научная статья по теме СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ Философия

Текст научной статьи на тему «СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ»

Сотериологическое знание в индуистском тантризме

С.В. ПАХОМОВ

Как и других индийских религиозно-философских системах, в индуистском тантризме придается огромное значение понятию духовного знания (джняна). Именно такое знание позволяет обрести освобождение (мокша, мукти) от неведения, кармы и сансары. Знание - сама природа Атмана (Брахмана), поэтому "познание Атмана" означает постоянное и осознанное пребывание в нем. Сотериологическое знание идентификационно по своей природе. Благодаря ему индивид прекращает считать себя обособленным существом и осознает себя как проявление высшего начала. В обретении знания сказываются два подхода к проблеме освобождения. Первый, аскетический, связан с достижением контроля над чувственной сферой; второй, собственно тантрический, ориентирован на преображение, одухотворение чувственности. Одной из основных особенностей чисто тантрического отношения к знанию является стремление представить различные его аспекты прямо в ходе психотехнической практики.

Like other Indian religious and philosophical systems, Hindu Tantrism attaches great importance to the concept of spiritual knowledge (jnana). It is this knowledge allows to obtain liberation (moksha, mukti) from ignorance, karma and samsara. Knowledge is the very nature of Atman (Brahman), so that "knowledge of Atman" means a permanent and conscious residence in it. Soteriological knowledge is identificational in its nature. Thanks to it, the individual ceases to be considered himself as a separate person and is aware of himself as a manifestation of the supreme principle. In attainment of knowledge there are two approaches to the problem of liberation. First, an ascetic one, is associated with the achievement of control over the sensual sphere; second, in fact tantric, is focused on a transformation, spiritualization of sensuality. One of the main features of a purely tantric attitude to knowledge is the desire to present the various aspects of it immediately in the religious practice.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сотериология, знание, индуистский тантризм, освобождение.

KEY WORDS: soteriology, knowledge, Hindu Tantrism, liberation.

К середине I тыс. н. э. на Индостане сложились условия для появления такого самобытного и интересного феномена индийской духовной жизни, как индуистский тантризм (индуистская тантра). Развиваясь в рамках уже известных к тому времени традиций

© Пахомов С.В., 2015 г.

(вишнуизм, шиваизм и особенно шактизм), этот религиозный стиль достаточно скоро завоевал большую популярность, значительно потеснив нетантрические способы медитативного созерцания и ритуального поведения. Тем не менее во многих отношениях тантризм сохранил лояльность к некоторым ключевым религиозно-философским положениям, выработанным в предшествующие столетия и без особых изменений принял их в свой мировоззренческий арсенал. К таким базовым положениям, имевшим огромное значение для тантризма, относилось и представление о духовном знании (jñana, vidya). В настоящей статье освещаются такие вопросы, как значение, специфика, содержание, метафорика, психопрактические элементы знания в индуистском тантризме; позже мы надеемся разобрать и другие аспекты этой темы.

Разнообразные идеи, касающиеся такого основополагающего сотериологического инструмента, как знание, развивались в религиозно-философских традициях Индии издревле. Среди них, в частности, была и идея, что одни лишь теоретические, умственные спекуляции имеют только относительную ценность; с высшей точки зрения они бесплодны и бессмысленны, потому что не помогают духовному освобождению. В связи с последним М. Элиаде замечает, что "для индийцев истина-в-себе не обладает никакой ценностью. Она становится ценностью только благодаря сотериологической направленности: знание истины помогает человеку освободиться" [Элиаде 2012, 54].

О роли знания впервые заговорили тексты брахман, превознося его как средство, позволяющее обрести плод жертвоприношения. Те, "кто так знает" (ya evam veda), могут достичь любых миров и получить все, что возжелают1. Собственно, благодаря такому превознесению знания в брахманах формируется ведийская парадигма как таковая, устанавливается несокрушимый авторитет ключевых "знаниевых" текстов - священных вед; более того, само слово "веда", если согласиться с М. Хаугом, возникает именно из формулы ya evam veda [Семенцов 1981, 107, 115]2. Линию рассуждений брахман продолжили упанишады. Постижение абсолютного начала оказывается здесь одновременно и его достижением, поэтому такое постижение - особого рода. На первое место в диапазоне познавательных операций выходит не логическое умозаключение и, конечно, не чувственное восприятие, поскольку объект постижения превышает возможности органов чувств, - а интуитивное, внерациональное, мистическое, экстатическое схватывание истины3, совпадающее с "самооткрыванием" Атмана после "умолкания" всех органов чувств. Таким образом, джня-на представляет собой одновременно и пассивный, и активный процесс, производящий в познающем субъекте радикальные перемены. Джняна - целостное, практическое, живое схватывание истинной сути бытия. В качестве примера такого постижения можно напомнить известный эпизод из "Чхандогья-упанишады" (VIII. 7-12), в котором к богу Праджа-пати приходят "учиться Атману" Индра, представитель богов, и Вирочана, представитель асуров. Оба ученика заранее и чисто теоретически знали, что Атман - это бессмертное начало, не знающее зла, печали, голода, жажды... Но это "знание" еще не было джняной в полном смысле слова: оно являлось скорее незнанием (avidya), поскольку представляло собой просто информацию, которую невозможно было никак применить. И только после длительного обучения у наставника (характер этого обучения в тексте не раскрыт и о нем можно только строить догадки) один из учеников, Индра, смог совместить теоретическую информацию с подлинным практическим знанием, которое по форме значительно совпадало с первоначальной "теорией", но несло более глубокий, позитивный, преображающий заряд, выводящий из-под маховика кармы; см.: [Чхандогья-упанишада 1992].

Стоит отметить, что на санскрите слово сат (sat) обозначает и "нечто существующее", "реальное", и "настоящее", "подлинное", "истинное". Иными словами, знающий истину живет самой этой истиной и действует, говорит изнутри нее же - отсюда и притягательность подобной позиции для индийского сознания. При этом возраст знающего не имеет большого значения. Независимо от количества прожитых лет, человек знающий уже по определению является "отцом", несведущий - "ребенком"4.

Некоторые исследователи вообще отказываются связывать древнее понятие джняны с понятием знания, потому что, по их мнению, «брахманистская, или по крайней мере ведан-тистская, джняна есть состояние бытия, а не состояние знания; корень джня в его ведан-

тистском смысле имеет отношение не к когниции, а к неопровержимой интуиции единой, всеохватной целостности, которой ничто не может сопротивляться. Впрочем, и термин "интуиция" тут не вполне адекватен, потому что он подразумевает интуирующего субъекта и интуируемый объект, в то время как ведантистская джняна не терпит никаких подобных дихотомий» [Бхарати 1992, 16]. Впрочем, мы все же полагаем, что в эвристических целях удобно продолжать пользоваться именно термином "знание", поскольку оно также относится к бытию индивида, а не только к уровню его психоинтеллектуального развития. Так понятое знание достаточно близко, на наш взгляд, понятию "гнозис", развитому в некоторых мистико-эзотерических традициях Средиземноморья в начале новой эры.

Упанишады помогли сложению и укреплению ведийской парадигмы и сформировали столь прочную смычку между знанием, бессмертием и освобождением5, что та с тех пор не подвергалась никакому оспариванию. Тантра естественным образом включилась в эту парадигму, приняв ее фактически без изменений. По словам П.Ч. Чакраварти, "тантры по сути совпадали с упанишадами в вопросах, касающихся джняны и мукти" [Чакраварти 1937, 97]6.

Значение знания

Тантристы и йогины придают огромное значение понятию духовного знания. В "Ши-ва-самхите" (I. 1), в частности, утверждается, что "знание едино, вечно, без начала и конца, это истина, и кроме него, ничего не существует". (См.: [Шива-самхита 1914]). Джняна -это непосредственное, интуитивное (sàksàtkàra), а не опосредованное, выводное знание, и также это не знание, порожденное чтением литературы. Это в полном смысле слова практичное и в высшей степени эффективное знание. Оно божественно, всеобъемлюще и универсально. От такого знания невозможно отпасть и после смерти, пишет кашмирский тантрический мыслитель Абхинавагупта (X-XI вв.) в трактате "Парамартхасара" (93): «Но как только у него [возникает] знание, восходит его истинное "я" - такое, какое оно есть [по своей природе], и уже не меняется [даже] с наступлением смерти»7. Это знание изначально заложено в человеческой природе, и весь секрет его обретения заключается в том, чтобы вывести его на свет, сделать явным для сознания. Тантрические школы признают, что "освобождение проистекает из мудрости, которая укоренена [в человеке] и потому не может быть произведена никакими внешними средствами. Все эти многочисленные тантрические техники призваны просто очистить зеркало сознания, с тем чтобы оно правдиво отражало вездесущую Реальность, что позволит врожденной мудрости засиять без какого-либо искажения" [Фойерштайн 1998, 10].

В тантризме, как и в предшествующих ему традициях, знание предшествует освобождению (мокше) не только хронологически, но и логически, будучи ее причиной. Именно знание позволяет обрести освобождение8; более того, без знания освобождение вообще невозможно. Как объясняет в 1 главе "Тантрасары" Абхинавагупта, "знание есть причина мокши, ведь оно прекращает неведение, причину зависимости" [Абхинавагупта 1918, 2]. Отмечая тот факт, что джняна является "ключевым понятием теологической системы Аб-хинавагупты", Х.П. Альпер также полагает, что "через джняну открывается путь к соте-риологическому повороту, то есть к узнаванию полной истины" [Альпер 197

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком