научная статья по теме СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧЁНОГО ОТ "ЭСКАПИСТА” ДО "МЕНЕДЖЕРА” Философия

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧЁНОГО ОТ "ЭСКАПИСТА” ДО "МЕНЕДЖЕРА”»

Социальные роли учёного от "эскаписта" до "менеджера"*

Е.О. ТРУФАНОВА, А.Ф. ЯКОВЛЕВА

В статье рассматривается взаимоотношение между двумя социальными ролями учёных: "эскапистом" и "менеджером". Показывается, что процесс научного творчества требует от учёного, с одной стороны, быть "эскапистом" (т.е. погружаться с полной самоотдачей в мир научного творчества, игнорируя ряд социальных обстоятельств), а с другой стороны - "менеджером" (т.е. управлять научным процессом на разном уровне - от индивидуальных грантов до выполнения высших административных функций в научных организациях). Демонстрируется, что умение учёного выступать в роли "менеджера" необходимо для обеспечения взаимопонимания между научным сообществом и обществом в целом. Делается вывод о том, что в современной ситуации необходима разработка таких форм организации науки, которые будут учитывать разные возможности выполнения учёными разных социальных ролей в спектре между "эскапистами" и "менеджерами".

The article deals with the interrelations between two social roles of the scienitsts: "escapist" and "manager". It is shown that the process of scientific creativity demands that the scientist should be "escapist" on one hand (i.e. the scientist should immerse itself completely into the world of scientific creativity, ignoring the social environment) and "manager" on the other hand (i.e. the scientist should manage the scientific process on different levels - from individual grants to the high-level administrative functions in scientific organizations). It is demonstrated that the ability of the scientist to act as a "manager" is necessary to provide the mutual understanding between the scientific society and society on the whole. The article concludes that it is necessary in the present situation to develop such forms of science organization that will take into account different possibilities to perform different social roles by the scientists in the spectrum between "escapists" and "managers".

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научное сообщество, интеллектуальный труд, эскапизм, управление, менеджер, социальная роль учёного, научный проект, администратор, образ учёного, научное творчество.

KEY WORDS: scientific society, intellectual labour, escapism, management, manager, social role of the scientist, scientific project, administrator, image of the scientist, scientific creativity.

* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 12-33-01098 "Научное творчество как объект междисциплинарного анализа" под рук. акад. В.А. Лекторского (2012-2014). Supported by Russian Foundation for Humanities, Project № 12-33-01098 "Scientific Creativity as an Object of Interdisciplinary Research" © Труфанова Е.О., Яковлева А.Ф., 2015 г.

Занятие наукой представляет собой особый вид деятельности, обладающий уникальной спецификой. Это деятельность, направленная на познание мира, которая требует полного погружения в предмет исследований (в противном случае она не может стать продуктивной). Долгое время она рассматривалась лишь как проявление высшей человеческой способности - разума и понималась как ценная сама по себе. Однако в условиях техногенного общества наука функционирует уже как особый социальный институт, который обязан учитывать общественные интересы, а не следовать путями чистого познания мира. Все большую роль начинает играть прикладной аспект, противопоставляются фундаментальные и прикладные науки, обсуждается проблема технонаук. Опуская их специфику, мы будем исходить здесь из предположения, что учёный как представитель интеллектуального труда реализует свою социальную роль (а точнее - роли) схожим образом в разных типах наук.

В современной ситуации учёный должен сочетать две социальных роли. Для осуществления научного поиска он должен быть своего рода "эскапистом", "бежать от мира" ради исследования. Однако он должен не только создавать отчет о проделанной научной работе, но и составлять четкие планы исследований, а также обосновывать принципиальную полезность своей работы, т.е. должен стать "менеджером" своих проектов. Эти две роли могут сочетаться различным образом. Речь в данном случае идет не о социальных ролях в строго социологическом смысле этого понятия, а о степенях вовлеченности учёного в социально-политические процессы, осознания требований общества к его труду и результатам этого труда, а также к методам проведения научных исследований и их результатам. Мы исходим из предположения, что между учёным и другими членами общества существует определенный "разрыв понимания", связанный со спецификой научно-творческой деятельности. Учёный нуждается в обществе в той же степени, в какой общество нуждается в его труде. В поиске взаимопонимания вырабатываются разные способы преодоления существующего "разрыва". В качестве двух крайних полюсов мы предлагаем рассматривать учёного-"эскаписта" и учёного-"менеджера". Один из главных вопросов, который мы хотим поставить в связи с этой темой, заключается в следующем: как совместить свободу творчества учёного и социально-политический запрос на науку?

Однако прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, следует подробнее рассмотреть, что мы понимаем под эскапизмом учёного и выполнением им функций менеджера.

Наука - призвание или профессия?

Профессия учёного не всегда была в строгом смысле профессией. Долгое время занятия наукой играли скорее роль проведения досуга, и лишь поворот к технократическому обществу и становление классической науки в Новое время изменили отношение к статусу научных занятий. На протяжении многих веков человеческой истории то, что мы сейчас называем занятиями наукой, относилось либо к сфере сакрального и мистического (обладатели знания - шаманы, маги, жрецы, монахи, священники, алхимики и др.), либо к сфере праздного любопытства. Можно вспомнить аристотелевское "философия рождается из удивления" и отметить, что и наука рождается точно так же. Источником научного знания является изначально не социальный или политический запрос, а стремление удовлетворить собственное любопытство относительно той или иной загадки природы. Следуя за своим любопытством, ученый погружается в особый мир, отличный от мира обыденного знания, который он разделяет с другими людьми, и таким образом становится эскапистом. Под эскапизмом мы понимаем здесь не отказ от социальной активности, а уход от непосредственного мира повседневности в мир научных проблем, которые могут представляться ученому более важными, нежели актуальные проблемы окружающего его общества.

Отношение к ученым как к людям "не от мира сего" появляется на заре становления античной науки. Показательными являются исторические анекдоты из жизни одного из первых античных философов (здесь философ выступает как представитель античной нау-

ки, т.е. как учёный в нашем понимании) - Фалеса Милетского, рассказанные Платоном и Аристотелем. Целый большой фрагмент диалога "Теэтет" со знаменитым сюжетом о Фалесе, засмотревшемся на звёзды и упавшем в колодец, посвящен образу ученого-эскаписта: "Одно лишь тело его пребывает и обитает в городе, разум же, пренебрегши всем этим как пустым и ничтожным, парит надо всем, как у Пиндара, меря просторы земли, спускаясь под землю и воспаряя выше небесных светил, всюду испытывая природу любой вещи в целом и не опускаясь до того, что находится близко" [Платон 1993, 230]. Сократ в "Теэтете" рассуждает о том, какое странное впечатление такой человек производит на окружающих, насколько он, говоря современным языком, социально не адаптирован. Этот образ философа, "витающего в эмпиреях" и оторванного от обыденной повседневной жизни, сохранялся на протяжении многих столетий и жив до сих пор. В современной массовой культуре такие образы гениальных, но совершенно не ориентирующихся в простых бытовых вещах и социальных отношениях людей становятся весьма популярными: врач-диагност Хаус из американского сериала "House M.D.", детектив (с явным интересом к естественным наукам) Шерлок Холмс в британском сериале "Sherlock", созданном по мотивам рассказов Конан-Дойля, физик-теоретик Шелдон Купер из американского ситкома "The Big Bang Theory". Разница жанров этих сериалов только демонстрирует, насколько популярно именно такое представление об учёных.

Аристотель показывает и другую сторону Фалеса, сумевшего применить дар предвидения и практическую смекалку, предсказав богатый урожай оливок и сняв все маслобойни в округе [Аристотель 1984]. Таким образом, Фалес показал себя с двух сторон - учёного-эскаписта, увлеченного миром науки и не видящего мира повседневности, и крайне практичного учёного-менеджера, умеющего использовать знания для получения материальной выгоды. Однако, как подчеркивает Аристотель, получение выгоды не относится к сфере интересов истинного философа.

В период становления классической науки философия и наука оставались во многом уделом свободных граждан, имевших достаточно времени для досуга, чтобы потратить его на удовлетворение любопытства. Однако в современном обществе занятия наукой являются разновидностью интеллектуального труда, и сообщество ученых становится профессиональной кастой, "делающей науку" не только в свободное от других забот время и по велению души, а в качестве наемных работников, получающих за свой труд зарплату. В таких условиях учёный не может оставаться в "башне из слоновой кости", он должен учитывать не только личный исследовательский интерес и творческий порыв, но и тот социокультурный контекст, в котором работает, и тот социальный (или коммерческий) заказ, который гарантирует оплату его труда.

Современный учёный не может оставаться чистым эскапистом, независимым от общества, в том числе и потому, что наука ныне требует огромных финансовых вложений в техническое оборудование, проведение экспериментов, полевых исследований и т.д. Вряд ли в мире найдется достаточно Тони Старков1, чтобы обеспечить полноценное развитие науки. Автономия университетов и академий наук уже давно является автономией лишь в ограниченном круге вопросов. Современная наука, вопреки постулируемым идеалам свободы научного поиска, н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком