научная статья по теме СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Философия

Текст научной статьи на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Совершенствование человека

25 ноября 2014 года в Институте философии РАН состоялись XIVмеждународные Фро-ловские чтения "Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий)", приуроченные к 85-летию со дня рождения академика Ивана Тимофеевича Фролова. Организаторами мероприятия выступили Институт философии РАН, Российское философское общество, журналы "Вопросы философии" и "Человек".

Открывая чтения, директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов в своем вступительном слове отметил, что творческое наследие И.Т. Фролова обширно и многогранно, дает основание для осмысления многих актуальных проблем. Так, Иван Тимофеевич давно занимался вопросами совершенствования человека и связывал данное направление с современной наукой. В этой связи выступающий предложил создать при ИФ РАН координационный орган для обсуждения проблемы человека с различных точек зрения и связать его с именем И.Т. Фролова. На одном из следующих Фроловских чтений можно было бы вернуться к идее воссоздания в том или ином виде Института человека.

Почетный директор ИФ РАН академик В.С. Степин выступил с докладом "Трансгуманизм и проблема социальных рисков". Он отметил, что И.Т. Фролов уже в 1980-е годы сформулировал проблему будущего человека в связи с бурным развитием новейших технологий. Сегодня возникло направление технологического улучшения человека, переноса его духовных качеств на иные носители, что дало бы возможность продлить его духовную жизнь и победить смерть. Новые перспективы, намечаемые трансгуманизмом, связаны с биотехнологиями. Они акцентируют внимание на возможностях замены органов человеческого организма, использования чипов, которые возьмут на себя функции поврежденных участков мозга, управления генами. Представители данного движения утверждают, что тот уровень бытия, который был создан природой, уже исчерпал себя. Поэтому необходимо целенаправленно совершенствовать природный продукт, выходить за пределы человека и человеческой истории. Это приведет к созданию постчеловека как нового существа, который будет покорять вселенную успешнее, чем мы с вами. Однако надо серьезно разобраться с рисками, которые грозят в этой связи человеку. Как только возникла техника, зародилась и идея изменить самого себя. Но есть ли предел, который заставит человека ограничить стремление к совершенствованию?

Генетическая перестройка организма человека обещает продление жизни. Однако неизвестно, как изменение одного гена скажется на геноме индивида в целом. Ведь мутации непредсказуемы... Перспективы улучшения когнитивных способностей таят в себе множество опасностей.

Бессмертие якобы достижимо за счет сохранения духовной жизни человека на цифровых носителях. Представители трансгуманизма предлагают сохранить личность "в компьютере". Но, по мнению докладчика, это уже не будет человеческой жизнью, ибо последняя невозможна без культуры и коммуникации. Фактически это приведет к созданию рядом с нами другой, компьютерной цивилизации. Возможно ли и нужно ли сие? Ведь, помимо прочего, будет уничтожена и интимная составляющая личной жизни. Культура и телесность неразрывно связаны друг с другом, и если это единство разрушить, то человечество столкнется с множеством бед. Изменение способов воспроизводства человека серьезно повлияет на культуру. На этом пути нас поджидают риски, которые необходимо сначала хорошенько осмыслить.

Д-р филос. наук, главный научный сотрудник ИФ РАН В.Г. Федотова выступила с докладом на тему: "Есть ли предел техническому совершенствованию: вопросы к обществу". Выступающая сформулировала интересную проблему: почему сами ученые нередко обращаются к обществу с вопросом о границах использования науки, несмотря на большие ожидания от нее? В качестве примеров таких обращений следует назвать "Манифест Рассела-Эйнштейна" (1955) и "Потсдамский манифест" физика, профессора Х.-П. Дюрра и двух его коллег (2005). Обсуждение значимости и безопасности науки для общества в форме публичного социального знания проходит на страницах журнала "Кадмус" (США).

Оценивая прогнозы развития научно-технологических циклов, выступающая показала, что в российском обществе преобладает тенденция, направленная на описание аграрной, промышленной, информационной и нанотехнологической революций. Что будет далее - не обсуждается.

Между тем китайский ученый Хе Чуаньци рисует картину будущего - открытие новых измерений пространства и времени, которые создают фантастические возможности и вместе с тем сигнализируют об опасностях постчеловеческого мира. В этом мире достижение индивидуального бессмертия путем пересаживания человека в новые тела соседствует с потерей человеческой сущности. Люди, по мнению ученого, станут специализированными биологическими телами. Будучи последовательным сциентистом, Хе Чуаньци настаивает на важности обсуждения этой проблемы, чтобы не допустить негативных изменений в человеке.

В отличие от него, американский ученый Э. Дрекслер верит, что нанотехнологическая революция - это продолжительный этап перехода к атомарно точным производствам, ведущим к всеобщему благоденствию, здоровью и процветанию.

В заключение выступающая пришла к выводу, что в настоящее время конвергенция КВ1С-технологий развивается без обращения к фундаментальным основам междисциплинарного знания: если многие фонды финансируют развитие технологий, то на фундаментальные исследования деньги не выделяются. Когда ученые просят общество быть осторожней с открытиями, они сами не знают, что делать и чего не делать. И тут на помощь им должны прийти гуманитарии.

В своем выступлении чл.-корр. РАН, главный научный сотрудник ИФ РАН Б.Г. Юдин поддержал идею академика А.А. Гусейнова о воссоздании исследовательской структуры, которая носила бы название "Институт человека". Он также подчеркнул необходимость наблюдать, фиксировать и обсуждать проблемы, которые порождает симбиоз человека и технологий, человека и машины, отметив, что в мире уже накоплен определенный опыт в этой области. Например, Комитет по биоэтике Совета Европы уделяет большое внимание воздействию новых био-, нано- инфо- и когнитивных технологий на идентичность человека, его самосознание и на трактовку его прав и достоинства. Предлагаемые сегодня многочисленные трактовки "улучшения" человека и постчеловеческого будущего уже оказывают существенное влияние на наше понимание человека, его возможностей и его будущего.

Выступающий также напомнил, что академик И.Т. Фролов призывал к осторожности в оценке всякого рода технологических воздействий на человека. Не отрицая в целом перспективы его усовершенствования, Фролов относился критически к идеям фабрикуемого человека и видел в них угрозу основополагающим человеческим ценностям.

В докладе профессора Китайского народного университета Ань Циняня (Пекин) "Человек в глобальном мире и конфуцианство" был сформулирован тезис о том, что в условиях глобализации Китай несет политическое единство всему миру на основе конфуцианства. В обществе нет и не может быть равенства: оно подобно природе, где есть небо и земля. Поэтому основная ценность - это сотрудничество людей на разных этажах иерархии. Гармоническое общество - это многообразная сеть, где каждый человек занимает свое место. Ритуал поддерживает гармонию: не следуя ритуалу, нельзя достичь стабильности. Самосовершенствование, согласно Конфуцию, заключается в том, чтобы преодолеть себя и сознательно выполнять правила гармонии.

В Китае конфуцианские идеи поддерживали стабильность общества на протяжении 2000 лет. Современная кризисная цивилизация нуждается в новой философии. Академик И.Т. Фролов говорил об этизации научного поиска, а конфуцианство - об этизации жизни. Сегодня задача заключается в том, чтобы соединить конфуцианство и русскую философию и создавать новое ценностное знание.

Д-р филос. наук, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН П.Д. Тищенко прочитал доклад на тему: "Об идолах и идеалах биотехнологического совершенствования человека". Он проанализировал давний спор с технократическими идеями о человеке как кибернетической системе. Приняв основной аргумент выдающихся отечественных философов Э.В. Ильенкова и Ф.Т. Михайлова о том, что человек больше машинных представлений любых своих качеств, П.Д. Тищенко, однако, иначе чем они, подошел к трактовке творчества. Любое конкретно-научное представление мысли докладчик называет идолом в том смысле, что мысль о предмете абстрагируется от связи с творческим усилием частного мыслителя. Понятие "субъекта", по мнению выступающего, относится к сфере объективации, при этом онтологически изначален и творчески могущественен конкретный (частный) живой человек.

Далее докладчик перешел к проблеме здравоохранения. Здоровье - это идеал (согласно определению ВОЗ). А идолы - те нормы, которые опредмечивают идеал в практике здравоохранения. Этим показателям люди поклоняются: идолы играют огромную положительную роль в поддержании здоровья. Регулятивные идеи в идолах превращаются в конститутивные. Модель мышления подменяет само мышление. Мысль объективируется в вещественных носителях - нейронных сетях, кибернетических устройствах типа авата-ра, понятиях субъекта и т.д. Творческое биотехнологическое улучшение человеком самого себя осуществляется в двух планах - в качестве человека могущего (ученого-изобретателя) и в качестве предмета преобразования, улучшения психических и соматических свойств. Биоэтика соучаствует в культивировании человека-творца, наделяя его чувством и пониманием моральной ответственности. Она продвигает нормативное регулирование в общество и тем самым формирует более совершенную социальную среду развития науки.

Д-р филос. наук, главный научный сотрудник ИФ РАН П.С. Гуревич выступил с докладом на тему: "Редукционизм как соблазн наук о человеке". Он полагает, что современные науки о человеке - биология, психология, социология - отвергают многое в прежней научной картине мира. В настоящее время пересматриваются традиционные представления о таких фундаментальных понятиях философии, как жизнь, разум, человек, природа, существов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком