научная статья по теме ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 3, с. 20-36

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ

© 2015 г. В.А. Новоженов

Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском университете им. Е.А. Букетова (vnovozhenov@gmail.com)

Изобразительную, статуарную и мегалитическую традиции древнейшего населения азиатской части степной Евразии и развитие их в пространстве и во времени автор относит к изобразительным коммуникациям. В статье выделяются изобразительные традиции и делается попытка реконструировать фрагменты их изобразительных рядов (кодов). В изобразительных памятниках ранней бронзы Центральной Азии выделяется ямно-афанасьевская изобразительная традиция; в петроглифах эпохи средней и поздней бронзы определены два хронологических пласта, соотнесенных с первой половиной - третьей четвертью II тыс. до н.э. и второй половиной II - первой половиной I тыс. до н.э., которые могут быть связаны с андроновской и карасукской традициями. Реконструируются следующие фрагменты ямно-афанасьевского изоряда: ... & "солярный" или "птицеголовый" персонаж (первопредок - мужчина или возничий или женщина) & повозка на дисковых колесах (фургон или телега или двуколка) & бык (массивный или поджарый, на юге - верблюд) & птица (журавль) & крестообразные или фаллические знаки &... Фрагменты андроновского изобразительного кода: ... & "солнцеголовый" персонаж в канонизированных позах (или мужчина с подчеркнутым признаком пола и «хвостом, иногда с "шаром" на конце» & колесница (на колесах со спицами, запряженная конями в стандартной позиции спинами друг к другу, а сама повозка исключительно в позиции "вид сверху") & разные типы вооружения & лошадь с "челкой", детализированной гривой (хвостом) & тучные быки с выгнутыми вперед большими рогами & верблюды & солярная символика (крестообразные знаки) &... Изобразительный код карасукской традиции имеет ряд принципиальных отличий. Нет канонизированных "солнцеголовых" персонажей, которые заменяются условным изображением человека и, вероятно, трансформируются в вид антропоморфных мегалитических сооружений - оленных камней, символизирующих колесничих. Фрагменты изобразительного кода: . & условное изображение человека, часто без половых различий и детализации=>предметы вооружения (на оленных камнях) & колесница с особой манерой изображения упряжных коней (или распряженная) & условное изображение лошади & олень с ветвистыми рогами & массивный бык & разнообразные знаки &.....

Ключевые слова: ямно-афанасьевская изобразительная традиция, андроновская изобразительная традиция, карасукская изобразительная традиция, мегалитическая традиция, орнаментальная традиция, изобразительный ряд/код, стиль, петроглифы, коммуникации, миграции, повозки, колесницы.

В последние годы на территории современного Казахстана открыты сотни новых памятников наскального искусства, в которых определенно выделен пласт петроглифов эпохи бронзы. При этом сложилась совершенно нездоровая ситуация, когда этот многотысячный корпус изобразительных источников изучается отдельно от раскопанных западнее - в степных районах Северной Евразии -синхронных археологических памятников.

Изобразительную, фигуративную (статуарную), орнаментальную и мегалитическую традиции ран-небронзовых, а также более поздних социумов азиатской части степной Евразии и развитие этих и других традиций в пространстве и во времени мы относим

к изобразительным коммуникациям. Эти традиции стали важным средством внутренней и внешней активности местных социумов, которые зафиксированы археологическими методами в виде выделенных археологических культур (АК) и культурно-исторических общностей (КИО). Они стали надежным индикатором самоидентификации этих обществ, а их изучение и анализ позволяют прояснить многие спорные вопросы этнокультурной истории.

В свое время предпринимались попытки выделить "сейминско-турбинскую изобразительную традицию" (Пяткин, Миклашевич, 1990), "тамга-линско-саймалы-ташскую" (Самашев, 2012а), однако они оказались не только не связаны с какой-либо

Рис. 1. Ямно-афанасьевская изобразительная традиция. "Солнцеголовые" и "птицеголовые" на стелах и в петроглифах Южной Сибири: 1 - стела, вторично использованная в качестве северного углового камня тагарской ограды в могильнике на оз. Черном; 2 - изваяние на перевале из долины р. Теи в долину р. Таштыпа; 3 - стела, использованная вторично в тагарском кургане, дер. Фарпус; 4 - переносное изваяние из песчаника, найденное в Ширинском р-не Хакасии; 5 - могильник Тас Хаза, гравировка на плите мог. 5; 6-8 - рисунки охрой на скалах Кантегир I и II; 9, 11 - наскальные изображения, нанесенные охрой у дер. Быстрой на правом берегу Енисея; 10 - могильник Тас-Хаза, мог. 1; 12 - стела близ улуса Верхний Долгий Маяк на р. Ербе (Новоженов, 2012а).

АК или КИО, но и не определены этнически, а значит "живут" какой-то своей оторванной от создавших их людей жизнью. С методологической точки зрения зачастую происходит подмена понятий: за изотрадицию принимается локальный стиль - манера воплощения отдельных персонажей на основе их иконографических особенностей (Ковтун, 2001) - или вводятся новые искусственные понятия типа "культурно-исторических ландшафтов", которые в действительности опять же выражают только

иконографические особенности стиля, но никак не отражают и не описывают саму изобразительную традицию (Шер, 2004. С. 9-14). Еще большую путаницу вносят попытки сопоставить выделенные таким образом изобразительные стили с локальными АК (или их этапами), материальные свидетельства которых отсутствуют в других районах Центральной Азии (ЦА).

Ямно-афанасьевская изобразительная традиция. В последние годы на территориях Южного

Урала и Западного Казахстана, в Сары Арке, на Алтае, в Восточном Туркестане, Монголии и в Южной Сибири открыта серия изобразительных памятников и фигуративных артефактов раннего периода. К их числу относятся местонахождения петроглифов, нарисованные и выбитые на скалах, в урочище Акбидаик, близ Екибастуза, Олентинские писаницы в долине одноименной реки, связанные с раскопанными здесь древнеямными памятниками (Мерц В.К., 2002, 2012; Мерц И.В., 2010), а так же петроглифы Мугоджар и расположенные в Прикас-пии - Коскудук и Толеубулак. Рисованные петроглифы найдены также в живописном гроте Драверта и скальных нишах на озере Жасыбай, в гроте Те-сиктас в Сары Арке и в примыкающих на востоке предгорьях Алтая - в гроте Акбаур (Самашев, 2006. С. 17-21).

На своде грота Тесиктас красной краской нарисованы различные геометрические знаки и две массивные фигуры быков. Стиль их изображения полностью совпадает с трактовкой аналогичных фигур на плитах могильника Черновая VIII и в синхронных петроглифах долины р. Чулуут (Монголия). Эти сюжеты с массивными быками практически всегда сочетаются с антропоморфными существами (рис. 1), пальцы которых намеренно расставлены в стороны, и с женщинами-прародительницами (рис. 2) в "интересных" позах (Новгородова, 1989. С. 89). Среди рисунков на озере Жасыбай выделяется центральный антропоморфный персонаж - вероятный прообраз "солнцеголового" божества, повсеместно распространенного в петроглифах эпохи бронзы ЦА. Он представлен на стенках каменных ящиков могильника Каракол на Алтае (Кубарев, 1988). Ближайшие аналогии этому образу имеются в росписях на каменных ящиках могильника Тас-Хаза, в петроглифах Чулуута и на стенках гробниц кург. 28 у ст. Новосвободная (Резепкин, 1987).

Все больше данных появляется по обоснованию афанасьевского пласта в древнем искусстве Южной Сибири, Алтая и Монголии. Новые материалы из Минусинской котловины, Тувы и Хакасии дают дополнительные аргументы в пользу выделения раннего пласта в окуневском искусстве и позволяют связывать его возникновение с миграцией западных племен животноводов (Шер, 1980а; Есин,

2010; Лазаретов, 1997; Подольский, 2007). ■*-

Рис. 2. Ямно-афанасьевская изобразительная традиция. Образ Матери-прародительницы: 1, 2 - Извоаре I; 3 - Флорешты II; 4 - Траян-Дялул Фынтынилор II; 5, 8 - Бырлэлешти; 6-7 - Тру-шешти I; 9 - Усть-Туба III; 10 - Черновая VIII; 11 - Сыда; 12 -петроглифы долины р. Чулуут (Энеолит СССР; Шер, 1980а; Новгородова, 1989).

Рис. 3. Ямно-афанасьевская статуарная традиция. Коллекция каменной антропоморфной мелкой пластики в стандартной позе возничего: 1, 3 - фигуры сидящих людей из Костанайской обл., Костанайский музей; 2 - фигура сидящего антропоморфа из Акмолинской обл., Эрмитаж; 4 - фигура из Минусинской котловины, дер. Калы, Хакасия, Минусинский музей; 5 - поселение Ботай, раскоп 21; 6 - кург. Черновая 11, мог. 5, Хакасия, Минусинский музей (Ченченкова, 2004; Самашев, 2012а).

Ямно-афанасьевская мегалитическая традиция. Под этой традицией мы здесь понимаем прежде всего установку крупных антропоморфных стел с нанесенными на их грани изображениями (рис. 1, 1-4), или просто сооружение оград, менгиров - стел без изображений и использование погребальных каменных ящиков. В широком смысле - изготовле-

ние монументальных погребальных сооружений, геоглифов на Южном Урале и на севере Казахстана, а также предметов мелкой пластики.

Коллекция небольших каменных антропоморфных скульптурок (рис. 3), состоит из случайных находок, происходящих из северных и северовосточных регионов Казахстана, а также - из рас-

копанных памятников Минусинской котловины и имеет широкие аналогии в петроглифах ЦА (Но-воженов, 2012а; Ченченкова, 2004). Основу образа составляют огромные глаза, выполненные с большим реализмом и изяществом. Показаны ступни ног, фаллос, кулаки, в одном случае пальцы рук, и всегда намеренно большой, треугольный нос, гордо поднятый вверх. Наблюдается поразительное сходство иконографии этих скульптурок и сюжетов с повозками в петроглифах, что дает основание их интерпретировать как фигурки возничих. В.Г. Шкода выявил существенную связь этих скульптурок с южным памятником - поселением Саразм, в долине р. Зеравшан в Таджикистане, где найден вырезанный из порфирита сосуд с человеческой личиной, выполненной в аналогичном стиле (Шкода, 1997).

Понятно, что ритуальная чаша есть главный атрибут жрецов (

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком