. (British Library Add Ms. 47676), опубликованной в 1886 г. А. Гауденци, а затем, в 1968 г. - Дж. Висмарой и С. Коркораном7. В данном случае важен тот факт, что седьмая главка «фрагментов», содержащая прямую отсылку к эдикту (...sicut in edictum scriptum est), имеет явные параллели с содержанием одного из сохранившихся законов Эвриха8.

3 Lex Gund. [8]: Inter Romanos vero... sicut a parentibus nostris statutum est, Romanis legibus praecipimus iudicari.

4 См., например: Gibert 1968, 11.

5 D'Ors 1956, 113.

6 D'Ors 1956, 113.

7 Gaudenzi 1886, 5-227; Fragmenta Gaudeziana 1902, 469-472; Vismara 1968; Fragmeta Gaudenziana 2012.

8 Fr. Gad. 7: «De Filiis ante patrem mortuis. Si cuicumque moriatur filius eius antequam ille moriatur, et relinquant ei filii nepotes, ita ut unus relinquat unum filium, et alius relinquat plurimos, et moriatur postmodum auus illorum intestatus, ille unus talem portionem accipiat ex hereditatem aui sui, qualem et aliiplurimi qui de fratre illius nati sunt... sicut in edictum scriptum

Время издания эдикта Эвриха следует обобщенно определить 70-ми годами V в.9 Высокую оценку ему в своей «Истории готов, вандалов и свевов» дал Исидор Севильский, считая этот памятник первыми письменными законами вестготов10. Известно, что эдикт стал одним из источников обширной кодификации вестготских королей, обнародованной около 654 г. королем Рецесвинтом (649-672) и известной как «Вестготская правда», или, точнее, «Книга приговоров» (Liber Iudiciorum) - по названию, наиболее часто встречающемуся в рукописях11. Что же касается оригинального текста памятника, то он частично сохранился в виде 26-страничного палимпсеста латинской рукописи (Cod. Rescrip. Paris. Lat. 12161), написанной унциальным письмом и, вероятно, происходящей из Нарбоннской Галлии. В XVIII в. кодекс находился в собрании парижского монастыря св. Германа (Сен-Жермен), а затем попал в Национальную библиотеку (Париж), где и находится до сих пор. Ранее палимпсест неоднократно издавался (в 1847 г. - Ф. Блюме12, в 189413 и 1902 гг.14 - К. Цёймером и, наконец, в 1960 г. А. д'Орсом; это издание использовано и в настоящей статье15).

Текст эдикта представлен в виде фрагментов в оригинальной нумерации (276300, 305-312, 319-323, 327-329 и 331-336), объединенных в шесть ненумерованных титулов, четыре из которых имеют названия, имеющие прямые параллели в заглавиях титулов «Книги приговоров»16; названия еще двух титулов не сохранились,

est». Cfr. Fr. Par. CCCXXVII. 3. Si vero qui moritur filios, nepotes et pronepotes relinquerit, ipsi omnes habeant facultates, ea condicione servata ut nepotes ex eo filio qui patre superstite mor-tuus fuerit integram de avi bonis quam fuerat pater eorum, si vixisset, habiturus percipia<n>t portionem» (значительная часть этого титула утрачена). [Fr. Gad. 7: «О сыновьях, умерших раньше отца. Если у кого-нибудь когда-нибудь умрет его сын раньше, чем умрет он сам, и сыновья оставят ему внуков так, что один оставит одного сына, а другой - нескольких, и после этого их дед умрет не оставив завещания, тот один пусть получит такую же долю, как те несколько, которые были рождены от его брата... в соответствии с тем, что написано в эдикте». Ср. Fr. Par. CCCXXVII. 3: «Если же умерший оставит сыновей, внуков и правнуков, все они пусть получат имущество с соблюдением того условия, чтобы внуки от того сына, которого пережил отец, получили из дедовского имущества полную долю, которую получил бы их отец, если бы был жив»]. Cfr. autem: LI. IV. 2. 8 (Ant.).

9 В литературе предлагаются самые разные датировки издания памятника, так или иначе соотносящиеся с 470 г. Не входя в детали дискуссии, ограничусь лишь перечислением основных версий: Х. Гарсия Гонсалес - 468 г., А. д'Орс (и вслед за ним А. Иглесия-Феррей-рос) - около 476 г., Х.М. Перес-Прендес - 480 г. См. García González 1956, 701-705; D'Ors 1956, 112-113; Iglesia Ferreiros 1977-1978, 151; Pérez Prendez 1991, 69-71.

10 Isid. Hist. Goth. 35.

11 О рукописной традиции «Книги приговоров» см., например: Попова 2012, 108-115.

12 Blüme 1847.

13 Legum codicis Euriciani fragmenta... 1894, 1-19.

14 Legum codicis Euriciani fragmenta... 1902, 1-32.

15 D'Ors A. El Código de Eurico. Ed., palingenésia, indices. Roma-Madrid, 1960 (Estudios visigóticos. II).

16 Речь идет о следующих титулах: «De commendatis vel commodatis» (=LI. V. 5: «De commendatis vel commodatis»): fr. CCLXXVIII-CCLXXXV; «De venditionibus» (=LI. V. 4: «De commutationibus et venditionibus»): fr. CCLXXVI-CCCIV; «De donationibus» (=LI. V. 1-3: «De ecclesiasticis rebus», «De donationibus generalibus»; «De patronum donationibus»): fr. CCCV-CCCXVII; и, наконец, «De successionibus» (=LI. IV. 2: «De successionibus»): fr. CCCXX-CCCXXXVI (fr. CCCXXVI, fr. CCCXXX отсутствует, fr. CCCXXXI-CCCXXXII сильно повреждены).

однако они могут быть более или менее точно восстано

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком