научный журнал по истории и историческим наукам Российская археология ISSN: 0869-6063

О научном журнале«Российская археология»

Журнал публикует на своих страницах работы теоретического и научно-исследовательского характера по вопросам археологии и смежных дисциплин, археологические материалы, представляющие большой интерес, критические статьи и рецензии на новые публикации по археологии.

Архив научных статейиз журнала «Российская археология»

  • CYRRHUS 1. LE THEATER DE CYRRHUS D’APRES LES ARCHIVES D’EDMOND FREZOULS / SOUS LA DIRECTION DE JEANINE ABDUL MASSIH AVEC LES CONTRIBUTION DE FREDERIC ALPI, JEAN-CLAUDE BESSAC, SOPHIE BINNINGER, ZEINA FANI ET ASSAAD YOUSSEF. BEYROUTH: INSTITUT FRANFAIS DU PROCHE-ORIENT, 2012

    ГАИБОВ В.А. — 2015 г.

  • II МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАДЬЯРСКИЙ СИМПОЗИУМ. ЧЕЛЯБИНСК, 2013

    БОТАЛОВ С.Г., ГРУДОЧКО И.В. — 2015 г.

  • XXVIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ “КРУПНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ” ПО АРХЕОЛОГИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. МОСКВА, 2014

    АЛБЕГОВА З.Х., БАГАЕВ М.Х., КОРЕНЕВСКИЙ С.Н., КОРОБОВ Д.С., ЛЕОНОВА Е.В., МАЛАШЕВ В.Ю., СКАКОВ А.Ю. — 2015 г.

  • АКАДЕМИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ (ОТ РАИМК ДО ИИМК РАН, 1919-2014 ГГ.). СПБ.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2013

    ТИХОНОВ И.Л. — 2015 г.

  • АЛАНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ НА СРЕДНЕМ ДОНУ

    БЕРЕЗУЦКИЙ В.Д., МЕДВЕДЕВ А.П. — 2015 г.

    В статье публикуется погребение в катакомбе, открытое в кургане у с. Лосево Павловского р-на Воронежской обл. По обряду и сопровождающему инвентарю оно практически идентично Т-образным катакомбам Нижнего Подонья IV в. н. э. Погребение могло принадлежать алану, уцелевшему после гуннского погрома и откочевавшему на север в глубинные районы лесостепного Подонья.

  • АНДРЕЕВ С.И. НИКОЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ. ТАМБОВ, 2013

    ТРОПИН Н.А. — 2015 г.

  • АРСЛАНОВА Ф.Х. ОЧЕРКИ ПО СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХЕОЛОГИИ ВЕРХНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ // МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ КАЗАХСТАНА. Т. III. АСТАНА: ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ ИМ. А.Х. МАРГУЛАНА В Г. АСТАНА, 2013

    ХУДЯКОВ Ю.С. — 2015 г.

  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ДАНЬСЛАВЛЕ УЛИЦЕ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

    ЕВТЕЕВ А.А., ОЛЕЙНИКОВ О.М. — 2015 г.

    Досланьский раскоп располагался в северной части Неревского конца Великого Новгорода, в 2-5 м к западу от бывшей ц. Дмитрия Солунского на Дослане улице. Культурный слой здесь датируется концом XI - XX в. В конце XI в. произошло деление территории по улице Дослане на участки под городские усадьбы. Удалось проследить четыре двора с сооружениями, которые можно соотнести с ледниками. В начале XIII в. изучаемая территория запустела. Возобновление усадеб произошло в XIV в. В восточной части раскопа прослежена прицерковная территория, огороженная частоколом с кладбищем XIV- XIX вв. Были исследованы костные останки из 136 погребений. Общая краниологическая выборка составила 57 черепов. Средний возраст смерти в группе - 33.4 года: у мужчин - 36.2 года, у женщин - 31.2. Реконструированная длина тела мужчин колеблется в пределах 166-169 см, женщин - 153157 см. В серии высок процент встречаемости травм черепа и посткраниального скелета, а также болезней суставов и позвоночника. Также высок процент маркеров физиологического стресса, общее состояние зубочелюстной системы плохое. По всем системам антропологических признаков наблюдаются существенные отличия между погребенными разных хронологических периодов, особенно резко выраженные между выборками XVI и XVII вв.

  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПАМЯТНИКЕ КИЛЬСЯЛИ ТЕПЕ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ

    АЛЫШОВ Н.А. — 2015 г.

    В статье речь идет об археологических раскопках, проведенных на христианском памятнике Кильсяли тепе, расположенном недалеко от г. Габала - одного из важнейших городов Кавказской Албании, на территории д. Нидж Габалинского р-она. Церковь являет собой полуземлянку с алтарным притвором, обнаруженным в ход археологических работ и имевшим подковообразную форму. Он был ориентирован не на восток, а на запад. Также был обнаружен нартекс овальной формы, толщина основания стен которого составляла 1.20 м. Размеры нартекса - 10 х 7 м. Длина стен северной части основного здания церкви равнялась 7.50 м, южной - 7.35 м, восточной - 6.15 м и западной - 5.90 м. На основании найденного керамического материла можно заключить, что памятник был построен в VII-VIII вв. и продолжал функционировать в позднем Средневековье.

  • АРХЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ЗАДАЧИ

    БЕЛЯЕВ Л.А., МАКАРОВ Н.А., ЭНГОВАТОВА А.В. — 2015 г.

    Статья написана по тексту пленарного доклада, сделанного на IV Всероссийском археологическом съезде в г. Казань. Она содержит анализ состояния археологических исследований в России за последние годы, включая взаимодействие фундаментальной науки и охранных работ. Характеризуются также новые достижения в области законодательства об охране культурного наследия, позволяющие усилить борьбу с незаконными раскопками и торговлей древностями. Обсуждается проблема запроса общества на участие в изучении археологического наследия, неизбежность многогранности контактов археологии с областью современной культуры. Формулируется задача археологического изучения территории современной России как региона, наделенного устойчивым географическим своеобразием.

  • БАСЬЯНОВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЭПОХИ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА: ОСНОВАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ

    ВИЛИСОВ Е.В., ШОРИН А.Ф., ШОРИНА А.А. — 2015 г.

    В статье приведены основные характеристики выявленного в Среднем Зауралье басьяновского археологического комплекса эпохи позднего неолита. Он датирован первой половиной IV тыс. до н.э. и генетически связан с зауральской боборыкинской культурой. Но реальный статус басьяновского археологического комплекса - новая археологическая культура, локальный вариант боборыкинской культуры (области, общности) - определять на сегодня преждевременно. Скорее всего, наиболее продуктивно исследовать проблему боборыкинского археолого-культурного и историко-культурного единства (и различий внутри его) через призму явления лингвистической непрерывности, хорошо известной по этнографическим материалам, прежде всего, аборигенов Австралии и Новой Гвинеи. В археологических реалиях эта дефиниция может обозначаться как археологическая непрерывность.

  • БРЯНСКИЙ КЛАД ВЕЩЕЙ С ВЫЕМЧАТЫМИ ЭМАЛЯМИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ)

    АХМЕДОВ И.Р., ОБЛОМСКИЙ А.М., РАДЮШ О.А. — 2015 г.

    В статье опубликована информация о кладе восточноевропейских украшений с выемчатыми эмалями, найденном у бывшей д. Усух (юг Брянской обл., нижнее течение р. Сев). Он состоял из более чем 275 предметов: женских украшений, предметов мужской культуры престижа, нескольких сломанных в древности вещей, трех бытовых предметов. Все женские украшения, кроме бус, были изготовлены из бронзы. К предметам мужской субкультуры относятся детали плети, трех рогов для питья, возможно, поясная пряжка. Дата клада определяется по стилистическим особенностям украшений с эмалью, набору бус, пряжке и зеркалу в рамках конца II - второй половины III в. н.э.

  • ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ УКРЕПЛЕНИЙ РОСТИСЛАВЛЯ РЯЗАНСКОГО

    КОВАЛЬ В.Ю. — 2015 г.

    В работе представлены результаты прорезки вала и рва на городище Ростиславль, являющемся остатками одноименного города, упоминаемого в летописях. Благодаря фиксации не только профилей траншеи, которой проводился этот разрез, но также и планов, снятых через каждые 20-30 см, удалось выявить трудноуловимые остатки полностью истлевшей и замещенной материковым грунтом (желтым суглинком) древесины от срубов. Тем самым установлено, что видимый сегодня вал является руинами древо-земляной стены. Такой подход позволил понять, в какой последовательности происходила засыпка грунта внутрь срубов и осыпание этого грунта после того, как древесина сгнивала. В результате удалось установить следы четырех последовательно сменявших друг друга стен, возводившихся на одном и том же месте благодаря перестройкам. Радиоуглеродный анализ угля из-под основания стены и изучение вещей и керамики из пристроек к стене позволили датировать эти этапы фортификационного строительства в пределах конца XIII - XV в. Сформулирована проблема существования и размещения фортификации Ростиславля во второй половине XII - первой половине XIII в.

  • ДИАХРОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВЛЯ В XIII-XVII ВВ. ПО ДАННЫМ РАДИОЛОГИИ

    МЕДНИКОВА М.Б., ТАРАСОВА А.А., ЭНГОВАТОВА А.В. — 2015 г.

    Применение методов естественных наук в археологии значительно расширяет источниковедческую базу. Настоящая публикация посвящена изучению встречаемости так называемых линий Гарриса на рентгенограммах болыпеберцовых костей у жителей г. Ярославля XIII, XVI, XVII вв. Первая выборка включает останки ярославцев, погибших при разорении города войсками Батыя в феврале 1238 г. Вторая и третья выборки происходят из раскопок кладбища при церкви Иоанна Златоуста. Линии Гарриса отражают временное прерывание ростовых процессов и неоднократно использовались как индикаторы эпизодического стресса у детей и подростков. В домонгольскую эпоху (начало XIII в.) по уровню подобных стрессов Ярославль занимал промежуточное положение между сельским населением Русского Севера и Киевом. Наиболее благоприятные условия существовали в Ярославле XVI в. Население XIII и XVII вв. испытывало негативные воздействия чаще. В городской среде Ярославля постоянно доминировали тендерные различия, сказывавшиеся на большей подверженности стрессам девочек. В XVII в. резко возрастает встречаемость линий Гарриса у мужчин, что отражает уязвимость мужской части населения перед лицом голода, войн и эпидемий. Вместе с тем данные показывают, что на процесс роста в большей степени влияла социальная среда и культурные традиции, а не климатические изменения.

  • ДРЕВЕСИНА В ЗАПОЛНЕНИИ МОГИЛЬНЫХ ЯМ МОГИЛЬНИКА КСИРОВ

    ДЕНИСОВ Е.П. — 2015 г.

    Публикация посвящена курганному могильнику Ксиров, расположенному на Дангаринской равнине, в долине р. Кизилсу Хатлонской (бывшей Кулябской) области Южного Таджикистана. Преимущественно могильник представлен обычными могильными ямами без подбоя, существенно реже - с подбоем (что сближает его с погребениями усуней Семиречья и Северного Тянь-Шаня). В заполнении первых часто встречается древесина, интерпретируемая как остатки древесного перекрытия. Анализируя количество находок древесного тлена и жердей из заполнения погребений других могильников Южного Таджикистана с находками могильника Ксиров, а также сопоставляя эти данные с такими признаками, как ориентация погребений, устройство могильных ям и т.д., автор заключает, что Ксиров отличался от других синхронных памятников Северной Бактрии-Тохаристана. По его мнению, погребенные в могильных ямах Ксирова - народ, известный в китайских анналах как юэчжи.

  • ЗАВЕРШЕНИЕ РАСКОПОК ТЕЛЛЬ ХАЗНЫ I И НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЛЬ АЙЛЮНА (СИРИЯ) В 2010 Г

    АМИРОВ Ш.Н., МАГОМЕДОВ Р.Г., МУНЧАЕВ Р.М. — 2015 г.

    В статье представлены работы археологической экспедиции ИА РАН в Сирии в 2010 г., в ходе которых удалось провести необходимые исследования и консервацию на Телль Хазне I и осуществить широкие разведки и топографическую съемку Телль Айлюна. Полевой сезон 2010 г. стал последним сезоном, проведенным экспедицией в Сирии до начала Гражданской войны.

  • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО ЧЖУРЧЖЭНЕЙ ПРИМОРЬЯ В ХП-ХШ ВВ. (ПО ПИСЬМЕННЫМ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ)

    АРТЕМЬЕВА Н.Г., БОЛДИН В.И. — 2015 г.

    Многолетние исследования чжурчжэньских городищ времени существования государства Восточное Ся (1215-1233 гг.) дают возможность судить об экономике этого периода. Судя по количеству сельскохозяйственного инвентаря, земледелие и животноводство было ее основой. К орудиям обработки почвы относятся лемехи, отвалы, лопаты, мотыги; к уборке урожая - серпы, цепы, вилы; к переработке зерна - ступы, ручные жернова. Основу зернового хозяйства населения городищ составляли многие виды культурных растений, включая зерновые, бобовые, технические и огородные культуры. Для переработки зерна использовали ступы, жернова. Наряду с продуктами земледелия у чжурчжэней преобладал мясной стол, поэтому животноводство в хозяйстве занимало важное место. Доминировал крупный рогатый скот и лошади. Существовала оседлая система животноводства, которая характеризуется отгонной, выгонной и стойловой формами. Несмотря на то что города в государстве Восточное Ся несли на себе большей частью административно-военные функции, но все же их можно называть военно-земледельческими поселениями.

  • ЗОЛОТЫЕ НАШИВНЫЕ БЛЯШКИ ИЗ КУРГАНА ВЕРХНИЙ РОГАЧИК: КРИТИКА ИСТОЧНИКА

    БАБЕНКО Л.И. — 2015 г.

    В научной среде мнение о составе комплекса золотых пластинчатых аппликаций из кургана Верхний Рогачик, раскопанного Н.И. Веселовским в 1914 году, основывается на опубликованной в OAK за 1913-1915 гг. фотографии, содержавшей изображения бляшек 14 различных штампов. Однако анализ сопровождавшего эту фотографию текста, архивных материалов, коллекции Государственного Эрмитажа, а также находок из предыдущих раскопок Н.И. Веселовского убеждают, что на указанном фотоснимке были объединены бляшки, происходящие из двух курганов - Верхнего Рогачика и Чмыревой Могилы.

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ

    НОВОЖЕНОВ В.А. — 2015 г.

    Изобразительную, статуарную и мегалитическую традиции древнейшего населения азиатской части степной Евразии и развитие их в пространстве и во времени автор относит к изобразительным коммуникациям. В статье выделяются изобразительные традиции и делается попыткареконструировать фрагменты их изобразительных рядов (кодов). В изобразительных памятниках ранней бронзы Центральной Азии выделяется ямно-афанасьевская изобразительная традиция; в петроглифах эпохи средней и поздней бронзы определены два хронологических пласта, соотнесенных с первой половиной - третьей четвертью II тыс. до н.э. и второй половиной II - первой половиной I тыс. до н.э., которые могут быть связаны с андроновской и карасукской традициями. Реконструируются следующие фрагменты ямно- афанасьевского изоряда:... => "солярный" или "птицеголовый" персонаж (первопредок - мужчина или возничий или женщина) => повозка на дисковых колесах (фургон или телега или двуколка) => бык (массивный или поджарый, на юге - верблюд) => птица (журавль) => крестообразные или фаллические знаки =>... Фрагменты андроновского изобразительного кода:... => "солнцеголовый" персонаж в канонизированных позах (или мужчина с подчеркнутым признаком пола и «хвостом, иногда с "шаром" на конце» => колесница (на колесах со спицами, запряженная конями в стандартной позиции спинами друг к другу, а сама повозка исключительно в позиции "вид сверху") => разные типы вооружения => лошадь с "челкой", детализированной гривой (хвостом) => тучные быки с выгнутыми вперед большими рогами => верблюды => солярная символика (крестообразные знаки) =>... Изобразительный код карасукской традиции имеет ряд принципиальных отличий. Нет канонизированных "солнцеголовых" персонажей, которые заменяются условным изображением человека и, вероятно, трансформируются в вид антропоморфных мегалитических сооружений - оленных камней, символизирующих колесничих. Фрагменты изобразительного кода:... => условное изображение человека, часто без половых различий и детализации=>предметы вооружения (на оленных камнях) => колесница с особой манерой изображения упряжных коней (или распряженная) => условное изображение лошади => олень с ветвистыми рогами => массивный бык => разнообразные знаки =>.

  • ИЗРАЗЦЫ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ МОСКВЫ: ПЕРВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

    БАРАНОВА С.И. — 2015 г.

    В публикации прослежена история формирования коллекции изразцов, обнаруженных в культурном слое Москвы при строительных работах второй половины XIX - XX в., в том числе в Заяузье, где, согласно письменным источникам, было сосредоточено гончарное производство. Публикуются выдержки из архива историка керамического производства, инженера и художника А.В. Филиппова, относящиеся к работам 1938 г. в Гончарном переулке. В их ходе были обнаружены первые археологические свидетельства гончарной мастерской XVII в. Сделанное открытие послужило толчком для начала систематических раскопок в Гончарной слободе, обеспечивших стремительное продвижение в изучении русского и московского изразца.