научная статья по теме СВЯТИЛИЩА ЗЕВСА В ЙАНАЛ МЕВКИИ И ЭРИКЛИ МЕВКИИ: ЭПИКЛЕСЫ БОЖЕСТВА И ХАРАКТЕР КУЛЬТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВЯТИЛИЩА ЗЕВСА В ЙАНАЛ МЕВКИИ И ЭРИКЛИ МЕВКИИ: ЭПИКЛЕСЫ БОЖЕСТВА И ХАРАКТЕР КУЛЬТА»

© 2014 г.

Е. Н. Андреева

СВЯТИЛИЩА ЗЕВСА В ЙАНАЛ МЕВКИИ И ЭРИКЛИ МЕВКИИ: ЭПИКЛЕСЫ БОЖЕСТВА И ХАРАКТЕР КУЛЬТА

В статье рассматриваются материалы из двух сельских святилищ Зевса, действовавших во II-III веках нашей эры на территории Северной Фригии в областях древних городов Аморион и Аппия. Посвящения в этих святилищах делались в основном Зевсу, почитаемому с эпиклесами ÄXonvö^, Пешрф0 и 'Орохюреьтп? (в первом святилище) и АрлеХеитп? и ©аА.А.05 (во втором). В статье приводится анализ эпитетов и функций этих божеств: Зевс ÄXonvö^ и nexapnvö^ был в первую очередь богом-целителем, а Зевс Ä^neleixn? и ©аХХо^ - покровителем домашнего скота и имущественного благополучия почитателей этого божества.

Ключевые слова: Малая Азия, Фригия, провинция Азия, II-III века н.э., сельские святилища Зевса, вотивные стелы, эпиклесы Зевса.

Традиция постановки погребальных и вотивных стел, а также стиль и мотивы рельефов, которыми они были украшены, пришли на территорию Фригии в римское время из греческих городов, расположенных на западном побережье Малой Азии. Распространение греко-римского художественного стиля во внутренние регионы Анатолии было обусловлено развитием римской административной системы, основанием новых римских поселений, в том числе и связанных с добычей мрамора, на территории Центральной Фригии1. Местное производство стел и других вотивных предметов, подражающих греческим образцам, началось во II в. н.э., а его подъем связан с началом массового использования подобных предметов во второй половине этого столетия2. Несмотря на очевидное сходство с прототипами, рельефы, сделанные местными мастерами, обладают уникальными стилистическими особенностями, которые позволяют определить, в каком регионе был произведен тот или иной предмет.

Вотивы, посвященные богам в сельских святилищах местными жителями, представляют собой ценный источник для изучения религиозных практик сельских жителей. Такими характерными для сельской местности посвящениями являются вотивы, посвященные богам из двух святилищ, которые находились на территории Северной Фригии, в областях городов Аморион (ныне Эмирдаг) и Аппия, входивших в состав римской провинции Азия. Все известные на данный момент предметы из этих святилищ составили единый корпус, изданный Томасом Дрю-Бером и его соавторами в 1999 г.3

Андреева Евгения Николаевна - аспирантка Института всеобщей истории РАН. Благодарю А.И. Иванчика, И.А. Макарова, С.Ю. Сапрыкина и С.Р. Тохтасьева за замечания и предложения к статье.

1 Lochman 1999, 28.

2 Lochman 1999, 31.

3 Drew-Bear, Thomas, Yildizturan 1999 - номера, используемые для обозначения вотивных предметов в данной работе, соответствуют номерам предметов в этой публикации.

Рис. 1. Святилища Зевса АХст^ос; и Петар^ос; (близ Курудере) и Зевса Ар,леЯе(тпс; и ©аААос;

(близ Акча Кей)

Первое святилище находилось в местечке Йанал Мевкии ^апа1 Меуки), отождествляемом с древней Петарой, в 2,5 км от деревни Куруцере (КигМеге) в совр. турецкой провинции Афьонкарахисар, к юго-западу от древнего Аморио-на (рис. 1). Посвящения здесь делались в основном Зевсу, почитавшемуся с эпи-клесами ААапУо;, Петар^о; и 'Орохюреьтп;. Первую стелу, посвященную Зевсу Петар^о;, опубликовал еще в 1887 г. Уильям Рамсей4, а Зевсу ААопуо; - Кольдер в 1910 г.5 Но только после массовых находок посвящений этим двум божествам и шести посвящений Зевсу Орохюреьтп; было убедительно доказано, что святилище, где почитался и Зевс ААопуо;, и Зевс Петар^о;, располагалось именно в Йанал Мевкии, в долине верхнего течения реки Тембрис (ныне река Порсук -Рогеик СаУ1)6.

4 Ramsay 1887, 501, № 70.

5 Calder 1910, 241, № 15. Полный список публикаций вотивных предметов обеих групп см. Drew-Bear, Thomas, Yildizturan 1999, 406-412.

6 Drew-Bear, Naour 1990, 1915-1921. Так как первая стела была найдена Рамсеем и Стер-неттом в деревне Байлыджа, рядом с которой находятся античные развалины, этот памятник и был идентифицирован ими с древней Петарой, где располагалось святилище Зевса nexapnvôç - «Зевса Петарского». Что касается святилища Зевса ÀXonvôç, то оно локализовалось в совр. деревне Кемеркая (ранее называлась Чогу; рядом находятся развалины древнего города Аппола), так как Кольдер видел там два посвящения этому божеству (Calder 1910, 241, № 15), а позже, в 1939 г., опубликовал еще одно, найденное в 20 км от Кемеркаи (MAMA VI, № 387). Эта локализация была принята и Луи Робером, который в 1963 г. опубликовал еще одно посвящение Зевсу nexapnvôç (Robert 1963, 123). Таким образом, долгое время считалось, что посвящения Зевсу ÀXonvôç и Зевсу nexapnvôç происходили из двух разных святилищ. Однако случайная находка жителями деревни Курудере большого количества вотивов, посвященных этим божествам, опровергла это мнение. Первым о ней

Второе святилище, вотивы из которого представлены в корпусе, также находилось в долине верхнего течения реки Тембрис, в местечке Эрикли Мевкии (ЕпкН Меуки), в 6,5 км от деревни Акча Кей (Ак^а Коу), т.е. рядом с древней Аппией, в округе Алтынташ (А1й^а§) совр. турецкой провинции Кютахья (рис. 1)7. Большая часть этих предметов посвящена Зевсу АцяеА,еггп< и Зевсу 0аА,Ао<. Первый бюст, посвященный Зевсу 0аА,А,о<, был опубликован в 1970 г.8, а первая стела, посвященная Зевсу Ацле^егсп«, - в 1974 г.9

Вотивы из святилищ в Курудере и Акча Кей отличаются друг от друга как типологически и стилистически, так и хронологически. В корпус Томаса Дрю-Бе-ра, Кристины Томас и Мелека Йылдызтурана входят 609 предметов, однако 10 из них происходят из святилищ других божеств10. Принадлежность этих предметов к тому или другому святилищу была определена исходя из стилистических соображений11.

Из 609 предметов каталога надписи есть на 299, а в 106 случаях степень сохранности предмета не позволяет установить, была ли на нем надпись. Таким образом, как минимум половина вотивов из этих двух святилищ была снабжена надписями, а не меньшая часть, как утверждают издатели12.

Абсолютное большинство вотивов, опубликованных в корпусе Дрю-Бера, изготовлены из мрамора, что необычно для подобных посвящений13. Оба святили-

сообщил Лютфи Туйрул в 1966 г. (Tugrul 1966, 177), опубликовав 15 до этого неизвестных посвящений Зевсу AXonvoç, четыре - Зевсу nexapnvoç, два - Зевсу 'Opoxropeixnç и еще четыре - богам с несохранившимися эпиклесами. Все эти предметы хранились в Стамбульском музее, и, публикуя их, Туйрул отметил, что еще множество подобных предметов хранится в музеях Анкары и Кютахьи, причем все они происходят из одного святилища: согласно музейным инвентарям, они попали в музеи в результате именно тех непрофессиональных раскопок близ Курудере, т.е. в 7 км к северу от Кемеркаи. В начале 80-х годов Томас Дрю-Бер и Кристиан Наур подготовили к публикации статью «Divinités de Phrigie», в которой доказывали, что и Зевс AXonvoç, и Зевс nexapnvoç в регионе, прилегающем к горному массиву Эмирдаг, почитались в одном святилище, а не в двух разных, однако эта публикация увидела свет лишь в 1990 г. (Drew-Bear, Naour 1990).

7 Drew-Bear, Naour 1990, 1915-1921.

8 Eyice, Thierry 1970, 74.

9 Bloesch 1974, № 334. Четыре года спустя Эльза Гибсон опубликовала два фрагмента стел, на которых не сохранилось надписей, но стиль рельефов которых однозначно указывал на их близость к прежде опубликованным посвящениям Зевсу ©aA.A.oç и Зевсу Ap.nel£Îxnç. Помимо этого, она опубликовала один бюст Зевса с посвятительной надписью Зевсу ©aA.A.oç (Gibson 1978, 235-236). В 1979 г. были опубликованы еще четыре стелы, происходящие из этого святилища (§ahin 1979, № 630, 631), а в 1983 г. Луи Робер опубликовал еще несколько новых вотивов этой группы: один, посвященный Зевсу Opoxropeixnç, четыре - Зевсу ©aXXoç, четыре - Зевсу АрлеШхп? и еще шесть с несохранившимися надписями (см. Robert 1983, 523, 535). Само святилище было локализовано Томасом Дрю-Бером и Кристианом Науром (Drew-Bear, Naour 1990).

10 Большинство опубликованных в каталоге предметов хранятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Кроме того, в каталог входит 37 ранее не публиковавшихся предметов из Археологического музея Кютахьи, 18 - из музея Афьонкарахисара и 26 уже публиковавшихся стел с надписями из Стамбульского археологического музея. Помимо этого 42 предмета происходят из других музеев и частных коллекций, рассеянных по всему миру.

11 Drew-Bear, Thomas, Yildizturan 1999, 17.

12 Drew-Bear, Thomas, Yildizturan 1999, 18.

13 Drew-Bear, Thomas, Yildizturan 1999, 13.

ща находились поблизости от мраморных карьеров (знаменитые каменоломни Докимея рядом с Аморионом и мраморные карьеры близ города Соа недалеко от второго святилища14). При добыче мрамора оставалось множество маленьких не пригодных для строительных целей обломков, которые, очевидно, можно было приобрести по невысокой цене и которые идеально подходили для изготовления небольших вотивных предметов.

Согласно хронологии, предложенной Томасом Лохманом15, самые ранние из известных вотивов, посвященных Зевсу ААопуо; или Петар^о; в святилище в Йанал Мевкии, относятся к 160/170 годам н.э. Массовый же материал датируется 180-210 годами. После этого времени святилище, очевидно, перестает функционировать16.

Судя по имеющемуся материалу, святилище в Эрикли Мевкии начало функционировать позже, чем святилище Зевса ААопуо; и Петар^о;: самые ранние вотивы здесь датируются 180-190 годами н.э., а самые поздние - 240-250 годами17.

Обсуждаемые вотивы дают широкие возможности для изучения на конкретном примере самых разнообразных аспектов сельских культов Центральной Малой Азии, таких, как этническая принадлежность дедикантов, их основные мотивы для обращения к богам, семейное положение и социальный статус посвятителей, уровень грамотности сельского населения, художественные особенности вотивных предметов, наиболее характерные иконографические типы изображений богов и самих посвятителей и др. Однако мне бы хотелось остановиться в этой статье на происхождении и значении эпиклес, под которыми почитались божества святилищ в Йанал и Эрикли Мевкии, а также на возможном круге их функций.

I. Zей<; ААспуо; и Zей<; Петар^о;

В. Кол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком