научная статья по теме ТРИ НАДПИСИ ФИАСОВ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ТАНАИСА (НОВЫЕ ДАННЫЕ О ГРЕКО-ИРАНСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ТАНАИСЕ ДОПОЛЕМОНОВСКОЙ ЭПОХИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРИ НАДПИСИ ФИАСОВ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ТАНАИСА (НОВЫЕ ДАННЫЕ О ГРЕКО-ИРАНСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ТАНАИСЕ ДОПОЛЕМОНОВСКОЙ ЭПОХИ)»

ПУБЛИКАЦИИ

JUTUTJTuimjuTJTumj^

© 2008 г.

А. И. Иванчик

ТРИ НАДПИСИ ФИАСОВ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

ИЗ ТАНАИСА

(Новые данные о греко-иранском взаимодействии в Танаисе дополемоновской эпохи)1

В фондах Археологического музея-заповедника «Танаис» хранятся три фрагмента близких между собой надписей, происходящих из раскопок на городище разных лет. Все они выполнены на тщательно заглаженной лицевой стороне известняковых плит или блоков весьма сходным шрифтом. Буквы вырезаны по линиям предварительной разметки, однако достаточно небрежно, их высота внутри строк варьирует. Для начертания букв характерно использование лунарных форм сигмы и эпсилона, курсивных альфы и омеги, каппы с несомкнутыми гастами. Начертания букв и манера исполнения надписей настолько близки между собой, что можно предполагать, что они были выполнены в одной мастерской, если не одним и тем же резчиком. Характер письма позволяет датировать все три надписи II - первой половиной I в. до н.э. (ср., например, КБН 27).

Таким образом, речь идет о древнейших надписях, до сих пор обнаруженных на территории Танаиса. Как известно, долгое время надписи, предшествующие I в. н.э., в Танаисе известны не были. В 1970 г. Д.Б. Шелов писал: «Тот факт, что до сих пор, несмотря на очень значительный объем проведенных на Недвиговском городище работ, не было найдено ни одного обломка надписи, который можно было бы отнести к дополемоновскому времени, заставляет думать, что и в дальнейшем такие надписи найдены не будут, что в Танаисе обычай высекать надписи на камне возник уже только в первые века нашей эры»2. Эти пессимистические слова были опровергнуты даже раньше, чем были опубликованы: первая эллинистическая надпись была обнаружена в Танаисе в 1969 г. К сожалению, эта находка ускользнула от внимания как Д.Б. Шелова, так и других исследователей Танаиса, надпись так и не была опубликована и пролежала в фондах музея в забвении почти 40 лет. Впервые на присутствие в Танаисе эллинистических надписей обра-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 05-01-01063а («Свод древнегреческих надписей Танаиса»). Благодарю С.Р. Тохтасьева, высказавшего ряд ценных замечаний при обсуждении рукописи этой статьи.

2 Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в III-I вв. до н.э. М., 1970. C. 199.

Рис. 1. Надпись из раскопок 1969 г. (АМЗТ, инвентарный № КП7(7)/АТГ)

тил внимание только Ю.Г. Виноградов, опубликовавший одну из них в 1995 г.3 (см. о ней ниже, № 3).

Итак, первый фрагмент (инвентарный № КП7(7)/АТГ) был обнаружен в 1969 г. на раскопе IV, в выбросе к западу от помещения Т в мешаном слое (полевой № 1131). Надпись нанесена на блок желтоватого известняка, размеры фрагмента 10.1 х 6.9 см, сохранившаяся толщина 4.4 см (рис. 1). Лицевая сторона блока тщательно заглажена, остальные оббиты. Сохранившиеся размеры эпиграфического поля 9.2 х 6.1 см, оно оббито со всех сторон. Высота букв 1.0-1.6 см, среднее расстояние между строк 0.4 см. На фрагменте сохранились остатки пяти строк надписи.

3 Arsen'eva T.M., Böttger B, Vinogradov Ju.G. Griechen am Don. Die Grabungen in Tanais 1994 // Eurasia Antiqua. 1995. 1. S. 216. Abb. 2 = Арсеньева T.M., Бетгер Б, Виноградов Ю.Г. Новые исследования в Танаисе // ВДИ. 1996. № 2. С. 63-65. Рис. 5.

[- - -]

[— 6i]aaeiT [ai ol nepl lepea tov Seiv a таи Seiv oç] [— Kal naxépa au]vôôo[u tov Seiv a tou Seiv oç] [— Kal] фlÀa[yaбov tov Seiv a touj Seiv oç] [— Kal ve]a>KÓp[ov— ]

[- - - ].v Ku [- - -] [- - - ]

Перевод: «[...] фиаситы [во главе со жрецом таким-то, отцом си]нода [таким-то,] фила[гатом таким-то, не]окором [таким-то...]».

Благодаря первой строке жанр текста определяется надежно: речь идет о надписи фиаса, частного культового сообщества. Как обычно в надписях этого жанра в ее начале перечисляются лица, занимавшие в фиасе руководящие должности - жрец, отец синода и филагат. Все эти должности хорошо известны по уже опубликованным надписям фиасов, происходящим с Боспора, в том числе из Танаиса. Более неожиданно выглядит появление слова veœKopoç в четвертой строке. В фиасах, существовавших на территории Северного Причерноморья, подобная должность до сих пор не была известна, за исключением единственного случая: в гермонасской надписи фиаса КБН 1054 эпохи Котиса II (123/4-132/3 гг.) упоминается vaKopoç. В данном случае «накор», видимо, был главой фиаса: его имя стоит первым перед именем жреца, в других случаях возглавляющим список руководителей фиасов. В близкое время одну из главных, если не главную, должность в ассоциации почитателей Матери богов в Лидии, обозначавшейся словом SoUU ^oç4, занимала r| vauKopoç (TAM V. 1. 179. 4, датирована 172/3 г. н.э., ср. TAM V. 1. 269. 4). В танаисской надписи, напротив, не-окор упоминается в конце списка, после жреца, отца синода и филагата. Можно полагать поэтому, что в фиасе, поставившем эту надпись, также существовала должность неокора, но она была менее значимой.

Такое различие в двух разновременных надписях вполне соответствует общей тенденции развития значения этого слова, которая прослеживается по другим источникам. Слово veœKopoç (варианты: vaKopoç, vaoKopoç, vauKopoç, veoKopoç, vaoKopoç, vetOKopoç) и практически синонимичное ZaKopoç первоначально обозначали представителей храмового персонала не самого высокого уровня. Их роль и значение в разных святилищах могли существенно различаться, и уже в IV в. до н.э. в некоторых из них (например, Артемиды Эфес-ской) этим термином мог обозначаться и верховный жрец, однако это было скорее исключением. Вероятно, довольно высоким был и статус неокора городского культа Артемиды в карийском Амизоне, как явствует из городского декрета 321/20 г. до н.э. (он, однако, не был ни жрецом, ни храмовым казначе-

4 См. о ней: Buresch K. Aus Lydien. Epigraphisch-geographische Reisefrüchte. Lpz, 1898. S. 58-72; Sokolowski F. Lois sacrées de l'Asie Mineure. P., 1955 (Ecole Française d'Athènes. Travaux et Mémoires des anciens membres étrangers de l'Ecole et de divers savants. 9). P. 52; Robert L. Reliefs votifs et cultes d'Anatolie // Anatolia. 1958. 3. P. 127-128. № 100 (= OMS I. 426); Herrmann P. Ergebnisse einer Reise in Nordostlydie. Wien, 1962 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phi.-hist. Klasse, Denkschriften. 80). S. 3738; Lane E.N. Corpus monumentorum religions dei Menis. III. Interpretations and Testimonia. Leiden, 1976 (EPRO. 19). P. 34-37; Petzl G. Vier Inschriften aus Lydien // Studien zur Religion und Kultur Kleinasiens. Festschrift für Friedrich Karl Dörner zum 65. Geburtstag am 28. Ferbruar 1976 / Ed. S. §ahin, E. Schwertheim, J. Wagner. Leiden, 1978 (EPRO. 66). S. 748-754.

ем)5. Согласно декрету, неокор был назначен по предложению сатрапа и утвержден дельфийским оракулом, причем в связи с этим назначением он и его сын, бывшие, очевидно, персами (они носят имена BayaSax^Q и 'Аршрацп^), получили права гражданства и ряд привилегий (ателию, проедрию и др.). C течением эллинистической эпохи значение неокоров повсюду растет, и на рубеже нашей эры это слово уже становится почетным титулом достаточно высокопоставленных персон, связанных с разными культами, в том числе и с императорским. Тогда же этот термин начинает переноситься и на города, становясь прежде всего почетным титулом городов, имевших храмы императоров; впоследствии римляне регламентировали эту практику, и право носить титул неокора давалось городам специальным постановлением сената6.

Неокоры и закоры как обозначение одной из руководящих должностей фиа-сов встречаются очень редко, хотя такие случаи известны7. Так, в союзе (¿PYEfflVEQ) почитателей Матери богов, базировавшемся в Пирее, закоры назначались действующей жрицей (первое лицо в союзе, избиравшееся по жребию на год) из числа бывших жриц (IG II/III2. 1328, 16-17). Закора должна была, с одной стороны, помогать действующей жрице, а с другой - контролировать ее. Нанесенные на камень два разновременных декрета отражают изменения в статусе закоры: по декрету 183/2 г. до н.э. должность закоры, как и должность жрицы, была годичной: одно и то же лицо запрещалось назначать на нее, пока все бывшие жрицы не займут его по одному разу. Однако декретом 175/4 г. до н.э. ассоциация отменила это правило и назначила некую Метродору закорой пожизненно8. Таким образом, данная танаисская надпись является одним из редчай-

5 Robert J. and L. Fouilles d'Amyzon en Carie. T. I. Exploration, histoire, monnaies et inscriptions. P., 1983. P. 97-118. На Делосе, однако, статус неокоров в городских культах (Аполлона, Артемиды, Асклепия) был существенно ниже, ср. городской декрет 181 г. до н.э., регламентирующий их статус: IG XI. 4. 1032 = Sokolowski F. Lois sacrées des cités grecques. Supplément. P., 1962 (Ecole Française d'Athènes. Travaux et Mémoires des anciens membres étrangers de l'Ecole et de divers savants. 11). P. 105-107. № 52; Bru-neau Ph. Recherches sur les cultes de Délos à l'époque hellénistique et à l'époque impériale. P., 1970 (BEFAR. 217). P. 502-503.

6 См. Hanell K. Neokoroi // RE. XVI. 2. 1935. Sp. 2422-2424; Savelkoul A. Un néocore de Zénoposéidon à Mylasa. Machon, fr. 8 Cow (= Ath. VIII. 337 C) // L'Antiquité classique. 1988. 57. P. 277-279; Burrell B. Neokoroi. Greek Cities and Roman Emperors (Cincinnati Classical Studies. N.S. IX). Leiden-Boston, 2004. P. 3-6. О неокорах и закорах и их роли в различных городских культах см. также Georgoudi S. Magistrats, fonctionnaires, agents au service des dieux // ThesCRA. Vol. V. 2005. P. 56-60.

7 Poland F. Geschichte des griechischen Vereinswesens. Lpz, 1909. S. 387. Ср. об упоминавшихся выше фиасах римского времени, действовавших в Гермонассе и в Лидии.

8 IG II/III2. 1328 = Sokolowski F. Lois sacrées des cités grecques. P., 1969 (Ecole Française d'Athènes. Travaux et Mémoires des anciens membres étrangers de l'Ecole et de divers savants. 18). № 48. См. Foucart P. Des associations religieuses chez les Grecs. Thias-es, éranes, orgéons. P., 1873. P. 22-24; JonesN.F. The Associations of Classical Athens. The Response to Democracy. N.Y.-Oxf., 1999. P. 264-265;

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком