научная статья по теме «СЦИПИОНОВА ЛЕГЕНДА» В АНТИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««СЦИПИОНОВА ЛЕГЕНДА» В АНТИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ»

© 2008 г.

Т. А. Бобровникова

«СЦИПИОНОВА ЛЕГЕНДА» В АНТИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

ципионова легенда» - одна из загадочных страниц в истории Римской республики. Она рисует Сципиона Африканского Старшего любимцем богов, сыном бога, человеком, постоянно общающимся с богами. Существование подобной легенды о римлянине Средней республики уникально. Ее возникновение нельзя объяснить военными заслугами Сципиона. Ничего подобного не рассказывали ни о победителе Пирра Дентате, ни о Катуле, закончившем I Пуническую войну, ни о благочестивом современнике Сципиона Фабии Максиме. Традиция обожествления складывается в Риме только начиная с Цезаря и Августа. Но, во-первых, легенды о них представляли собой искусственно создававшийся официоз. Во-вторых, обожествление первых императоров происходило по образцу, выработанному на эллинистическом Востоке. Для римлян того времени был один образец монарха - монарх эллинистический, считавшийся богом на земле. Уникальным следует признать также бытование «Сципионовой легенды» сразу у трех народов - испанцев, греков и римлян1, религиозные верования и восприятие божества у которых во II в. до н.э. сильно рознились.

«Сципионова легенда» - очень сложный комплекс представлений. Можно выделить в ней несколько основных компонентов: 1) чудесное рождение героя; 2) боговдохновенность Сципиона, его постоянное общение с богами; 3) апофеоз после смерти.

Важно не забывать, что различные компоненты легенды появились в разное время. Еще при жизни героя его деятельность была окружена ореолом чудесного, идея апофеоза появилась уже после его смерти, согласно нашей гипотезе, во многом благодаря деятельности поэта Энния2. Перед исследователем встает несколько задач. «Сципионова легенда» проходит через всю античную литературу, от Полибия до Аммиана Марцеллина. Нужно понять причины ее возникновения, восстановить ее первоначальный вид и выделить наслоения последующих эпох. Целью настоящей работы является комплексный источниковедческий разбор «Сципионовой легенды». Наряду с нарративными письменными источниками нами были использованы сравнительные материалы современной этнологии и фольклористики. Последними антиковеды до сих пор необоснованно пренебрегали3.

1 Polyb. X. 2-3; App. Iber. 73; 88. См. также HaywoodR.M. Studies on Scipio Africanus. Baltimore, 1933. P. 13.

2 Бобровникова T.A. Сакрально-правовые и философские взгляды Квиита Энния // Ius antiquum. Древнее право. 1997. № 1(2). C. 40-44.

3 О важности фольклора для интерпретации «Сципионовой легенды» говорят ее отдельные компоненты, находящие себе параллели в устном народном творчестве, например «чудесное рождение», выделяемое фольклористами как одно из структурообразующих элементов сказки. Подробнее об этом см. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

«С

Важнейшим источником по истории «Сципионовой легенды» служит Поли-бий. Наряду с Геродотом и Фукидидом он принадлежит к числу наиболее авторитетных античных историков. Его сочинение по праву славится своей точностью и достоверностью. Однако при его анализе нередко забывают о влиянии на повествование Полибия определенной религиозно-философской концепции. Принимать безоговорочно все оценки историка столь же нелепо, как верить, что Крез пострадал за грех Гигеса (как бы мы ни почитали Геродота).

Труд Полибия посвящен завоеванию Римом Средиземноморья. Поэтому такое внимание в нем уделено характеру и деятельности Сципиона, начавшего это завоевание. Интересно, что рассказ о герое начинается с историографического экскурса, что в целом не характерно для античности. Наряду с письменными Полибий использовал устные свидетельства современников. Как известно, историк был воспитателем Сципиона Эмилиана, приемного внука Сципиона Африканского, и долгие годы жил в его доме. Он был лично знаком с вдовой Сципиона, его дочерями, обоими зятьями и шурином, победителем Македонии Эми-лием Павлом. Но самым ценным своим источником он считал рассказы Гая Лелия (Polyb. X. 3. 2-3). Историк объясняет, что Лелий был не только самым близким другом великого полководца, но единственным человеком, которому он открывал все свои планы. От других Сципион их тщательно скрывал, поэтому все его действия производили на окружающих впечатление неожиданных, хотя на самом деле были хорошо продуманы. Во всех кампаниях Сципиона Лелий был его ближайшим помощником. Кроме того, он имел доступ к архиву Сципиона и читал его письма (Polyb. X. 9. 3). Таким образом, историк стал единственным сохранившимся передатчиком прижизненной версии «легенды».

Хотя Полибий прибыл в Рим в 168 г. до н.э., через 15 лет после смерти Сципиона, о знаменитом полководце уже существовала большая литература на латыни и греческом. В исторических сочинениях как раз господствовала «Сципионо-ва легенда»4. Между тем Полибий со всей беспощадностью всегда изгонял сверхъестественное из своей науки. «Необходимо изобличать и осмеивать привнесение в историю сновидений и чудес»5, - писал он. Поэтому, столкнувшись с распространенным убеждением о чудотворстве и сверхъестественности Сципиона, историк решил развенчать этот образ, который глубоко возмущал его. Он начинает свое повествование с критики.

Сципион, заявляет Полибий (X. 2. 5), не получал никакого вдохновения свыше. Каковы его доводы? Прежде всего историк исходит из общих абстрактных положений о возникновении религии, согласно которым религия была изобретена мудрыми законодателями для того, чтобы держать в узде невежественную толпу. Если бы все государство состояло из мудрецов в религии не было бы нужды (VI. 56. 10-12). Ведь мудрецы ведут себя соответственно нравственным нормам. Поэтому сначала историк доказывает, что Сципион был мудрецом (X. 2-3). Отсюда следует неопровержимый вывод: Сципион не был сам религи-

4 Р. Хейвуд считает, что многие из этих сочинений были написаны не просто при жизни Сципиона, но еще до 190 г. до н.э., когда Сципион познакомился с Филиппом Македонским. Филипп уже читал их, а потому так заинтересовался Сципионом (Haywood. Op.cit. P. 10).

5 Polyb. XII. 12b. 1. См. также XVI. 12. 5. «Всеобщая история» Полибия везде в статье цитируется в переводе Ф.Г. Мищенко.

озным человеком, но «симулировал» божественное вдохновение, т.е. рассказывал окружающим о никогда не виденных им снах и якобы слышанных голосах. Иными словами: как мудрец придумывает религию, чтобы держать в узде чернь, так Сципион придумывал свою боговдохновенность, чтобы держать в узде войско и диких иберов. Не случайно Полибий сравнивает Сципиона с Ликур-гом, который как мудрый законодатель-обманщик выдавал свои планы за откровение Аполлона (X. 2. 11).

Свою теорию об обмане мудрецами суеверной толпы Полибий применяет к историческим фактам, подробно останавливаясь на двух случаях, в которых принято было видеть свидетельства общения Сципиона с богами. Это эдилитет Сципиона и взятие Нового Карфагена. Почему историк выбрал эти два факта? Существует мнение, что он знал только их из «Сципионовой легенды»6. Однако это не так. В своей «Истории» он говорит о снах Сципиона и о голосах, причем о голосах дважды (X. 2. 9; 5. 5). Между тем в обоих упомянутых выше случаях речь идет только о снах. Далее, Полибий сообщает, что, по общему мнению, Сципион «поднял родное государство на такую высоту силой сновидений и вещих голосов» (X. 2. 9). Эдилитет относится к ранней юности Сципиона и, конечно, став эдилом, он не поднял Рим на «такую высоту». Взятие Нового Карфагена - большая удача, но все-таки это только первый шаг к покорению Испании. Только победив Ганнибала, Сципион действительно поднял родное государство на небывалую высоту.

Мы полагаем, что Полибий не собирался излагать в своем сочинении всю легенду, поскольку считал ее известной. Как было сказано, он начинает именно с критики ставших общим местом в тогдашней науке фактов. Напомню также, что он не считал свое сочинение популярным и обращался только к образованному читателю (IX. 1. 1-5). Два случая выбраны неслучайно и очень удачно. Первый показывает, как у Сципиона, тогда совсем юного, родилась мысль морочить людей своими видениями. Взятие Нового Карфагена показывает, как он в первый раз применил это искусство в серьезном деле. Кроме того, взятие Нового Карфагена считалось самым необъяснимым из «чудес» Сципиона. Выигранную битву можно объяснить удачным расположением войск, гениальным планом, здесь же вмешались силы природы. Этот случай был широко известен в эллинистическом мире. Недаром о нем лично спрашивал у Сципиона царь Филипп Македонский в 190 г. до н.э., т.е. через 19 лет после самого события. Поэтому вся схема Полибия была бы признана неудачной, если бы он не смог растолковать это «чудо».

Начнем с эдилитета. Согласно Полибию, старший брат Сципиона баллотировался в эдилы. Сципиону было всего 18 лет. Он понял, что у брата нет никаких шансов, и решил выставить свою кандидатуру сам. Но он был слишком юн и не знал, как посмотрит на это мать. Тогда он сказал ей, что видел вещий сон: он и его брат оба становятся эдилами. Мать отвечала, что была бы счастлива, если бы это случилось. Сципион наутро пошел на выборы. Расположенный к нему народ избрал его, а ради него и брата. Когда они оба возвратились эдилами, мать уверовала в боговдохновенность сына. Между тем сон был целиком выдуман (X. 4-5).

6 Haywood. Op. cit. P. 28-29.

В литературе уже давно установлено, что рассказ этот неверен от начала и до конца. Во-первых, Сципион был старшим, а не младшим братом7. Во-вторых, эдилом он стал в возрасте не 18 лет, а 238. В-третьих, коллегой его по эдилитету был не брат, а Цетег9. В-четвертых, брат его стал эдилом на несколько лет позднее. И последнее: в то время, когда он баллотировался в эдилы, Сципион отнюдь не был мальчиком, боящимся матери, - он уже командовал армией, и на юге Италии чеканили монету с его изображением10. Согласно анналистиче-ской традиции, отраженной у Ливия, он спас римское войско после битвы при Каннах. Таким образом, это не было мальчишеской авантюрой - его заслуги позволили ему претендовать на магистратуру.

Перейдем теперь к событиям у Нового Карфагена. Подробный разбо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком