научная статья по теме СВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ В ДЕЛЬФЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОСВЯЩЕНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ В ДЕЛЬФЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОСВЯЩЕНИЙ»

© 2008 г.

О. В. Кулишова

СВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ В ДЕЛЬФЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОСВЯЩЕНИЙ*

Заметное и прочное место в исследованиях Пьера Видаль-Накэ занимала дельфийская тема, в ее интерпретации французский историк продемонстрировал много новых подходов и неожиданных решений. Укажем лишь на один сюжет: «Дельфийская загадка, или О марафонском постаменте». Этот очерк, впервые увидевший свет в 1967 г., был включен автором в сборник «Черный охотник» (1981), один из лучших научных трудов признанного мэтра французской науки о древности, и широко известен теперь читателю в нашей стране по русскому переводу этого издания1. Среди множества важных и интересных проблем, связанных с историей Дельфийского святилища и оракула, мы также, следуя за П. Видаль-Накэ, остановимся на теме посвящений, которая активно исследовалась в последние десятилетия на основе различных методологических подходов.

Священные дары в Дельфы известны нам как по описаниям античных авторов, так и по археологическим и эпиграфическим материалам. При этом обнаруженные археологами вотивные предметы по большей части часто не засвидетельствованы в дошедшей до нас античной традиции. Со своей стороны, красочно и подробно описанные древними писателями многочисленные посвящения Аполлону в Дельфы не находят отражения в археологическом материале. Тем не менее исследователям удалось отыскать немало примеров счастливого соответствия (в одних случаях бесспорного, в других - весьма сомнительного) дельфийских находок сохранившимся упоминаниям в литературе. Особенно впечатляющими подобного рода успехи выглядят, когда речь идет о наиболее знаменитых приношениях в Дельфийское святилище (например, о посвящении аргосцев - статуях Клеобиса и Битона).

Не умаляя значения результатов масштабных раскопок в Дельфах, особо укажем на ценность литературных свидетельств, которые часто содержат не только описание посвящений, но и указания на обстоятельства, при которых они были сделаны, их последующую судьбу, имя жертвователя и т.д. Заметим все же, что характер этих упоминаний весьма различен; в целом, хотя сообщения о посвящениях в Дельфы в античной литературной традиции и многочисленны, но в основном делаются по случаю и носят отрывочный характер. Наиболее пространные и значимые указания мы встречаем у Геродота, в труде которого, как известно, Дельфы занимают особое место. В качестве очевидного примера назовем подробное описание Геродотом посвящений в Дельфы, сде-

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект 08-06-00391-а «Системный анализ и методы исследования античных религий (опыт базы данных)». Ряд положений данной статьи нашли отражение в докладе, прочитанном автором на Международной конференции «Античность и современность» (Москва, 25-27 сентября 2007 г.), посвященной памяти двух выдающихся французских историков - Жан-Пьера Верна-на и Пьера Видаль-Накэ.

1 Видаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.

ланных лидийским правителем Крезом или самими эллинами после Греко-персидских войн. Множество сведений сохранили и авторы более позднего времени, из которых важнейшими являются писатели II в. н.э. - Плутарх, в последние годы своей жизни исполнявший обязанности жреца в Дельфах, и ученый путешественник Павсаний, труд которого содержит подробный рассказ о святилище Аполлона.

Этот богатый, пусть и разрозненный материал неоднократно использовался и анализировался в исследованиях о Дельфах. Прежде всего укажем на труды обощающего характера. Из наиболее значимых работ последних десятилий, посвященных описанию священного участка Аполлона в Дельфах и его памятников с учетом новейших археологических материалов и их интерпретации, следует назвать «Путеводитель по Дельфам» (1991), составленный французскими учеными, и работу немецкого исследователя М. Мааса «Античные Дельфы. Оракул, сокровища и памятники» (1993)2.

Один из самых очевидных подходов к анализу этого разнообразного материала, который используется и в этих трудах, и в работах по отдельным аспектам дельфийской тематики - его систематизация по различным основаниям: формам художественного воплощения (здания сокровищниц, скульптура, мелкая пластика и др.), материалу (из наиболее ценных материалов дарители отдавали предпочтение золоту, серебру и мрамору), а также назначению, тематике, содержанию, хронологии, географии посвятителей, местоположению на территории священного участка и т.д. В качестве наиболее типичных и значимых священных даров в Дельфы исторического времени выделяются статуи. Сам владыка святилища и оракула в Пифо - Аполлон - был представлен во множестве таких посвящений, впечатляли посетивших Дельфы изображения других персонажей греческого пантеона - Зевса, Лето, Афины, Артемиды, Геракла, а кроме того, знаменитых военачальников и победителей на Пифийских состязаниях. В Дельфах демонстрировали также пластические изображения животных (львов, волков, быков и др.). Важнейшую часть составляли посвящения в честь одержанных побед (например, захваченное оружие врага). В качестве древнейших даров называются предметы культа (треножники, различные чаши и котлы), которые сохраняли свою значимость в качестве даров и в позднейшие времена. Особым видом посвящений Пифийскому богу были сокровищницы различных греческих общин на территории священного участка.

На основании описаний и традиционных интепретаций материала о посвящениях в Дельфы было сделано много важных наблюдений, особенно в отношении наиболее ранних и спорных страниц дельфийской истории. Например, именно множество вотивных изображений женского божества (многочисленне терракотовые фигурки микенского времени) заставляет исследователей сделать вывод о том, что первоначально в Дельфах поклонялись женскому божеству3. Характер и частота посвящений в крупнейшие святилища эллиннов -Олимпию и Дельфы - на заре архаической эпохи дают возможность в сравнении оценить интенсивность и особенности культовой деятельности в этих святи-

2 Guide de Delphes: Le sité / Ed. J.-F. Bommelaer, D. Laroche. P., 1991; Guide de Delphes: Le museé / Ed. O. Picard. P., 1991; Maass M. Das antike Delphi. Orakel, Schätze und Monumente. Darmstadt, 1993. Из работ отечественных исследователей см. Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972.

3 Maass. Das antike Delphi... S. 126; Guide de Delphes: Le museé. P. 10 ss.

лищах после ее упадка и почти замирания в эпоху Темных веков: в Олимпии этот процесс активизировался раньше, но в Дельфах проходил интенсивнее4.

В качестве еще одного примера приведем исследование вопроса о связях Дельфийского святилища и росте его авторитета в Элладе и за ее пределами в архаический и раннеклассический периоды. Как следует из литературной традиции и археологических материалов, приношения в Дельфы приходили не только из различных частей греческого мира, но и из других областей, порой довольно отдаленных (самые известные по ценности и масштабам - уже упомянутые приношения лидийского правителя Креза). Конечно, сведения об этих посвящениях широко использовались при изучении вопроса об отношении Дельф с зарубежными правителями, прежде всего лидийскими царями, и в предшествующие десятилетия5. Однако в новейшей статье Ф. Каплана именно этот материал положен в основу исследования данной проблемы, о чем свидетельствует и название работы - «Посвящения в греческие святилища иноземных царей в VIII-VI вв. до н.э.»6. Последовательный анализ посвящений фригийских, лидийских, египетских и персидских правителей становится для исследователя основой восстанавливаемого им сложного комплекса связей между греческими святилищами и ближневосточными владыками. Кроме того, как в случае с Крезом, описание у Геродота именно посвящений лидийского царя и ссылки на эти посвящения в современных и более поздних поэтических и исторических текстах, по мнению Ф. Каплана, заставляют оставить всякие сомнения в историчности рассказа о Крезе. Очевидно, исследователь имеет в виду подробность и тщательность Геродота в описании посвящений, ведь древнегреческий историк не только указывает вес и размеры предметов, их первоначальное расположение, но и сообщает о дальнейшей судьбе посвящений, о конкретном ущербе, нанесенном им пожаром 548/7 г. до н.э., их перемещениях, а также о том, как они были расположены на священном участке в его время.

Возвращаясь к характеристике важнейших направлений в изучении темы дельфийских посвящений, укажем, что постоянным также является интерес к этой теме в ее искусствоведческом аспекте, так как большинство священных даров в Дельфы являются значимой частью художественной традиции древних, уникальными произведениями искусства.

Однако подробнее мы бы хотели основиться на намеченных и разработанных в последние годы новых подходах к исследованию этого материала, подходах, которые строятся на основе междисциплинарных исследований и связаны с социологическими штудиями и культурной антропологией7. Любопытными для нашей темы являются результаты обращения к более общей проблеме обмена

4 Morgan C. Athletes and Oracles: the Transformation of Olympia and Delphi in the Eight Century B.C. Cambr., 1990. P. 45 ff., 106, 137 ff.; Maass. Das antike Delphi... S. 126.

5 White M.E. Herodotus' Starting-Point // Phoenix. 1969. XXIII. P. 39-48; Heuss A. Motive von Herodots lydischem Logos // Hermes. 1973. CI. S. 385-419; Parke H.W. Croesus and Delphi // GRBS. 1984. XXV. P. 209-232; Burkert W. Das Ende des Kroisos: Vorstufen einer herodoteischen Geschichtserzahlung // Catalepton. Festschrift fur Bernard Wyss zum 80. Geburtstag / Hrsg. von Chr. Schaublin. Basel, 1985. S. 4-15; Flower H.I. Herodotus and Delphic Traditions about Croesus // Georgica. Greek Studies in Honor of George Cawkwell / Ed. M.A. Flower, M. Toher. L., 1991. P. 57-77.

6 Kaplan Ph. Dedications to Greek Sanctuaries by Foreign Kings in the Eighth through Sixth Centuries BC // Historia. 2006. 55. 2. S. 131-152.

7 См., например: Godelier M. Das Rätsel der Gabe. Geld, Geschenke, heilige Objekte. Munchen, 1999; Jaquemin A. Offrandes monumentales à Delphes. Athènes-Paris, 1999; Rosenberger V. Grie

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком