научная статья по теме ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2009, № 1, с. 91-98

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АРХЕОЛОГИИ ТАТАРСТАНА

ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

© 2009 г. Л. Ф. Недашковский

Казанский государственный университет

В данной статье с опорой на материалы Нижнего Поволжья нами затрагиваются малоисследованные проблемы изучения хозяйства Золотой Орды.

Земледелие, скотоводство и промыслы

Традиционно Улус Джучи оценивался историками как кочевое государство со слабо развитым земледелием. Но в свете новых археологических данных это мнение представляется неверным. В состав Золотой Орды наряду с кочевыми степями входили и такие старые земледельческие регионы, как Булгар, Хорезм, Крым и Северный Кавказ.

На Болгарском городище в золотоордынский период были известны мягкая пшеница, пшеница-двузернянка (полба), пшеница карликовая, просо, ячмень (голозерных и пленчатых форм, а также бутылковидный), овес, рожь, горох, вика, чечевица, огурцы, яблоки, лен, конопля (Краснов, 1987. С. 218). На Селитренном городище были также найдены при раскопках косточки винограда и семечки арбузов (Федоров-Давыдов, 2001. С. 231).

На поселениях Багаевское, Колотов Буерак, Хмелевское I и Широкий Буерак в Саратовском р-не Саратовской обл. в ходе раскопок автора статьи в 2001-2003 гг. впервые на золотоордын-ских памятниках была проведена флотация культурного слоя и заполнения исследованных сооружений. Из нижнего, нераспаханного горизонта культурного слоя и из заполнения сооружений на поселении Широкий Буерак были взяты 39 образцов, на Багаевском селище - 66 образцов, на поселении Колотов Буерак - 17 образцов, из пред-материковых напластований раскопа III на Хме-левском I селище - еще 6 образцов1. На поселении Широкий Буерак было обнаружено 209 определимых зерен культурных растений, на Багаевском селище - 370 зерен, на поселении Колотов Буерак - 20 зерен, на Хмелевском I селище - 15 зерен. На поселениях Широкий Буерак, Багаевское и Хмелевское I отмечены находки колосовых фрагментов - следов обмолота злаков; таким образом, удалось документировать факт возделывания культурных растений на месте на-

1 Анализ был проведен в лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН с.н.с., к.и.н. Е.Ю. Лебедевой.

селением исследованных памятников, а значит, и исключить версию об импортном характере зерна. Зафиксированное абсолютное преобладание в образцах проса (53.4% всех остатков культурных растений), превосходящего рожь (20.1%), пшеницу (19.6%), ячмень (5.9%), овес (0.7%) и горох (0.3%), взятые вместе, на наш взгляд, неслучайно. Зернышки проса были зафиксированы нами на Хмелевском I селище в заполнении ямы 2 раскопа I-1999, представлявшей собой хозяйственное сооружение сложной подвосьмеркооб-разной формы; восточная часть ямы, где были найдены зерна, наиболее глубокая, видимо, служила колоколовидным в сечении погребом со ступенчатым спуском в него.

О возделывании проса в Золотой Орде сообщают средневековые авторы. Еще Плано Карпи-ни и Гильом Рубрук в середине XIII в. указывали на употребление в пищу проса в Монгольской империи, упоминая при этом из других злаков только рис и ячмень, служившие для приготовления напитков (Плано Карпини, 1957. С. 36, 95, 124, 138, 146, 148, 154). Просо (tari), овес (ous), пшеница (coptaluc), полба (suulu), ячмень (arpa), рис (tu-turgan, brine, bri[ng]), горох (brizac, noghuc) и чечевица (maruimac) упоминаются в половецкой части словаря "Codex Cumanicus" (1981. P. 107, 130, 131; Drimba, 2000. P. 96, 109) (первоначально написанного в 1303 г. на материалах конца XIII в.), составленного для итальянцев, приезжавших в Улус Джучи. "История Вассафа" повествует о мешке проса, отправленном ханом Токтой хулагуидско-му ильхану Газану в 702 г.х. (1302/1303 гг.) как символ многочисленности ордынского войска (Тизенгаузен, 1941. С. 83). В географической работе ал-Омари (700-749 гг.х./1300/1301-1348/1349 гг.) сообщается о земледелии в Золотой Орде: "Посевов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встречаются у них посевы проса; им они питаются и по части произведений земли в нем (заключается главная) еда их" (Тизенгаузен, 1884. С. 230). По словам того же ал-Омари, пшеница, ячмень, просо двух видов - говорится о просе (дохн) и "джаверсе (род проса), похожем на зерно трилистника", - и чечевица продавались на базарах Сарая (Тизенгаузен, 1884. С. 242). Иоса-фат Барбаро также упоминает об употреблении ордынцами проса в пищу и для жертвоприноше-

ний; кроме проса он называет только пшеницу и овес, которым кормили лошадей (1971. С. 142, 146, 149, 150). Амброджо Контарини, проезжавший через Нижнее Поволжье в 1476 г., упоминает уже только о рисе и сухарях "из довольно хорошей пшеничной муки", а также о луке и чесноке (Бар-баро, 1971. С. 221, 224).

Итальянские и византийские купцы закупали в Золотой Орде различные виды зерна: пшеницу, просо и ячмень, в порядке значимости по объемам вывоза (Барбаро, 1971. С. 52, 53, 57, 66; Ема-нов, 1995. С. 100, 101, 103, 104, 108-116, 11S, 146, 149; Карпов, 1989. С. 27-34; 1990. С. 145; 1991. С. 191; 2000. С. 156, 175, 176, 183; Kramarovsky, 1993. P. 250, 251, 259, 260; Pegolotti, 1936. P. 24, 42, 54, 55). Франческо Пеголотти сообщает о высоких качествах пшеницы, вывозившейся из Каф-фы и Монкастро (Pegolotti, 1936. P. 42). Однако не все регионы Улуса Джучи были в состоянии полностью обеспечивать себя продукцией земледелия: известный арабский путешественник Ибн Баттута приводит сведения о доставке пшеницы и ячменя из Tеpмезa в Хорезм по Амударье на судах (Tизенгaузен, 1884. С. 309).

Гильом Рубрук упоминает о виноградниках и вине на Северо-Восточном Кавказе (Плано Кар-пини, 1957. С. 186). "Codex Cumanicus" содержит названия апельсина (naine, nouma), лимона (limon), персика (saftalu), граната (nardan), абрикоса (mismis), сливы (eric), инжира (ingir), винограда (xuxun), крупноплодного мускатного винограда (churu xuxun), черешни (chiras), финика (ghorma), огурца (chear), дыни (coun), репы (salghan, samuc), капусты (laghan), свеклы (eagundur), тыквы (cabuc), лука (sorgan, youa), чеснока (sarmisac), шпината (yspanac), петрушки (mangdan), салата (marul), укропа (raxiana), груши (armut, chertme) и яблока (alma) в половецком варианте (1981. P. 125-127; Drimba, 2000. P. 106, 107). Ал-Омари приводит любопытные данные о фруктах, орехах, овощах и дыне, повествуя о Золотой Орде: "В ней (растут) разные деревья, разные плоды (как-то): виноград, гранаты, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики и орехи. В ней (есть) плод, который на языке кипчацком зовется батенк (ба-денджан?) [т.е. баклажан - Л.Н.], похожий на винную ягоду... Что касается дыни, то она потребляется (?) у них чрезвычайно, и более других желтая порода. Она сохраняется и имеется у них в продолжение (целого) года. Она имеет чрезвычайную сладость и приятный вкус, а вместе с тем рассказывается много об изобилии и дешевизне ее. Некоторые из них выжимают сок ее и вываривают из нее халву (сладость). В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие" (Tизенгaузен, 1884. С. 233, 234). Ибн Баттута, лично побывавший в Хорезме, восторженно отзывается о хорезмских арбузах: "Подобия хорезмской дыни нет на свете, ни на востоке, ни на

западе... Кожа ее зеленая, внутренность красная. Она (дыня) чрезвычайно сладка; при этом она тверда. Удивительные свойства ее (заключаются) в том, что она разрезывается, сушится на солнце, укладывается в корзины. и везется из Хорезма в самые крайние земли Индии и Китая. Между всеми сушеными фруктами нет лучше их (этих дынь)" (Тизенгаузен, 1884. С. 313). О виноградниках, садах, мельницах и земледельцах в окрестностях Судака в Крыму, а также об амбарных пошлинах, плате за гумно говорится в тарханном ярлыке Тимур-Кутлуга 1398 г. (Радлов, 1889. С. 21, 33).

В словаре "Codex Cumanicus" встречается название плуга (saban), а также ряд слов и выражений, связанных с его употреблением и устройством: плугарь (sabanci), пахать плугом (saban surarmen, saban surdum, saban sur), лемех (saban temir), пахотная земля (tarlov, saban ieri) (1981. P. 8, 90, 180; Drimba, 2000. P. 40, 87, 127). Египетский историк Рукн-ад-дин Бейбарс (ум. 1325) при описании конфликта Токты с Ногаем упоминает также соху (Тизенгаузен, 1884. С.110).

Плуг имел железные чересло и тяжелый лемех (симметричный или с правосторонней асимметрией) (Краснов, 1987. С. 213, 214; Савченкова, 1996. С. 8-10). Соха в золотоордынское время, судя по имеющимся материалам, была двузубой и снабжалась асимметричными сошниками и поли-цей (Краснов, 1987. С. 211-213; Савченкова, 1996. С. 10, 11). Для обработки почвы применялись также мотыги; при уборке урожая пользовались серпами и косами-горбушами (Савченкова, 1996. С. 11, 12).

Иосафат Барбаро, живший с 1436 по 1452 г. в Тане, венецианской колонии в устье Дона, приводит в своем "Путешествии в Тану" интересные данные о земледелии в степной части Золотой Орды: "Около февральского новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то месте, и что в такой-то день такого-то новолуния все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с женами и детьми - или же с частью семьи - направляются к назначенному месту, обычно расположенному на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сделать. Затем они возвращаются в орду.

Хан поступает со своей ордой так же, как мать, пославшая детей на прогулку и не спускающая с них глаз. Поэтому он объезжает эти посевы - сегодня здесь, завтра там, не удаляясь [от своих лю-

дей] больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созреют. Когда же они созреют, то он не передвигается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу. Едут с телегами, волами и верблюда

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»